Программа социальной реабилитации молодых инвалидов. Социально-культурная реабилитация молодых инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных мер, направленных на создание условий, обеспечивающих им равные с другими гражданами возможности участия в общественной жизни и развитии общества.

Меры социальной защиты инвалидов включают медико-социальную экспертизу, реабилитацию, организацию обеспечения их жизнедеятельности и осуществляются в зависимости от характера и степени нуждаемости инвалидов в тех или иных видах социальной защиты.

Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и (или) по восстановлению функции ограничения.

Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью, например, восстановление профессиональной трудоспособности.

Реабилитацию инвалидов подразделяют на медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профессиональную реабилитацию. Система реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями в виде схемы представлена на рисунке 4.

Медицинские меры реабилитации многочисленны, имеют количественные и качественные характеристики, критерии оценки и экспертизы. Медицинские меры реабилитации включают:

восстановительное лечение, осуществляемое в учреждениях здравоохранения либо учреждениях другой ведомственной принадлежности, оказывающих медицинские услуги населению, либо в специализированных центрах реабилитации инвалидов. В лечебный восстановительный комплекс должны входить социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, подбор вспомогательных средств и их медико-техническая адаптация к инвалидам;

Рис.5.

санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствующих учреждениях, оно может быть этапом восстановительного лечения или иметь общеукрепляющее значение;

диспансерное наблюдение, проводимое для динамического медицинского контроля за состоянием здоровья инвалида и своевременной его коррекцией;

медико-социальный экспертный контроль с целью динамической экспертной оценки состояния инвалида и своевременной его коррекции должен осуществляться службой медико-социальной экспертизы.

Восстановительное лечение должно носить комплексный характер и включать, наряду с медицинскими, физическими, психологическими методами, меры социальной и профессиональной реабилитации:

1) социально-бытовую адаптацию инвалидов;

2) адаптацию инвалидов к труду с использованием трудотерапии, вовлечением в трудовую деятельность в условиях моделирования производственных процессов;

3) профессиональную ориентацию и психокоррекцию установок на труд.

Таким образом, к медицинским мерам реабилитации следует отнести: восстановительное лечение, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медико-социальный экспертный контроль, включая разработку ИПР.

Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от преморбидных особенностей личности, от ее защитных механизмов. Крайне важной является оценка психологического статуса индивида, который дает возможность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям. Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Формирование различных расстройств в состоянии здоровья зависит от характера и интенсивности эмоционального стресса, переживаемого человеком.

Важная цель психологической помощи инвалидам - обучение больного самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности .

Задачами психолога центров (отделений) реабилитации являются:

В сфере медико-социальной реабилитации:

Определение психологического статуса инвалида, установление типа отношений инвалида к своему заболеванию.

Определение индивидуального реабилитационного потенциала, прогнозирование результата и информирование инвалида о перспективах реабилитации.

Определение типа "идеального" врача и оптимальной схемы дифференцированных коррекционных и психотерапевтических программ.

Формирование адекватного отношения к болезни.

В сфере социально-бытовой адаптации:

Работа с ближайшим окружением инвалида для формирования оптимальной реабилитационной среды.

Определение психологической готовности инвалида к использованию ортопедических изделий, технических и вспомогательных средств, формирование адекватного отношения к их эксплуатации, преодоление первичного психологического дискомфорта.

Формирование адекватной перестройки иерархии мотивов по типу их переподчинения новому смыслообразующему мотиву - сохранению жизни, здоровья, возможности самообслуживания.

Целенаправленная работа по формированию благоприятного эмоционально-психологического климата в семье инвалида.

В сфере социально-средовой реабилитации:

Определение социального статуса с учетом новых социально-ролевых возможностей, социально-бытовых условий и социально-культурных запросов.

Формирование психологической готовности и психологической необходимости личного участия инвалида в общественной деятельности, в том числе спортивной.

В сфере психолого-педагогической реабилитации:

Разработка и внедрение психолого-педагогических коррекционных и развивающих программ, содействующих повышению эффективности обучения (профессионального обучения, переобучения), личностному росту учащихся и социально-психологической адаптации.

