Разбойник история. Самые известные разбойники в русской истории

Ничто так хорошо не воспринимается на слух как твердое, суровое и быстро запоминающееся имя пирата. Подавшись в морские разбойники люди часто меняли свои имена для того чтобы усложнить властям возможность их идентифицировать. У других смена имени носила исключительно символичный характер: новоиспеченные пираты осваивали не только новую деятельность, но и абсолютно новую жизнь, вход в которую некоторые предпочитали осуществлять с новым именем.

Помимо множества пиратских имен имеется также и немало узнаваемых пиратских прозвищ. Псевдонимы всегда были неотъемлемой частью бандитской культуры, и пираты в этом плане не были исключением. Мы расскажем о самых распространенных пиратских прозвищах, разберем их происхождение и приведем перечень самых популярных.

  • Черная Борода . Происхождение прозвища весьма тривиальное. имел густую черную бороду, и, согласно преданию, перед битвой он вплетал в нее горящие фитили, дым которых делал его похожим на самого дьявола из преисподней.
  • Ситцевый Джек . Прозвище пирата , так его окрестили за любовь к различным убранствам из ситцевой ткани.
  • Убийца испанцев . Именно так называли жестокого и безжалостного по отношению к испанцам известного .
  • Рыжий, Кровавый Генри . Два прозвища, принадлежавших знаменитому пирату . Первое прозвище имеет прямое отношение к цвету его волос, а второе – к его далеко не милосердным деяниям.
  • Джентльмен пиратов . Прозвище , данное ему ввиду его аристократического происхождения.
  • Стервятник . Прозвище французского пирата . Не до конца понятно, почему к нему пристала эта кличка, видимо, она как-никак лучше отображала его характер и норов.
  • Долговязый Джон . Пиратская кличка вымышленного пирата . Помимо этого прозвища он имел еще одно – Окорок .
  • Черный Корсар . Прозвище главного героя в одноименном романе Эмилио Сальгари.

Таковыми были прозвища самых известных настоящих и вымышленных пиратов. Если вам нужны уникальные тематические имена, то в игре Корсары Онлайн при создании персонажа в вашем распоряжении имеется генератор пиратских ников, можете попробовать подобрать себе что-то интересное.

Пиратские клички для вечеринки

Если вы устраиваете вечеринку в пиратском стиле и вам нужно как-то проименовать всех присутствующих, то список, представленный ниже, должен вам в этом помочь.

Сборник статей и материалов посвященный деревне Кузнецовка и местам ее окружающим.

Знаменитые курские разбойники

Долгое время Курский край являлся "землей обетованной" для многочисленных шаек разбойников и грабителей, причиной чего было его пограничное положение, редкое население и относительная слабость центральной власти. Эта "украинность" вплоть до первой четверти XVIII в. предоставляла "удалым добрым молодцам" широкую возможность совершать на курских просторах свои бесчисленные подвиги.

Один из исследователей курской старины Н. Добротворский в 1888 г. писал: "личная и общественная безопасность не была гарантирована в то время даже в центральных местностях, в тех, которые находились поблизости от Москвы. В таких же пустынных краях, каким был курский до половины прошлого века, о безопасности и мечтать было невозможно. В те отдаленные времена путники даже от села к селу ездили с провожатыми. Разбой был постоянным занятием не только тех отверженных, которых общество выбрасывало за их непригодность из своей среды, но и обыкновенных мирных обывателей, которые нередко смотрели на это, как на "стороннее занятие", дававшее отличный заработок".

В этих условиях из жителей Курского пограничья сформировался особый тип людей, известных в XV-XVII вв. под именем севрюков. Вот как описывал их в одной из своих работ щигровский помещик, краевед и писатель Е.Л.Марков: "постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные".

До того, как в Поле стали высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли, хотя при этом они не гнушались, при случае, сами заниматься разбоем и грабежом. В 1549 г. ногайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: "наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки, которые на Дону стоят, их побили", на что из Москвы отвечали: "на поле ходят казаки многие, казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а из наших украйн [окраин], с ними же смешавшись ходят; и те люди как вам тати, так и нам тати и разбойники".

Однако, несмотря на устоявшиеся разбойничьи привычки курского порубежного населения, основная часть "ватаг" формировалась за счет беглых, массами прибывавшие сюда из центральных районов России. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие оседали на землю и занимались хлебопашеством, а самые беспокойные подавались в разбойники, которых немало бродило по этим местам. О себе эти люди говорили: "На распутье дуб, на нём три грани, едина в Крым, другая в Русь, а третья в наши станы". Поживу себе искали они и за счёт татар, и за счёт "литовских людей", не брезгуя и грабежом соотечественников.

Так известно, что в первые годы XVII в. "воры черкасские Мишук и Сенька Колпаков житьём жили по Осколу и Семи [Сейму]", причём шайка Мишука была настолько сильна, что разбивала посланные против неё отряды, доходила до Рыльска и Новосиля, а угнанный скот сбывала крымцам.

