Проверки ип что нужно знать. Проверка ип, что проверяет роспотребнадзор

Полномочия по контролю над деятельностью предприятий со стороны МВД РФ определены в федеральном законе № 1026-1 (от 18.04.1991 г.) «О милиции».

Милиция, в соответствии с поставленными перед ней задачами, обязана: предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению; принимать меры к устранению данных обстоятельств; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных указанным законом.

В соответствии со статьей 11 ФЗ "О милиции" для выполнения возложенных на нее обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право:

  • проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
  • вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;
  • осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;
  • входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
  • осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;
  • участвовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов;
  • в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну;
Но пользоваться данными правами сотрудник милиции может только при исполнении своих обязанностей в пределах своей компетенции и в соответствии с занимаемой должностью.

Проведение плановых и внеплановых проверок не может производиться по личному усмотрению сотрудников милиции, а должно быть обусловлено достаточными данными об имеющихся правонарушениях (жалобы и заявления граждан, материалы оперативно – розыскной деятельности, непосредственное обнаружение сотрудниками милиции признаков правонарушения или преступления). В противном случае, вторжение в помещение, в котором осуществляется производственная, коммерческая или иная деятельность, может привести к существенному нарушению прав и свобод, гарантированных законодательством. Поэтому предпринимателю необходимо в вежливой форме выяснить, на каком основании производится проверка.

При осуществлении контроля в сфере потребительского рынка, в том числе при проверке конкретных фактов правонарушений, сотрудник милиции должен официально представиться лицу, нарушившему правила торговли (продавцу) и предложить ему пригласить представителя администрации (если таковой имеется). С началом проверки торговая деятельность проверяемого предприятия прекращается.

В торговых предприятиях может вестись контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация предприятия обязана оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверок и принимать меры к устранению недостатков и нарушений. О принятых мерах администрация сообщает контролирующему органу.

Особое внимание при проверке соблюдения правил торговли обращается на наличие и достоверность следующих документов:

  1. на право осуществления торговых операций (копий регистрационного свидетельства, разрешения на торговлю, патента, уставных документов);
  2. копий лицензий на реализацию лицензионных товаров, облагаемых акцизами;
  3. документов, подтверждающих безопасность и качество товара (сертификаты соответствия, заключения санэпидемслужбы, заключение госпожнадзора о пригодности помещения к эксплуатации);
  4. внутренних приходных документов;
  5. ценников на реализуемые товары;
  6. санитарных книжек продавцов (если осуществляется торговля пищевыми продуктами, парфюмерной косметикой, гигиеническими товарами);
  7. кассовой книги;
  8. книг отзывов и предложений;
  9. книг учета доходов и расходов.
Производится также внешний осмотр товаров для определения соответствия их сроку годности, проверяется состояние весоизмерительных и других контрольных приборов (клеймение гирь, целостность пломб), санитарное состояние объекта торговли.

Сотрудники милиции (в частности отдела по борьбе с экономическими преступлениями) имеют право проверять кассу (если отсутствует кассовый аппарат, производить подсчет и фиксацию наличных денег, находящихся в кассе). Об этом составляется акт, в котором отражается (покупюрно) сумма денег, находящихся в кассе. Изымается контрольно-кассовая лента, на которой материально ответственное лицо ставит (в начале и конце ленты) свою подпись. Сумма контрольных оттисков сличается с суммой наличных денег, что фиксируется в акте. К акту проверки торгового предприятия прилагаются погашенные кассовые чеки (упакованные в опечатанный полиэтиленовый пакет).

Вместе с тем следует учитывать и изменения, внесенные в ФЗ «О милиции» и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» федеральным законом №293-ФЗ от 26.12.2008 г.

Теперь без решения о проведении совместной с органами внутренних дел проверки либо без судебного решения (что допускалось раньше по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел) нельзя:

  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
  • производить досмотр транспортных средств;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
  • требовать обязательного проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы
Также теперь должностное лицо, изъявшее документы (или иные имеющие значение предметы) обязано составлять соответствующий протокол и, в соответствии с общим теперь правилом, выдавать заверенную копию изъятых документов.