Вскрытие механизмов нарушения высших психических функций на основе нейропсихологического подхода и определение этапности их формирования у детей или восстановления у взрослых, так называемая нейропсихологическая реабилитация.

В сфере социально-психологической реабилитации:

Диагностика личностной сферы инвалида, степени его активности в реабилитационном процессе, факторов окружающей среды для последующего формирования реабилитационной программы.

Первичная коррекция неадекватных личностных установок. Перестройка отношений личности.

Оказание конкретной психологической помощи при обращении инвалида или членов его семьи.

Раскрытие перед инвалидом его скрытых потенциальных возможностей, обучение навыкам коммуникации, гибкому адаптивному поведению, выведение его на более высокий уровень социальной активности и мотивированности.

Психологическое просвещение в среде инвалидов и их ближайшего окружения по психогигиене.

В сфере общереабилитационных мероприятий:

Преодоление установочного психологического сопротивления инвалида на реабилитацию, снижение уровня тревожности.

Активирование личности инвалида в отношении участия в реабилитационном процессе.

Динамический контроль за процессом реабилитации и оценка ее эффективности .

Эффективная психологическая реабилитация инвалидов приводит к формированию у них адекватной оценки своих возможностей, стойкой трудовой направленности, исчезновению "рентных" установок (вызванных, как правило, незнанием своих возможностей, неприспособленностью к новым условиям жизни).

Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, обеспечение техническими средствами.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию инвалидов к социальному окружению, восстановление личности путем формирования адекватного отношения общества к инвалиду и инвалида к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях, трудовых коллективах, иных микро - и макроколлективах, в обществе в целом.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социальные меры реабилитации инвалида включают: обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, сурдотехникой, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития; медико-социальный уход, проживание или пребывание в специализированных учреждениях социальной защиты и неограниченно широкий круг других видов и форм социальной помощи и услуг, направленных на содействие интеграции инвалида в общество.

В рамках социальной реабилитации разрабатывается новое направление - социокультурная реабилитация. Этот вид реабилитации может быть определен как процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворение культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает им средства для позитивных изменений в образе жизни за счет расширения рамок их независимости.

Отсутствие социального опыта, связанного с инвалидностью, нарушает гармонию отношений инвалидов с окружающей средой и требует формирование нового опыта, во многом отличного от прежнего.

Основная цель социокультурной реабилитации - создание путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счет развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации. Социокультурная реабилитация помогает связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией, рекреацией и социализацией.

Участие в процессах социальной коммуникации - ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая таким образом поле их культурной активности.

В целом можно выделить следующие направления социокультурной реабилитации, используемые в работе с инвалидами:

Просветительское, цель которого - устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;

Досуговое, цель которого - организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалида путем содержательного наполнения свободного времени;

Коррекционное, цель которого - привитие социальных норм, всестороннее, целостное развитие личности, повышение образованности;

Познавательное, цель которого - приобретение инвалидом знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего его мира;

Эмоционально-эстетическое - позволяет получать удовольствие, что существенно меняет образ жизни человека.

Таким образом, социокультурная реабилитация расширяет коммуникативное пространство инвалидов, помогает в осознании своего единения с другими членами общества, приобщает к общественным формам рекреации, т.е. способствует интеграции лиц с инвалидностью в общество.

Ограничение способности адекватного поведения обусловлено отклонениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах в виде неадекватности поведения в соответствии с ситуацией (снижение способности соблюдать личную безопасность, понимать, справляться с ситуацией, приобретать знания).

Ограничение способности к общению включает в себя трудности, связанные с восприятием и передачей информации, умением контактировать с людьми, в том числе с близкими родственниками. Сюда входит снижение способности общаться с окружающими (без других указаний); способности понимать речь и разговаривать; способности использовать письменный язык и выражать мысли при помощи языка; способности слушать и видеть.

Реабилитация при этих ограничениях жизнедеятельности направлена на восстановление коммуникативных функций и состоит из:

работы с логопедом, психологом и сурдопедагогом;

подбора вспомогательных средств;

обучения родственников инвалида адаптивным способам общения с ним;

определения инвалида в специализированное учреждение .