Правительство усиленно боролось с разбойниками, и в этой борьбе отличились тогда служилые казачьи атаманы Яков Лысый и Аггей Мартынов. Первый из них разбил черкасского атамана Лазаря, отняв у него награбленное добро и оружие, а затем покончил с шайками Берчуна и Карнауха. В свою очередь, Аггей Мартынов разгромил атаманов Колошу и Сеньку Колпакова.

Однако искоренить порубежный разбой полностью не удавалось никогда, тем более, что подчас у грабителей находились и высокие покровители.

Нередко разбои и грабежи приобретали "классовую" окраску и направлялись против господствующих сословий. Так, в 1658 г. боярин Б.М.Хитрово жаловался казацким старшинам, что из приграничных брянского, карачевского, рыльского и путивльского уездов "крестьяне, живущие в имениях вотчинников и помещиков, и холопы бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и холопов, и нередко отмщают своим господам, если прежде были ими недовольны: набегают на их дома, сожигают их, убивают хозяев и их семейства; иногда они запирали господ в домах, закапывали дома со всех сторон землёй, и так оставляли жильцов умирать голодною смертью."

Особенно эти явления усиливались во время крупных народных волнений. Например, во время восстания Степана Тимофеевича Разина порубежные воеводы с тревогой отмечали появление "воровских шаек" в окрестностях пограничных крепостей и даже нападения их на небольшие воинские отряды "служилых людей". Так, в октябре 1670 г. 11 детей боярских, ехавших на службу в свой полк, были захвачены на ночлеге под Старым Осколом [современная Белгородская область] "воровскими людьми". Служилые сразу поняли, с кем имеют дело: им стоило лишь приметить, что неизвестные "кричат ясаком воровским [говорят на разбойном жаргоне] и хвалят вора изменника Стеньку Разина". Застигнутые врасплох дворяне были избиты, изранены саблями и ограблены дочиста.

Богородицкий воевода Нелединский послал погоню за "разбойниками", схватил их сообщников из числа местных крестьян, у которых были найдены награбленные вещи. Погоня преследовала напавших, и те бежали "за вал под Моячной к воровским козакам, а вал прошли меж Яблонова и Корочи в Хмелеватые ворота." Однако Нелединскому удалось настичь их, и он с гордостью доносил курскому воеводе Г.Г.Ромодановскому о том, что "разбойников и становщиков тех переимал... и на Воронеж дороги от воровства очистил." В целом же пёстрое и беспокойное население приграничного края вполне оправдывало сложившуюся в те времена поговорку: "Нет у Белого Царя вора супротив курянина."

В южных губерниях России (Курская, Воронежская, Орловская, Тамбовская) местные жители называли разбойников "кудеярами", по имени знаменитого легендарного разбойника Кудеяра. В основном легенды о "кудеярах" были распространены в юго-западных районах Курского края. По записанной в прошлом веке легенде, в середине XVIII столетия на территории Рыльского и Путивльского (совр. Сумская обл., Украина) уездов Курской губернии действовала большая шайка кудеяров. Главное убежище их находилось в так называемом "Мачулинском" лесу, неподалеку от с. Кремянного (совр. Кореневский р-н), в котором они ютились по оврагам и буеракам, "не стараясь, впрочем, нисколько о том, чтобы замаскировать свое присутствие, так как им не страшны были ни воеводские войска, ни тем более местные безоружные жители, которые сами смертельно боялись их и стремились только к одному - чтобы жить с ними в мире и согласии. В этой шайке...по рассказам старожилов, было до 300 человек разбойников".

Такие же ватаги обитали у деревни Ишутиной, на Коневецкой или Клевенской горе, на "Погорелом" городище близ с. Большие Угоны (современный Льговский р-н), в урочище "Кучугуры" (современный Большесолдатский р-н) и т.д. Вероятно, одному из таких "кудеяров" принадлежал клад, найденный 24 июня 1887 г. при корчевании старых пней у д. Семеновки (современный Щигровский район). Под одним из пней крестьяне нашли сосуд красной меди, широкий в основании и постепенно сужающийся ко дну, содержащий 16 3/4 фунта (6,5 кг) русских серебряных копеек XVII века. На боку сосуда владелец "поклажи" грубо процарапал славянскими буквами свое имя и прозвище - "Михалко Косолап". Находка поступила к местному помещику Н.И.Бровцыну, который безвозмездно передал и монеты, и сосуд Петербургской Академии Наук.

По рассказам старожилов, кудеяры редко нападали на крестьянские поселения, во-первых, потому, что щадили крестьян вообще, относясь к ним дружелюбно, ввиду того, что крестьяне сами усердно во всем помогали им, а во-вторых, потому, что взять у крестьян было нечего.