(С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции")

Таможенные органы

Полномочия Федеральной таможенной службы по контролю определены в Таможенном кодексе РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

Согласно ст. 366 Таможенного кодекса, таможенный контроль осуществляется в следующих формах:

  1. проверка документов и сведений;
  2. устный опрос;
  3. получение пояснений;
  4. таможенное наблюдение;
  5. таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  6. таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  7. личный досмотр;
  8. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  9. осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  10. таможенная ревизия.
При выборе формтаможенного контроля используется система управления рисками, утвержденная приказом ГТК РФ № 1069 (от 26.09.2003).

Для целей проведения таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом. Они могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.

Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.

Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

Таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.

Налоговые органы

Порядок осуществления налогового контроля регламентируется главой 14 Налогового кодекса РФ. Этот контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством камеральные и выездных проверок (в том числе выездных проверок с участием органов внутренних дел).

Основной проверяющий орган - Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Вместе с тем налоговые проверки в целом или проверки отдельных аспектов налоговых взаимоотношений (контрольные действия) имеют право проводить Счетная палата, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Банк России.

Предметом проверок выступают различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т.д.

При проведении налоговых проверок широко используются следующие методы (процессуальные действия):

  • получение объяснений налогоплательщиков;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • привлечение специалистов, экспертов, переводчиков, понятых и свидетелей;
  • инвентаризация имущества.
Вместе с тем налоговые органы обязаны осуществлять и ряд других контрольных действий и проверок, прямо не связанных с законодательством о налогах и сборах:
  • осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • проводить проверки в сферах производства и оборота алкогольной и табачной продукции;
  • проводить проверки соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике;
  • проводить проверки соблюдения законодательства о банкротстве и др.
Совокупность этих проверок составляет в самом широком смысле понятие проверок, проводимых налоговыми органами.

Большие права имеют налоговые органы при проведении контрольной деятельности: применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований.

Налоговые органы имеют право:

  • требовать от плательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты;
  • проводить налоговые проверки;
  • производить выемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;
  • приостанавливать операции по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;
  • осматривать любые используемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию его имущества;
  • определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений;
  • взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
  • требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать свидетелей;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий;
  • направлять материалы в органы внутренних дел в течение 10 дней для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога плательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт налогового преступления.
Вместе с тем при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Ростехнадзор

Согласно пп. 5.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 401 от 30.07.2004 г., Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор в том числе в следующих областях :
  1. За соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  2. За соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);
  3. За соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ.
Согласно п. 6 указанного Положения, Ростехнадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
  1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  2. проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
  3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  4. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Пожнадзор

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности определяются в федеральном законе № 69-ФЗ (от 21.12. 1994 г.) «О пожарной безопасности», регулирующем отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ст. 6 указанного закона, органы государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право в том числе:

  • организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
  • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
  • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
  • налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» определены основные права и руководителей организаций в области пожарной безопасности.

Руководители организаций имеют право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организаций обязаны:
  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Роспотребнадзор

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре), утвержденному Постановлением Правительства РФ № 322 (от 30.06.2004 г.), указанная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с п. 5 указанного Положения Роспотребнадзор осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

  • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
2) осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

3) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

Согласно п. 6 указанного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

4) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Стоит отметить, что в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32 должностным лицам Службы запрещается осуществление "контрольной покупки", поскольку она не включена в перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Россельхознадзор

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзоре), утвержденному Постановлением Правительства РФ № 327 от 30.06.2004г. , указанная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с п. 5 указанного Положения Россельхознадзор осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет надзор:

  • в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности;
  • за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, на всех стадиях производства и обращения;
  • государственный пожарный надзор в лесах
2) осуществляет государственный контроль:
  • за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна в государственный резерв, при его хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
  • за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации;
  • за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
  • за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов, в том числе;
  • государственный лесной контроль и надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • принимает решения о проведении сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;
3) выдает:
  • лицензии на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
  • разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты;
  • разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции;
  • удостоверения на право охоты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 указанного Положения, Россельхознадзор в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.