Ограничение способности передвижения включает в себя снижение способности выполнять сложные двигательные манипуляции телом: способности передвигаться; ходить; преодолевать препятствия (бордюры) или подниматься по лестнице; бегать; вставать на колени или нагибаться; поддерживать позу.

Методика реабилитации в данном случае включает в себя:

набор вспомогательных средств,

кинезиотерапию,

физиотерапию,

медикаментозную терапию,

оборудование жизненного пространства.

Ограничение способности действовать руками включает ограничение способности манипулирования пальцами: зажимать предметы; поднимать предметы; держать предметы; доставать предметы; действовать рукой; действовать пальцами, неспособность передвигать предметы.

Для коррекции данного вида ограничений жизнедеятельности проводятся занятия по лечебной физкультуре, массаж рук, занятия по разработке мелкой моторики, подбор вспомогательных средств для захвата и перемещения предметов, оборудование жизненного пространства инвалида .

Ограничение способности владения телом при решении бытовых задач включает в себя ограничения, связанные с владением телом при осуществлении различных операций хозяйственно-бытового назначения: cнижение способности пользоваться транспортом; снижение способности выполнять повседневные домашние дела; снижение способности регулировать окружающую среду (проветривание, уборка и т.д.).

Для коррекции данного вида ограничений жизнедеятельности проводятся мероприятия включающие кинезиотерапию; оборудование жизненного пространства (поручни, захваты); обучение адаптивным способам выполнения навыков решающих бытовых задач .

Ограничение способности ухаживания за собой включает в себя различные ограничения выполнения навыков самообслуживания: приобретение продуктов, прием пищи, личная гигиена, одевание.

Данный вид ограничения может быть обусловлен как изолированным, так и сочетанным нарушением функций всех выше перечисленных параметров ограничения жизнедеятельности.

Методы коррекции:

кинезиотерапия,

обучение адаптивным способам выполнения навыков самообслуживания,

оборудование жизненного пространства,

подбор вспомогательных средств .

Таким образом, в системе социальной работы с инвалидами центральное место занимает социальная реабилитация, которая включает различные направления: психологическую, профессиональную, медицинскую, социальную реабилитацию и т.д. Реабилитационная работа опирается на целый ряд принципов ее организации, а также проводится в рамках индивидуальных программ реабилитации. Которая имеет конечной целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности, расширяя рамки их независимости.

Уход за инвалидами – тяжелый труд, поскольку требуется не только круглосуточный контроль, но и организация всех процессов жизнедеятельности. Нередко это бывает связано с необходимостью изменить весь уклад жизни семьи, что связано с психологическими проблемами и стрессовыми ситуациями. Предлагаем квалифицированную медицинскую помощь и полноценный уход без бюджетных перегрузок. Вам не придется искать “недорогих” сиделок и доверяться практически незнакомым людям: у нас вашим родственникам будет комфортно и безопасно.

Молодые люди с ограниченными возможностями часто страдают не только от физических, но и от душевных недугов, поскольку им сложно смириться с мыслью о том, что они отличаются от сверстников. В нашем пансионате для пожилых людей найдется место и для молодежи, которая быстро осваивается, находит занятия по интересам и начинает активно общаться. Мы предоставляем отличные возможности для комфортного времяпровождения, обеспечиваем проведение реабилитационных мероприятий в специально оборудованных помещениях и обустройство быта в соответствии с предпочтениями наших подопечных.

Обеспечиваем профессиональный уход за молодыми инвалидами: создаем условия комфорта и безопасности

Молодым людям сложно пережить собственную “непохожесть” на ровесников. Эта душевная травма нередко приводит к развитию депрессивных состояний и обострению других хронических заболеваний. Наши специалисты разработают комплексные мероприятия, целью которых является улучшение физического и психологического состояния больного. У нас созданы условия для

Комплексных мероприятий, направленных на реабилитацию пациентов,

Организации быта и досуга подопечных,

Восстановления душевного самочувствия и гармонии с окружающим миром.

Пансионат Аннушка - это:

4-х разовое индивидуальное питание

Уход для постояльцев с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, и деменцией

Специальные условия для лежачих постояльцев

Просторные трех- и четырехместные комнаты

Дыхательная гимнастика, лечебная гимнастика, эрготерапия

Организация досуга, активный отдых.