Из сказаний они представляются скорее не разбойниками, а вольными казаками с широкими рыцарскими замашками, со строго регламентированным, хотя и несколько своеобразным, понятием о чести. Так, если случалось им останавливать бедняка-крестьянина, ехавшего на базар с возом муки, то они не только не обирали его, но даже наделяли его деньгами, напаивали водкой и отпускали на все четыре стороны, оставляя при нем все его пожитки. Если же останавливали на дороге помещика, то не церемонились с ним, обирали его начисто и отпускали в чем мать родила, предварительно надругавшись над ним начисто. Много раз, по жалобе крестьян, кудеяры делали нашествия на помещичьи усадьбы только для того, чтобы наказать помещиков за их жестокость по отношению к своим крепостным, и если такова была цель их прихода, то не брали обыкновенно в усадьбе ничего - ни денег, ни хлеба, ни пожитков, говоря, что "все равно когда им это понадобится - все будет ихнее, от их рук не уйдет".

Единственное зло, которое причиняли кудеяры крестьянам, заключалось в том, что они "воровали деревенских девок" для своей потребы. Этого крестьяне не могли простить кудеярам еще и в XIX в., хотя и рассказывали об этом уже "без всякой злобы, скорее даже с усмешкою", но все-таки очень подробно и приводя различные анекдоты по этому поводу. Согласно народным преданиям, главнейшим занятием кудеяров было бражничество, которому они преимущественно и посвящали все свое время.

Если же у них не хватало хлеба, то они посылали "грамотку" к какому-нибудь помещику с приказанием доставить немедленно им того-то и того-то, и если помещик не торопился исполнить их "приказание", они тогда уже приходили к нему сами и вооруженной рукой брали то, что им было нужно. Этим главным образом и исчерпывалась их враждебная деятельность по отношению к местному населению.

Денежную добычу доставляли им, в большинстве случаев, проезжие, чужие лица, попадавшие так или иначе в Курские края; кудеяры таким спуска обыкновенно не давали и "ощипывали елико возможно чисто".

По свидетельству А.Н.Александрова, жители Льговского уезда называли "кудеяр" "воропанами", так как, согласно преданию, среди разбойников было немало и помещиков. Отсюда, якобы пошла и фамилия живших у Ивановского городища (современный Рыльский р-н) дворян Воропановых.

От некоторых местных старожилов А.Н.Александрову "приходилось также слышать..., что будто бы предки этих рассказчиков были в числе разбойников, живших на городище". Но не все деньги, добытые во время грабежей и разбоев, пропивались или становились кладами. Возможно, Курск, так никогда бы не украсился одним из своих красивейших храмов - Сергиево-Казанским собором, возведенным в 1752 - 1778 г., если бы не одно происшествие, случившееся с одним видным курским купцом - Карпом Ефремовичем Первышевым. Согласно преданию, под самую Пасху 1752 г., его захватили разбойники и увели в свой табор, видимо, рассчитывая на выкуп. Ночью шайка ушла на грабёж, и в лагере остались лишь атаман и Первышев. Оценив атлетическое сложение разбойника, купец понял, что о побеге нечего даже и мечтать. После полуночи атаман, будучи добрым христианином, вздумал разговеться и пригласил пленника разделить с ним трапезу. Тут Первышев заметил, что страшный сотрапезник ест с ножа, употребляя его вместо вилки. Улучив удобный момент, ловкий прасол бросился на разбойника и воткнул ему этот нож в рот. Атаман упал, захлебнувшись кровью. Карп Ефремович же поспешно запряг свою лошадь и нагрузил повозку разбойничьим добром. Вернувшись благополучно в город, он дал обет построить в честь своего чудесного избавления храм - благо, средствами на это он теперь вполне располагал.

Но ни многочисленность разбойничьих шаек, ни хорошее знание местности, ни поддержка местного населения не спасли "кудеяров" от истребления, когда, после выхода России на Черноморское побережье, через Курский край пролегли важнейшие магистрали, связывающие центр и юг страны, и местные власти принялись серьезно решать проблему безопасности на дорогах.

По записанному Н.Добротворским во Льговском уезде преданию, "кудеяры долго буйствовали в наших местах, но потом на них войска стали посылать и солдаты их одолели, загнали их, говорят, до самой Калуги и там уже всех перебили".

В окрестностях Курска последняя шайка, грабившая в урочище "Солянка" (современная черта города) была уничтожена в начале 1860-х гг. при губернаторе В.И.Дене. Для поимки разбойников он велел наполнить два воза солдатами и накрыть их рогожами. Бросившиеся на предполагаемую добычу разбойники были переловлены все до одного и "с тех пор разбои прекратились".

Перепечатанно с сайта Казачья Слобода http://dankovkazak.by.ru/sivruks/kuresk_.htm

15.01.2014 565

Продолжение IV главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

«Стучит!… Телега катит., налегке, колеса кованые…
Это, барин, недобрые люди едут; здесь ведь,
под Тулой, шалят… много».