Трудовая инспекция

В соответствии со ст. ст. 353, 354 , 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением "О Федеральной службе по труду и занятости", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 , и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)", которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

- анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;

Рассмотрение дел об административных правонарушениях;

Обобщение практики;

Принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,

а также полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:

Посещать для проведения инспекции организации, работодателей - физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;

Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

При наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;

Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;

Запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;

Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

Номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;

Наименование контролирующего органа;

Фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

Наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

Цели, задачи и предмет проводимой проверки;

Правовые основания проведения проверки;

Даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Оформление результатов проверки

Акт проверки. По результатам проверки, как и прежде, инспекторы обязаны составить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Этот документ имеет типовую форму, которой обязаны придерживаться все контролеры независимо от их ведомственной принадлежности. Акт утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Акт составляют в двух экземплярах в последний день проверки и заполняют в соответствии с требованиями ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Однако инспекторы могут это сделать и на три рабочих дня позже, если для оформления документа нужно получить заключение о проведенных испытаниях или исследованиях (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К акту могут быть приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования окружающей среды, испытаний, экспертиз, объяснения работников, ответственных за выполнение обязательных требований трудового законодательства.

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель - от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит - он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.


Ответственность
Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций - от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Какие бывают проверки ИП

Организуя собственное дело, индивидуальные предприниматели чаще всего в первую очередь заботятся о быстром получении дохода и очень редко задумываются о необходимости проводить подготовительные мероприятия для успешного прохождения проверок контролирующих органов. Даже те ИП, которые стремятся к идеальному и абсолютно точному соблюдению законодательных норм, не застрахованы от штрафных санкций.

Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих - это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.

Основные положения закона №294-ФЗ

Самое важное положение принятого закона - ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена - не чаще, чем один раз в 3 года . Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.

Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.

График проверок ИП

Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых - внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)

Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:

  • реквизитах проверяемого ИП;
  • какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
  • количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
  • форма проверки (документарная, выездная).

Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.

План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций - Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Кто проверяет индивидуальных предпринимателей

Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:

Проверка ИП налоговой

Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно - ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.

Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше - на срок до 6 месяцев.

Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье « ».

Проверка ИП Роспотребнадзором

Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально - Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами - владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).

Проверка ИП Ростехнадзором

Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие , автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.

Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.

В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса - пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в .

Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны - сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.

План проверок ИП на сайте Генпрокуратуры: https://plan.genproc.gov.ru/plan2018/

План проверок ИП на сайте Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/

Результат от созданного бизнеса не всегда приносит ожидаемый эффект. Бизнесменам иногда приходится .

Контроль этого процесса требует некоторого времени и сил. Но есть удобные способы, чтобы узнать о факте прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. В данной статье мы разберем все возможные методы.

На каких ресурсах можно узнать, закрыли ли ИП?

Узнать о прекращении деятельности предпринимателя можно с помощью нескольких онлайн-ресурсов. На это тратится минимум времени, не нужно никуда идти. Основные источники информации:

  • ЕГРИП — есть возможность заказать онлайн выписку , которая придет на ваш электронный адрес.
  • Различные сервисы, предоставляющие платные бухгалтерские услуги.

Самый удобный и распространенный способ, чтобы узнать необходимую информацию – сайт налоговой службы . Следуйте инструкции:

  1. Необходимо зайти на сервис ФНС.
  2. Затем выбрать опцию «Электронные сервисы».
  3. В предложенном списке опций выбрать «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» .
  4. В специальных окошках необходимо ввести ФИО индивидуального предпринимателя, а также ОГРНИП и ИНН. Система также запросит дополнительные данные о месте регистрации в качестве ИП.
  5. Для защиты сайт просит ввести код с картинки.
  6. После заполнения всех окошек остается нажать кнопку «Найти». Система выдаст информацию.

Проверить закрытие ИП с помощью интернета можно и с помощью специальных программ. Одна из них – CryptoPro . Это приложение необходимо устанавливать на своем ПК. В специальном окошке вводятся сведения об интересующем вас индивидуальном предпринимателе. Программа в качестве ответа выдает ссылку на файл формата xml. В нем содержатся все необходимые сведения.

Помимо официальной базы ФНС РФ, существуют сторонние интернет-ресурсы, на которых можно узнать статус того или иного ИП. Как правило, основная задача таких сайтов — помощь в ведении документации и бухгалтерские услуги. Эту информацию, а также сведения о прекращении деятельности предпринимателя можно узнать за дополнительные средства.

Цена варьируется от 500 до 2000 рублей в зависимости от выбранного ресурса.

Самые достоверные данные можно получить только через налоговую службу. Поэтому информация от сторонних ресурсов в некоторых случаях может быть неточной.

О том, как получить онлайн-выписку из ЕГРИП, вы можете узнать из следующего видео:

Что для этого нужно знать?