  • 4-х разовое индивидуальное питание.
  • Уход для постояльцев с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, и деменцией.
  • Специальные условия для лежачих постояльцев.
  • Просторные трех- и четырехместные комнаты.
  • Дыхательная гимнастика, лечебная гимнастика, эрготерапия.
  • Организация досуга, активный отдых.

Комплексная реабилитация в пансионате «Аннушка» - полноценный уход за молодыми инвалидами

Наш пансионат оснащен всем необходимым для комфортного проживания пациентов с ограниченными возможностями:

  • просторными комнатами с мебелью и удобствами;
  • пандусами и поручнями;
  • вспомогательными средствами передвижения: колясками, ходунками, костылями.

Мы обеспечиваем:

  • полноценное четырехразовое питание;
  • мониторинг за проведением медицинского лечения;
  • выполнение необходимых профилактических и восстановительных процедур;
  • помощь и поддержку (в требуемом объеме) при самообслуживании.

Но одной из приоритетных задач персонала пансионата «Аннушка» является психологическая реабилитация молодых инвалидов, которая включает:

  • психотерапевтическое лечение;
  • проведение общественно-развлекательных мероприятий, праздников с участием проживающих;
  • общение по интересам со сверстниками;
  • ежедневные прогулки, групповые занятия лечебной и дыхательной гимнастикой.

«Пансионат Аннушка» для пожилых людей в Московской области: порядок оформления

Позвоните нам по телефону или закажите обратный звонок. *Специалист задаст Вам несколько вопросов, чтобы предварительно оценить физическое и психическое состояние будущего подопечного. *После этого мы подберем для подопечного программу проживания и сообщим стоимость размещения в нашем пансионате.

Позвоните нам по
телефону или
закажите обратный
звонок.

Сдайте анализы (об анализах подробней) или предоставьте выписку из больницы.

Сдайте анализы или
предоставьте выписку
из больницы.

Заключите договор - для этого понадобится: Ваш паспорт и подопечного (возвращаются после снятия копий); Полис ОМС подопечного (возвращается после снятия копии)
Возможно заключение договора с выездом на дом.

Заключите договор
(Возможно заключение
договора с выездом на дом).

Фотогалерея нашего пансионата

Мы не оставляем молодых людей в четырех стенах один на один с проблемами и осознанием собственной физической неполноценности. Активная интеграция в общественную жизнь пансионата позволяет нашим пациентам вернуть уверенность в себе, создает положительную мотивацию для дальнейшего развития и социальной адаптации.

Узнать больше:

  • Детальная информация о проживании в частном пансионате для инвалидов.
  • Уточнить цены частного пансионата для инвалидов в Подмосковье.

Преимущества пансионата

Преимущества дома престарелых

Воспользовавшись услугами пансионата для пожилых людей, Вы получаете следующие преимущества:

Отличное
месторасположение

Мы находимся в транспортной
доступности для людей,
проживающих в Москве и области,
несмотря на то, что нас окружает
живописная природа.

Организация интересного досуга

В частном пансионате для одиноких
пожилых людей опытные
сотрудники проводят занятия по
рисованию и чтению.
Мы организуем коллективные
прогулки на свежем воздухе и
все вместе играем в настольные игры.

Заботливый и опытный персонал

Наш дом для людей
престарелого возраста
предлагает услуги лучших
сотрудников, квалификация
которых подтверждена
документально и проверена
временем.

Социальная адаптация

Проживая у нас, пожилые
люди не чувствуют себя
одинокими и социально
неосведомленными.

Абсолютная безопасность

Мы гарантируем круглосуточное
наблюдение и оказываем
своевременную медицинскую
помощь.

В 2010 году на базе Коломенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей функционирует отделение инвалидов молодого возраста , предназначенное для ухода, бытового и медицинского обслуживания клиентов, а так же социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет.

Все клиенты отделения инвалидов молодого возраста (далее ОИМВ) являются воспитанниками нашего детского дома-интерната. Перевод воспитанников 18-и лет в другие психоневрологические интернаты, достигших высоких успехов и имеющих уже достаточно оптимистический прогноз интеграции в общество, вызывает сожаление у сотрудников нашего интерната. Оставив на дальнейшее проживание этих подопечных в интернате, предоставляется возможность продолжить коррекционно-развивающую, социально-трудовую реабилитацию инвалидов молодого возраста.