И.С. Тургенев
Записки охотника

История о добром разбойнике

История Елецкого края изобилует легендами, преданиями и историями о разного рода оригинальных личностях. Особое место среди них занимают легендарные разбойники, которых народная фантазия наделяла каким-то особым романтическим ореолом. Истории и легенды о благородных разбойниках часто рассказывались зимними вечерами в тесных избах и летними ночами у костра. Народные представления о разбойниках нашли отражение в прозе И.А. Бунина. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» писатель вспоминал детские впечатления от поездки в Елец: «Большая дорога возле Становой спускалась в довольно глубокий лог… и это место всегда внушало почти суеверный страх всякому запоздавшему проезжему, в какое бы время года ни проезжал он её… Всё представлялось: глядь, а они и вот они - не спеша идут наперерез тебе, с топориками в руках… с надвинутыми на зоркие глаза шапками, и вдруг останавливаются, негромко и преувеличенно-спокойно приказывают: «Постой-ка минуту купец…» . Не менее красочно и психологически точно передал атмосферу разбойничьих нападений И.С. Тургенев в знаменитых «Записках охотника» .

Корни разбойничьих историй уходят ещё в XVII век. Именно тогда разбойник, как представитель некоего антимира, обладающий мистическими способностями, получил свой особый боязливо-уважительный ореол . Самой известной личностью среди разбойников первой половины XIX века был Засорин, о котором говорили в те годы очень много. С его именем связана масса преданий и легенд, на основании которых можно реконструировать любопытную историю его жизни .

Елецкий разбойник Андрей Засорин был родом из Ростова-на-Дону, где рос в добропорядочной семье: уважаемый отец, заботливая мать, любящие сёстры. Как попал Засорин в Елец - сказать трудно, ещё сложней понять причины его разбойничьей стези.

Между тем в Засорине воплотился образ идеального разбойника. Он никого не убивал, никогда не обижал бедных и порядочных людей, но всегда был грозой для «бесчеловечных помещиков». Он знал все новости в Ельце, Воронеже и Ростове-на-Дону. Каждый купец или дворянин, поступивший нечестно, не гнушавшийся в своей торговле обманом и коварством, немедленно карался Засориным. Разбойник на удивление всем, встречая в степи неизвестных ему людей, знал их имена и должности, чем они торгуют и куда едут. Дивясь его осведомленности, его считали колдуном, но никакого колдовства не было: везде были «свои люди».

Разбойник Засорин контролировал степные пространства от Ельца до Ростова. Елецкие купцы, торговавшие скотом и ездившие в соседние города, лично знали Засорина. Они хорошо общались с ним и никогда не были ограблены. Иногда ельчане давали Засорину подарки, подношения скотом. Те купцы, которые вели своё дело честно, могли не бояться Засорина, напротив, он гарантировал им спокойный проезд с товарами. Но среди купцов было много людей нечестных, корыстных и жадных.

Умерший в конце XIX века елецкий купец Яков Яковлевич Холин рассказывал о Засорине следующую историю. В 40-е годы случилось ему заниматься скупкой и продажей драгоценных металлов. Он ездил на Украину и по южным городам, скупая золото, серебро. Однажды, купив в Харькове товар на 5 тысяч рублей, он поехал в Ростов на своей телеге. Холин ехал степью совершенно один, как обычно, поскольку уже привык заниматься своим ремеслом. Вечерело, когда в степи недалеко от Ростова показался высокий, широкоплечий всадник. Вскоре они разговорились и дружески курили, направляясь в Ростов «как старые знакомые». Попутчик Холина привязал лошадь к телеге и сел рядом с ним.

Елецкий купец был словоохотлив и рассказал о своем ремесле, о товаре и о том, куда он едет. Попутчик предложил заехать в кабак и выпить, Холин согласился с этим предложением. В придорожном кабаке ельчанин взял себе пива, а его товарищ водки. Наконец, спутник нашего героя спросил, знает ли тот, с кем беседует. «Разумеется, с хорошим человеком», - был ответ. «Приходилось ли тебе слышать о хозяине этой степи, о разбойнике Засорине? Так вот, я это и есть». Не помнивший себя от страха Холин продолжал слушать своего нового товарища, не смея вымолвить ни слова. А между тем Засорин попросил купца передать в Ростов деньги и поклон своей матери, торгующей там на рынке ситцем.

«Ни жив ни мёртв ввалился я в свою повозку», - вспоминал Холин. Однако Засорин взялся проводить своего нового приятеля до Ростова, опасаясь, что того ограбят «его ребята». Уже возле города, у моста он громко свистнул и тотчас показались несколько человек, которые проводили Холина в город.

Утром Холин первым же делом поехал разыскивать мать Засорина на рынке и быстро нашел её, т.к. все знали родственников Засорина. Но проблемы у Холина были ещё впереди: мать знаменитого разбойника наотрез отказывалась брать деньги, считая, что они заработаны кровью. На следующий день расстроенный Холин вновь отправился к матери своего товарища. Только после долгих уговоров и консультаций с местным священником, та согласилась взять деньги, опасаясь, что у Холина могут возникнуть проблемы с её сыном.