С помощью сайта Госуслуг, ФНС или других сторонних ресурсов информация о предпринимателе открыта в любое время суток. Для ее получения, как правило, необходимо вводить следующие данные:

  • ИНН. Именно этот номер дает гарантию безопасности при заключении любой сделки. Он выдает всю информацию об ИП. В том числе сведения — закрыто ли оно или нет.
  • ФИО предпринимателя.
  • Дата постановки на учет в реестр индивидуальных предпринимателей.

Как можно проверить не через интернет?

Если же все-таки вы обладаете свободным временем, то наиболее полную и точную информацию о закрытии ИП можно узнать, лично обратившись в налоговую службу.

Еще один способ – получение выписки из ЕГРИП. Для этого придется лично явиться в ФНС, написать письменное заявление, указать свой номер налогоплательщика, предъявить паспорт и номер регистрации ИП. Если заявление на прекращение деятельности предпринимателя только подано, то узнать о завершении с помощью выписки можно не ранее 5 рабочих дней . Ответ на запрос придет либо почтой, либо при личной явке.

Выписку из реестра предпринимателей также можно запросить в МФЦ.

Проверки ИП стали настоящей головной болью не только для самих предпринимателей, но и для чиновников. Многие коммерсанты вынуждены закрыться, не выдержав чрезмерной активности ревизоров и штрафных санкций. При этом власть говорит о росте экономики как раз за счет развития малого и среднего бизнеса. Действительно, в последнее время очень много было сделано для того, чтобы снизить «проверочные нагрузки» на предпринимателей. Хотя ситуация еще очень далека от идеальной.

Первое предупреждение

В 2014 году Владимир Путин дал поручение Правительству РФ снизить административные штрафы для субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). Это произошло после совещания в Самарской области, где исполнительный директор Ассоциации предпринимателей городского округа Сызрань Нина Енщикова попросила президента вмешаться в ситуацию с административными штрафами, которые накладываются на малый и микробизнес. По ее словам, равный размер административных штрафов для крупных корпораций и мелких компаний имеет разные последствия. Также она попросила проанализировать возможность введения в КоАП понятия «предупреждение».

Нина Енщикова: «Если для крупного бизнеса это, конечно, накладно, но не столь плачевно, то для предприятий малого бизнеса это порой становится смертельным. Вместо того чтобы направить эти средства на развитие производства, выплачиваются штрафы, и после выплаты штрафа предприятия закрываются, и у нас есть такие примеры. Поэтому мы просили бы ввести в Кодекс административных правонарушений дифференциацию уровня штрафов вот именно в зависимости от того, к какой группе относится предприятие».

Президент дал слово своему помощнику по вопросам улучшения предпринимательского климата Андрею Белоусову, который пояснил, что «поручение нужно сформулировать в адрес Минэкономразвития». Так вот, по прошествии почти двух лет ведомство выполнило поручение.

В феврале 2016 года Минэкономразвития предложило на общественное обсуждение проект о внесении поправок в КоАП. В нем прописано применение предупреждения вместо штрафа для добросовестных предпринимателей, впервые допустивших правонарушение.

В 2016 году Минэкономразвития предложило применить предупреждение вместо штрафа для предпринимателей, которые впервые допустили правонарушение.

Нужно отметить, что в январе 2016 года начались «проверочные каникулы» для малого и среднего бизнеса. Предприниматели такого рода вообще исключены из сводного плана проверок всех ведомств. Ранее список предпринимателей, подлежащих плановым проверкам, формировался и публиковался на сайтах региональных прокуратур. Периодичность контрольных мероприятий – один раз в три года. Новые ИП и компании подвергались ревизии только спустя три года после .

Предприниматели, находящиеся на «проверочных каникулах», могут быть проверены 1 раз в 3 года.

По данным «Российской газеты», на «проверочные каникулы» не уйдут злостные нарушители, компании, работающие в сферах образования, медицины и социального обслуживания. Кроме этого, в список не вошли аудиторские организации, управляющие компании многоквартирных домов и организации, работающие с гостайной. Предприниматели также не освобождаются от и ревизии на предмет во внебюджетные государственные фонды. Неизменным останется надзор в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов первого и второго классов опасности. Речь идет только о плановых проверках, но это еще не весь их спектр. К нему мы вернемся чуть позже.

В законопроекте нет ни слова о снижении или дифференцировании штрафов. Есть и еще одна плохая новость: штрафы, согласно новой версии, могут значительно увеличиться.