В настоящее время численность проживающих в отделении составляет 25 человек.

Для наших клиентов отведен отдельный двухэтажный корпус с необходимыми помещениями: уютными комнатами, рассчитанными на 2-3 человека, комнатами социально-бытовой ориентации, отдыха, которые соответствуют санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям техники безопасности и располагают всеми видами коммуникационного благоустройства для проживания обеспечиваемых. Для лучшей организации ухода, медицинского обеспечения и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации заселение жилых помещений проводится с учетом характерологических особенностей инвалидов, уровня развития санитарно - гигиенических и хозяйственно - бытовых навыков, личной привязанности. Последнее обстоятельство особенно важно при переводе молодых инвалидов.

Отделение осуществляет:

Комплексную реабилитацию молодых инвалидов с целью содействия их адаптации и дальнейшей интеграции в социальную среду;

Социальную защиту молодых инвалидов, проживающих в отделении, их стабильное материально-бытовое обеспечение, создание для них оптимальных условий проживания;

Обеспечение трудового устройства клиентов как одного из инструментов социальной интеграции инвалидов в общество.

Деятельность отделения направлена на реализацию следующих задач:

1. Материально-бытовое обеспечение проживающих в отделении, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви.

2. Организация ухода за проживающими в отделении, оказание им медицинской помощи.

3. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы: подготовка и проведение мероприятий по организации досуга.

4. Организация мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию. Изучение индивидуальных особенностей обеспечиваемых в связи с выбором профессии, проведение профилактических консультаций.

5. Психолого-педагогическая поддержка в процессе социально-трудовой реабилитации и адаптации.

6. Соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и требований техники безопасности при организации работы отделения.

Осуществление всех направлений реабилитации обеспечиваемых ОИМВ происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации, учитывающей возрастные, физические и психофизиологические особенности инвалидов.

Согласно ИПР обеспечиваемым доступен подсобный труд в условиях интерната под контролем. Зачисление клиентов на штатные должности особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение. Отделение проводит мероприятия профессиональной реабилитации инвалидов: содействие в трудоустройстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ ст. 23. В данное время в отделении инвалидов молодого возраста на штатных должностях работают 25 человек.

Благоустройство территории, работа на подсобном хозяйстве, занятость в теплицах, уход за животными,
уборка своего дома, самообслуживание - все это прививает воспитанникам любовь к труду, формирует
чувство ответственности и значимости собственного «я» для общества. В штате учреждения работают все клиенты молодежного отделения, приобретая не только навыки работы, но и выполняя должностные требования к занимаемой ими должности, за что получают заработную плату и учатся ее расходовать. Так же коллективное участие в труде способствует совершенствованию развития трудовых навыков, формированию межличностных отношений, приобретению социального опыта.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию индивидуальной деятельности, развитие умений и навыков по их обеспечению. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию клиенты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

Коллектив отделения отдаёт ни мало сил для организации полноценной жизни проживающих, учитывая интересы подопечных и искренне желая, чтобы день ото дня их жизнь становилась лучше и комфортнее. В отделении используется комплексный подход к организации всех стадий реабилитационного процесса молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятного и принятого современной общественностью.

В повседневной жизни инструкторы по труду учат своих подопечных обращаться с пылесосом, телевизором, холодильником, микроволновой печью и т.д. В отделении оборудована комната социально-бытовой реабилитации, где учатся приготовлению блюд, сервировке стола, где можно в спокойной обстановке, приближенной к домашней, обсудить свои проблемы, поговорить по душам.

В ОИМВ налажен регулярный выезд проживающих в город. Перед каждой поездкой идет индивидуальная и групповая работа по правилам культуры поведения. Наши сотрудники стремятся приобщить воспитанников ко взрослой жизни, передать им практический опыт, научить ориентироваться, пользоваться инфраструктурой города.

Досуг как уникальная сфера реализации личности обладает исключительным потенциалом. Культурно - досуговая деятельность имеет огромное значение в решении проблем социальной реабилитации инвалидов нашего отделения.