Ещё одна история, связанная с Засориным, повествует о жившем в Ельце торговце Н.А. Зотове, который славился своей необыкновенной физической силой, никто не мог побороть его. Когда молва об этом дошла до Засорина, он стал искать встречи с ним. Встретились они совершенно случайно, в поле. Узнав, что перед ним силач Зотов, Засорин чуть ли не силой затащил его в своё логово, в котором продержал почти месяц. Целыми днями они пили, веселились и пробовали свои силы в борьбе. В этих дружеских боях Зотов неизменно выходил победителем. В конце концов, Засорин назвал его своим старшим товарищем и подарил тройку лошадей и денег. Много раз потом Засорин помогал Зотову в разных торговых делах.

Конец разбоям Засорина в степи был положен случайно. Он часто навещал своих родственников в Ростове, по которым скучал. Там однажды он и был пойман полицией, но никаких точных улик против него не было. Одни пострадавшие уважали, другие - боялись Засорина, поэтому и те, и другие молчали. Кроме того, за все время разбоя он никого не убил. В итоге в качестве наказания решено было применить кнут. Обозленный отсутствием прямых улик городничий потребовал бить разбойника самым жестоким образом. Рассказывают, что кожа на спине Засорина была пробита с мясом до самых ребер, но гордый Засорин сумел сам встать и одеть рубаху. После этого он обратился к толпе со словами: «До сего времени я не был повинен в человеческой крови; но теперь… непременно буду резать и первого вот этого негодяя отдам на съедение собакам» (он указал на городничего). После этих слов городничий подал в отставку и навсегда уехал из Ростова, а вместе с ним навсегда исчез и Засорин, память о котором еще долго сохранялась в народе.

Примечания:

12. Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. Т. 6. М., 1966, с. 58.
13. Тургенев И.С. Записки охотника. М., 1984, с. 238-249.
14. Воробьёв А.В. Елецкая тюрьма в первой половине XVII века // Ист. Зап. ВГУ. Воронеж, 2007, с. 10-17.
15. ТОУАК. Орёл, 1895, вып. 2.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

О курских разбойниках слагали легенды, их имена упоминаются во многих литературных произведениях… Это и неудивительно: наша губерния всегда была приграничной, через нее пролегали торговые пути – как тут не выйти на «большую дорогу». Причем разбойничали не только «профессиональные» бандиты, коих в нашем крае хватало, но и местное население. Крестьяне считали воровской промысел обычным делом, не чураясь улучшать свое материальное положение грабежом.

О самых известных разбойниках губернии и их нравах нам рассказал ученый секретарь областного археологического музея Андрей Шпилев.

Помещичьи войны длились годами

В архивах хранитсЯ дело, датируемое концом XVIII века. Двух жителей одного села, которые вели лошадей, повстречали соседи, избившие мужиков и забравшие скотину. Очнувшись, крестьяне бросились за помощью к помещику, тот снарядил погоню, по следам вышли на грабителей. Но защищать «добычу» вышла практически вся деревня: с колами, вилами они не дали обыскать конюшню…

Другой случай. Однажды житель деревни Роговая, что под Курском, продал дрова. На вырученные деньги отправился в кабак, где спустил почти все свое «богатство». Под хмельком вышел из заведения и увидел бочку вина на телеге. Вот что потом он писал в объяснительной: «На телеге сидел мужик. Я спросил его: «Что ты за человек?» Тот ничего не ответил и бросился бежать. Осталась лошадь, телега и бочка. Чтобы их не оставлять на дороге, забрал к себе домой». Бочонок с вином мужик зарыл в огороде и уже мечтал о приятной хмельной жизни, когда нагрянули судья и пристав. Крестьянин не растерялся, тут же заявив, что собирался сдать вино в полицию. Мол, осознаю свою вину… Вино забрали и отдали в казенный кабак. Мужичок отделался легким испугом.

Помимо безобидных одиночек, Курщину оккупировали и серьезные шайки грабителей. Зачастую их возглавляли помещики (называли их «воропаны» – вроде и вор, но в то же время и пан), которые собирали своих крестьян и выходили на большую дорогу. Кстати, в 18-м веке не редкостью были настоящие помещичьи войны. Когда ругались два барина, крестьяне, зная об этом, спокойно совершали набеги на соседей. Даже брали в плен, чтобы потом требовать выкуп. Убивать – не убивали, но калечили друг друга сильно. Тогда это не считалось разбоем – просто ссорятся два помещика. Если полюбовно проблема не решалась, такие войны тянулись десятилетиями.

Иногда банды возглавляли помещицы. Причем руководили они отнюдь не маленькими шайками. Так, в подчинении у одной было человек 50, у другой – за 70.

– Вряд ли женщины убивали людей, – говорит Шпилев. – Скорее, грабили для куража. Дело в том, что грабежи местные власти старались прикрывать, а вот пролитие крови никак не скроешь. Но все же одну банду, возглавляемую женщиной, власти разгромили. Атаманшу наказали, но оригинально. Ей приказали «сказаться мертвой и не выезжать из имения». Всем объявили, что она погибла. Кому нужно, знали, что она жива-здорова и наведывались к ней в гости.