Правильная организация досуга даёт возможность клиентам отделения ощутить приятные переживания, поднять настроение, просто получить удовольствие, отдохнуть, развлечься, получить эстетическое наслаждение.

Комплексная реабилитация молодых инвалидов в системе социальной защиты ярославской области на базе Красноперекопского психоневрологического интерната

М.В.Пчелкина

заместитель директора по медицинской части ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат

Термин «инвалид» происходит от латинского слова «valid» (действенный, полноценный, могущий) и в дословном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». Определяя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 году приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано: инвалид «обозначает либо лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личности и/или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного, физических или умственных возможностей».

Реабилитационный процесс в отношении с умственными и физическими отклонениями в стационарных учреждениях социального обслуживания имеет определенную специфику.

Большой опыт реабилитационной работы среди молодых инвалидов накоплен сотрудниками Красноперекопского психоневрологического интерната г.Ярославля. На базе этого интерната с 1992 г. функционирует реабилитационное отделение, рассчитанное на 100 коек.

Цель работы отделения - закрепление остаточной трудоспособности инвалидов с различными степенями умственной отсталости, их рациональное трудоустройство, осуществление медицинской помощи, проведение мероприятий по социально-бытовой адаптации, обучение трудовым и санитарно-гигиеническим навыкам, а также воспитательная, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Для выполнения этих задач в штатном расписании реабилитационного отделения существуют должности: психолога, методиста, дефектолога, воспитателей, инструкторов по труду и медицинские кадры врачей-психиатров, фельдшера, медицинских сестер и санитарок.

В отделении имеются лечебно-диагностические кабинеты, работает трудовой воспитательный центр, в которой входят 2 учебных класса, 2 кабинета домоводства, швейная мастерская, укомплектованная 26 электрошвейными машинами, оверлоком, раскройными столами, утюгами; столярная мастерская с деревообрабатывающими станками. Кроме того, в интернате имеется спортивный зал с набором спортивного инвентаря; зал лечебной физкультуры (ЛФК) с различными тренажерами; зал для отдыха, где инвалиды проводят свой досуг в вечернее время, телевизионная комната, библиотека, видеотека.

Отделение расположено в новом 3-х этажном корпусе. Инвалиды проживают в комнатах по 2-3 человека, есть одноместные комнаты. Комнаты для проживания уютно оформлены, оснащены необходимой мебелью. Имеют дополнительное оборудование, которое позволяет скрасить быт и досуг инвалидов.

В настоящее время в отделении проживает 100 инвалидов, 57% из которых составляют женщины и 43% - мужчины. Возраст проживающих от 18 до 45 лет.

По нозологическому составу более ¾ - умственная отсталость, в основном, средняя степень, менее ¼ составляют органические заболевания ЦНС, эпилепсия, шизофрения.

Принимаются в реабилитационное отделение в основном выпускники Гаврилов-Ямского детского дома-интерната и небольшой процент детей после окончания специализированных коррекционных школ-интернатов, из психбольниц, из домашних условий от родственников. Также мы берем инвалидов из других домов-интернатов общего и психоневрологического типа, а после получения ими профессий выпускаем в те же дома-интернаты. Это соответствует принципу преемственного, отражающему специфику стационарных учреждений системы социального обслуживания.

Обучение в интернате, в основном трудовое, проводится по следующим специальностям: санитарка-уборщица, дворник, грузчик, подсобный рабочий. Такие профессии получают 4-7 человек. Еще 10 - 15 человек обучаются следующим видам труда: уборка помещений, чистка овощей, уход за растениями, уборка территории. Некоторые инвалиды по своему интеллектуальному уровню могут обучаться вне интерната: в вечерней школе, в швейном училище на швею; в учкомбинате на парикмахера, столяра, маляра и садовника. В последние годы ребят с такими способностями бывает по 5-6 человек ежегодно.

Обучение профессиональным навыкам и трудоустройство молодых инвалидов является главной особенность реабилитационного отделения. Это помогает избежать их изоляции от общества, облегчает социальную адаптацию.

Трудоустройство проводится с учетом уровня остаточной трудоспособности, интеллектуальной состоятельности и приобретенных ранее навыков инвалидов. Их рациональное трудоустройство в рамках возможностей реабилитационного отделения представляет собой несколько направлений. Оно бывает внутри интерната на неполные должности (до 45 чел.), в другие интернаты системы социальной защиты населения после перевода из реабилитационного отделения (5-7 чел.), кроме того, в швейную мастерскую (до 27 чел.) и вне интерната (13-15 чел.). О трудоустройстве вне интерната хочется сказать отдельно.

Во-первых, интернат с 2004 года имеет статус инновационно-экспериментального учреждения в связи с формированием нового отделения социальной адаптации. Целью его работы является создание оптимального режима проживания молодых инвалидов, предусматривающего минимальную опеку, доминирующее самоуправление и самообслуживание. По сути дела, это промежуточный этап к интеграции в общество с расширением их социальных возможностей. В отделении сейчас проживает 6 человек. Все трудоустроены вне интерната: 2 дворника в детском саду и магазине «Тройка», 1 человек - подсобным рабочим на электромеханическом заводе, 2 девушки - уборщицы в торгово-экономическом техникуме, 1 - швея в МЦОРе. На предприятиях, где работают инвалиды, имеются положительные отзывы. Ребята, проживающие самостоятельно, ведут домашнее хозяйство, закупают продукты, готовят завтраки и ужины. Таким образом, с одной стороны, работая на предприятиях и проживая самостоятельно, ребята имеют возможность психического развития, адаптации к социальной инфраструктуре, формированию у них устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества; с другой стороны, в них заинтересовано общество и государство, они становятся полноценными налогоплательщиками и трудовыми ресурсами в малоквалифицированных профессиях.

Кроме трудовой реабилитации среди молодых инвалидов активно проводится разнообразная культурно-массовая, физкультурно-оздоровительная, медицинская работа.

Молодые инвалиды реабилитационного отделения и отделения социальной адаптации участвуют во всех спортивных областных соревнованиях для инвалидов, а также по программе «малые олимпийские игры» и не раз становились призерами таких спортивных соревнований.

По вопросам анализа и обобщения опыта инновационно-экспериментальной работы проводились семинары медицинских работников и воспитателей, как внутри интерната, так и в интернатах, где проживают наши выпускники. Таким образом, главной целью нашей работы является приобщение инвалидов к культурным ценностям, современным знаниям. Это воспитывает структуру личности человека, повышая тем самым качество жизни инвалида.

Вся работа, проделанная сотрудниками интерната за эти годы, свидетельствует о его развитии. Штатное расписание заполнено квалифицированными специалистами, что позволяет выстраивать перспективные планы на будущее.

При организации своей работы мы интересовались опытом реабилитационных мероприятий, проводимых в Германии. Работа реабилитационного отделения Красноперекопского психоневрологического интерната переплетается с подобной деятельностью организованной в Германии. Функции реабилитационного отделения в Германии выполняет отделение социальной реабилитации, находящееся в структуре психоневрологических больниц. Эти отделения включают в себя еще общежития социальной адаптации, создающиеся для длительного пребывания инвалидов и осуществляющие адаптационную подготовку их к жизни. Там они самостоятельно готовят пищу в специально оборудованных кухнях, обследуются врачами, работают в специализированных предприятиях 9фирмах дополнительного заработка и интегративных фирмах). Также, в структуре отделения социальной реабилитации в Германии существует контактно-консультационный пункт. Эти пункты оборудуются как клубы или кафе. В них планируется проведение досуга на каждый день и на конец недели, создаются танцевальные и музыкальные группы, дискотеки, посещения музеев, театров, походы, занятия по изготовлению поделок, беседы за чашкой кофе и многое другое. Сфера проведения досуга курируется на общественных началах. В идеальном случае, помощниками - волонтерами. Из всего вышеперечисленного следует, что различия в нашей деятельности лишь в формальной принадлежности отделений социальной реабилитации в Германии - к системе здравоохранения, а в России - к системе социальной защиты.

В целом же, цели и задачи этой работы совпадают и доказывают необходимость реабилитационной работы среди инвалидов, показывают актуальность ее во всем мире.