Одним из излюбленных мест разбойников был лес в Золотухинском районе, недалеко от Коренной пустыни. Сохранились даже воспоминания курянина, жившего в 18-м веке. Он писал, что проезжая через темный и мрачный лес, постоянно встречал разломанные и разбитые телеги, некогда составлявшие торговые караваны.

Вор №1 Кудеяр

Пожалуй, самый известный и легендарный разбойник – атаман Кудеяр, живший во времена Ивана Грозного. Есть две легенды, кто он такой. Самая распространенная: Кудеяр – старший брат Ивана Грозного. Предание гласит, что у Василия III долго не было детей, он развелся с женой Соломонией и отправил ее в монастырь. Сам женился на Елене Глинской, которая и родила ему Ивана. Соломония же в монастыре якобы родила сына Юрия. По легенде, во время одного из татарских набегов мальчишку захватили в плен. Родственники Глинской отказались его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство – еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия не убили, а дали ему другое имя – Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить старшему брату.

По второй версии, бытовавшей среди курского помещичьего рода Марковых, Кудеяр был из их семейства. Некогда любимец Ивана Грозного после ссоры стал врагом царя. Грозный, вроде бы, так осерчал на бывшего фаворита, что убил жену Кудеяра и приготовил из нее угощение для «друга». Поняв, что его ждет плаха, Кудеяр решил бежать. Осел он в Курской губернии, где грабил проезжавшие царские и торговые обозы, нападал на послов, уничтожал небольшие воинские формирования. То есть, по сути, вел партизанскую войну. Один из потомков Марковых позже напишет, что в их родовом поместье иногда появляется привидение Кудеяра. Это якобы предвещает смерть.

Объединяет легенды одно: когда Грозный умер, у Кудеяра пропал смысл мстить ему, он постригся в монахи и дожил свои дни в монастыре под именем Питирим. Чтобы искупить злодеяния, Кудеяр пилил вековой дуб мечом, которым убивал людей, но никак не мог справиться с деревом. Как только он окончательно усмирил свою гордыню, дуб сам упал. Местные старожилы утверждают, что дуб этот рос под Курчатовом, на месте так называемой Кудеяровой горы. Мол, когда археологи вели там раскопки, нашли дуб…

– Легенда переплелась с реальностью, – поясняет Андрей Шпилев. – Археологи действительно там работали, но никакого дуба не нашли.

Кулика подвел сервиз Екатерины

Второй известный грабитель – суджанский дворянин Кулик. Он действовал с размахом: его большая шайка делилась на три группы. Одна вместе с Куликом сидела под Суджей, вторая – под Большесолдатским, третья часть базировалась на месте современного Кореневского района. Когда шел большой караван, с которым одна группа не могла справиться, те посылали гонцов за подмогой, шайка объединялась и нападала сообща. Местные власти знали о Кулике, но особого усердия в его поимке не предпринимали. Так продолжалось долго, но однажды удача отвернулась от атамана. Он разбил торговый караван, следовавший в Крым. Среди добычи оказался серебряный сервиз – подарок императрицы Екатерины фавориту Потемкину. Тогда сервизы были не то что сейчас – на 200 персон, чашки, тарелки, вилки, ложки. Скрыть этого власти не смогли, вышел указ прекратить безобразия Куликовой шайки. Есть несколько версий смерти предводителя: по одной – он погиб в бою, по другой – его колесовали в Ахтырске (Сумская область), по третьей – четвертовали в Судже. Приказали лес, где он сидел, вырубить на определенное расстояние от дороги и поставить караул из местных жителей: 10 человек ночью, 2–3 – днем, чтобы разбойники не появились снова.

Существуют легенды и об укрытых Куликом сокровищах. Мол, в оврагах, недалеко от мест, где он разбойничал, есть погреба, где спрятано награбленное. В сообщении из Суджанского уезда, датируемом 1887 годом, говорится, что крестьяне находили глиняные сосуды, наполненные старинными монетами. Есть легенда и про другой клад, спрятанный в нескольких километрах от Большесолдатского. Якобы разбойники лет 200 назад захватили целый обоз с золотом и закопали его в лесу. До сих пор люди бродят по тем местам, вооружившись металлоискателями, в надежде найти богатство.

Уводили в лес крестьянок и дворян

От грабежа к грабежу вечно пьяные разбойники вели беззаботную жизнь. В принципе, они не обижали местных крестьян, даже отдавали им часть награбленного. Но селян приводило в бешенство, что разбойники время от времени забирали у них женщин и девок для своих утех. Жили разбойники не только грабежами, но и за счет местных помещиков. Отправляли им письма с «просьбой» предоставить еду и питье. Указывали, в какой срок и куда доставить провизию. Помещики, не желавшие проблем, требования выполняли, но встречались и строптивые. Тогда разбойники нападали на поместья, громили усадьбу, грабили, издевались над помещиками, наглядно показывая другим, что проще и дешевле откупиться. Дворяне побаивались «лесных жителей», стараясь не попадаться им на глаза. Если разбойники ловили помещика, его увозили в лес, чтобы вволю покуражиться. До убийства, как правило, дело не доходило: зачем уничтожать курицу, несущую золотые яйца? Сейчас трудно сказать, что делали десятки пьяных мужиков с холеным дворянином. Когда их фантазия иссякала, они просто раздевали помещика догола и отпускали домой.

Официально с разбоями на курских дорогах было покончено в 60-е годы 19-го века. Тогда устроили спецоперацию: пустили слух, что мимо Курска пройдет обоз с водкой. Разбойники не могли оставить это без внимания и напали на караван. Но под рогожами сидели вооруженные солдаты. Из разбойников часть убили, часть арестовали, а главарей повесили в крупных городах: Курске, Щиграх, Рыльске – для устрашения.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Valentina 22 сентября 2016, 17:27:40
e-mail: [email protected] , город: Санкт-Петербург

Благодарю вас за интересную информацию о Кудеяре. Это наша история.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Что греха таить, казачество в России частенько промышляло воровскими походами. Но на окраинах Государства Российского строило засеки, дабы Русь-матушку не тревожили лихие иноземцы.

Разбойники в России существовали всегда. Были среди них такие, которые прослыли в народе как кровожадные злодеи, другие прославились как благородные борцы за свободу. Некоторые стали героями легенд, и теперь уже трудно выяснить, где в их биографии правда, а где вымысел.

ЕРМАК

До того как присоединить Сибирское ханство к Русскому государству и прославить свое имя в песнях и народных сказаниях, Ермак промышлял разбоем на Волге, разграбляя купеческие караваны и татарских ханов. Точная дата и место рождения казачьего атамана не установлены - предположительно, родился он в 1540 году. По одной из версий, дед Ермака, суздальский посадский человек, отправился в поисках лучшей жизни к уральским купцам Строгановым и осел на реке Чусовой. Там и родился его внук Василий, прозванный впоследствии Ермаком. Возглавив казачью дружину, Ермак 20 лет вел вольную жизнь в районе Днестра и Волги, а затем, по некоторым данным, принимал участие в Ливонской войне, сдерживал натиск крымского хана Давлет-Гирея на Москву. В 1577 году купцы Строгановы предложили Ермаку вернуться вместе с его казачьей дружиной в Сибирь для защиты их вотчины от набегов хана Кучума, который изменил дружелюбную политику, отказался выплачивать дань и пытался вытеснить Строгановых из Сибири. Успешно защитив строгановские владения от Кучума, Ермак отправился за Урал, покоряя небольшие поселения местных народностей, облагая их данью в обмен на защиту от набегов хана Кучума. К 1583 году Ермак присоединил всю территорию Нижнего Приобья к Русскому государству, за что Иван Грозный пожаловал атаману титул князя Сибирского. По некоторым сведениям, Ермак отличался суровым нравом, жестоко расправлялся с покоренными народами и устанавливал строжайшую дисциплину в своей дружине. Ему приписывают железную силу воли, смелость и исключительный полководческий талант.

Погиб Ермак в ночь на 6 августа 1585 года во время внезапного нападения Кучума. Раненый атаман утонул, пытаясь переплыть Иртыш в тяжелой кольчуге, которая досталась ему в подарок от Ивана Грозного. По легенде, тело Ермака было найдено татарами, которые шесть недель пускали в него стрелы. Его доспехи, которым приписывались мистические свойства из-за небывалых военных успехов Ермака, достались знатному мурзе Кайдаулу. Сейчас кольчуга Ермака хранится в Оружейной палате в Москве.

КУДЕЯР

В русском фольклоре встречаются легенды об атамане Кудеяре, предводителе разбойничьей шайки, промышлявшей во времена Ивана Грозного. Некрасов представляет его народным мстителем, легенды - образцом удали, Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и Тамбовская области борются за право считать Кудеяра своим героем. По одной из версий, Кудеяр был братом Ивана Грозного, рожденным сосланной в монастырь женой Василия III, который намеревался жениться на Елене Глинской, матери Ивана Грозного. Согласно этой версии, Кудеяр - князь Георгий Васильевич. По другой легенде, Кудеяром называли князя Габора-Георгия, сына Жигмонда Батори, князя Трансильвании, племянника польского короля. Кудеяр, поссорившись с отцом, сбежал на Днепр, присоединился к казакам и впоследствии стал царским опричником. Наконец, третья версия считает разбойником Кудеяра Тишенкова, сына боярина из Белева, совершившего предательство: он показал войскам крымского хана Давлет-Гирея подступы к Москве. Многие исследователи полагают, что «Кудеяр» могло использоваться в качестве имени нарицательного для обозначения нескольких особенно лихих разбойников.

Существуют многочисленные легенды о награбленных сокровищах Кудеяра. Согласно им, в южной России сохранилось более сотни разбойничьих кладов, особенно их много в Воронежской области. Кудеяровские клады отличают особые приметы: над камнями, под которыми спрятаны сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю ровно в полночь можно услышать плач ребенка.

ВАНЬКА-КАИН

Российский вор номер один Иван Осипов по прозвищу Ванька-Каин родился в 1718 году в Ярославской губернии и в возрасте 13 лет был привезен в Москву в услужение к купцу Филатьеву. Через четыре года, устав от голодной жизни и побоев, Иван сбежал от Филатьева, предварительно ограбив купца, за что тот и прозвал его Каином. После нескольких лет, проведенных с разбойничьей шайкой на Волге, Ванька-Каин вернулся в столицу и начал завоевывать славу русского Картуша. Начав с карманника, он продолжил «карьеру» набегами на богатые дома, ярмарки и целые заводы. Позже Иван стал доносчиком полиции, за что с него были сняты все обвинения. По его указаниям только за один день были арестованы 32 человека, а всего в тюрьму отправилось 300–500 воров. В основном он ловил мелких воришек, укрывая крупных дельцов и вымогая у них деньги. Дав взятки чиновникам, Ванька-Каин открыл игорный дом, приносивший огромную прибыль. Он держал под своим контролем всю московскую полицию и весь воровской мир: под его началом количество воров, грабителей и прочих преступников в Москве увеличилось в несколько раз, что привело к разбоям и пожарам по всей Первопрестольной. В связи с этим в Москву был послан генерал Татищев, который возглавил следственную комиссию по делу Ваньки-Каина. С 1749 по 1755 год велось следствие, по итогам которого Ванку-Каина приговорили к смертной казни, однако затем приговор смягчили, заменив казнь каторгой в Сибири, где тот и скончался, оставив о себе память не только как о злостном воре, но и разудалом, лихом, неунывающем человеке.

КАРМЕЛЮК

Прозванный украинским Робин Гудом, Устим Якимович Кармелюк родился в крестьянской семье в Винницкой области и в 17 лет был отдан на 25-летнюю службу в царской армии. После неудачной попытки дезертировать Кармелюка отправили в штрафной батальон, откуда он успешно сбежал. Через год он встал во главе крестьянского восстания против русского дворянства, за что был приговорен к казни, которую заменили 25 ударами плетью и 10-летней каторгой в Сибири, до которой Кармелюк не доехал, сбежав из Вятского этапного лагеря. Он вновь присоединился к восстанию и вновь был схвачен. На этот раз Кармелюк отправился в Сибирь: два года он провел на пути в Тобольск. В 1825 году украинский Робин Гуд совершил свой самый знаменитый побег: ночью во время сильной бури он собрал рубашки всех каторжников, связал их в длинный канат и, привязав к одному концу тяжелый камень, перекинул его за тюремное ограждение. По такому подвесному мосту Кармелюк и его сокамерники сбежали из тюрьмы. Еще несколько раз разбойника арестовывали, но в конце концов ему удавалось бежать. С 1830 по 1835 год Кармелюк возглавлял восстание, к которому присоединилось более 20 тыс. человек, в основном украинцы, поляки и евреи. Кармелюк и его соратники грабили богатые помещичьи дома, раздавая деньги беднякам. По оставшимся свидетельствам, глава восстания отличался большой физической силой, острым умом, свободно говорил по-польски и по-русски без всякого акцента. В 1835 году украинский Робин Гуд был убит, для устрашения повстанцев его тело провезли по многим деревням.

ВАСИЛИЙ ЧУРКИН

Известный разбойник, гуслицкий Робин Гуд Василий Чуркин родился в деревне Барской возле Орехово-Зуево. Эта область была известна в России как Гуслицы - там селились скрывавшиеся от гонений старообрядцы. В гуслицких краях сумели сохранить самобытную культуру и древнеславянскую письменность, однако вместе с тем там процветало конокрадство, подделка икон и кражи. Кроме того, Гуслицы являлись одним из центров фальшивомонетчества в России, а у гусляков была репутация людей без совести и чести. Василий Чуркин стал самым известным преступником этой области. Достоверных сведений о его личности не так много. Народный фольклор сохранил предания, что шайка Чуркина орудовала на большой территории - от Москвы до Владимира: грабила богатых купцов и совершала налеты на фабрики. Довольно скоро Чуркин был пойман, но смог совершить побег, ставший легендой в русском преступном мире. Персонал тюрьмы, где содержался разбойник, находился в состоянии подпития, когда навестить Чуркина пришла его жена вместе с подругой. Они принесли ему женскую одежду, в которой он смог сбежать. Снова поймать его полиции было крайне сложно: вся область покрывала «справедливого преступника», который всегда делился награбленным с бедняками. До сих пор в Гуслицах ходят легенды о существовании тайников и кладов, спрятанных бандой Чуркина. Несмотря на то что Василий Чуркин, по мнению многих историков, всего лишь обычный разбойник, бывший фабричный рабочий, в народных преданиях он предстает благородным борцом за справедливость, помогавшим беднякам. По легенде, умирающий Чуркин признался, что решился на убийство только один раз - лишил жизни деревенского старосту Петра Кирова.