В своем докладе по итогам 2015 года уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов привел следующие цифры: на контрольно-надзорных функциях государство теряет до 1,8% ВВП.

Проверка проверке рознь

В реалиях российского бизнеса существуют плановые и внеплановые проверки. И если на первые наложен запрет, то от вторых государство отказываться не намерено. Поэтому ждать ревизора можно всегда. Основания, виды, сроки и правила для внеплановых проверок регулируются в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ .

Аудиторская проверка контролирующих органов может быть выездной или документальной. В первом случае контролеры приедут к вам для того, чтобы изъять все, что имеет отношение к делу (а зачастую забирают то, что найдут). Второй случай мягче – вас просто попросят привести документы в надзорный орган.

Кстати, изменения в КоАП по поводу предупреждения еще не внесены. Планируемый срок начала действия закона – июль 2017 года. Выводы, думаем, понятны.

Эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Павел Самсонов: «В нашей практике был случай, когда конкурирующее предприятие сообщило в органы по охране труда о нарушении трудового законодательства. Произошла внеплановая проверка, и предприятие было закрыто на 90 дней для устранения нарушений. От таких ситуаций ни один закон не сможет защитить».

Президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец: «Штрафы при проверках индивидуальных предпринимателей начинаются с 40 тысяч рублей, а обществ с ограниченной ответственностью – с 4 миллионов».

Кто может проверить ИП? По данным «Опоры России» , лидерами по государственным проверкам являются , МЧС, Роструд, реже проводят ревизию деятельности бизнеса , Россельхознадзор, Ространснадзор и Росздравнадзор.

Основания для внеплановой проверки

1. Истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных распоряжений и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Поступление в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:

  • возникновение угрозы жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей.

3. Приказ руководителя органа государственного контроля на основании требования прокурора, по поступившим материалам и обращениям.

Лидерами по государственным проверкам являются Роспотребнадзор, МЧС и Роструд.

Что могут найти?

Для того чтобы не нарваться на штрафные санкции, да и вообще избежать проверки, ваша деятельность должна быть безупречна с точки зрения закона. Основной документ, который используют при проверке контролирующие органы, – глава 14 Кодекса об административных правонарушениях . Мы советуем очень внимательно изучить этот документ. В нем содержится 61 вид правонарушений, за которые вас могут оштрафовать. Также не стоит нарушать Уголовный кодекс. За уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) можно получить до 6 лет лишения свободы.

Самыми «популярными» административными нарушениями являются осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (ст. 14.1 КоАП), несоблюдение требований по производству, обороту, продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП). Если ваш кассовый аппарат еще не прошел в налоговой инспекции, гоните саму мысль о начале торговли спиртным без соответствующей лицензии.

Для того чтобы не нарваться на штрафные санкции, да и вообще избежать проверки, ваша деятельность должна быть безупречна с точки зрения закона.

Стоит помнить, что не все проверки оканчиваются штрафами. Контролеры тоже люди, они могут ошибиться или просто не обладать достаточным профессионализмом или знанием законов. Человеческий фактор в этой сфере не исключен. В наших статьях мы расскажем, если к вам пришли проверяющие, и что делать, если вы считаете результаты проверки , а саму ее – незаконной.

Наша статья не должна напугать вас перед открытием своего дела. Ежегодно в России открываются и успешно работают десятки тысяч ИП и ООО. Деловой климат действительно теплеет, и есть большая надежда на то, что проверки будут все меньше ставить палки в колеса малого бизнеса.

Проверки индивидуального предпринимателя могут идти в рамках обыкновенных работ, а могут стать настоящим бедствием. Не редки случаи, когда слишком пристальный взгляд и постоянные визиты проверочных ведомств настолько нарушают режим работы фирмы, что коммерсанту приходится закрываться. Хотя в последнее время, политика государства вроде бы как направлена на всевозможную поддержку малого бизнеса, которая должна включать и снижение нагрузок от проверочных работ.

Первое предупреждение

До 2014 года ситуация со штрафами для малого и микро бизнеса была удручающая, так как их размер соответствовал размеру штрафов для крупных корпораций. Понятно дело, что таким способом упрощалась сама система санкционного воздействия на нарушителей среди бизнесменов, но выживать мелкому предпринимателю было крайне трудно. После поручения президента, штрафы решили снизить. Это произошло благодаря Нине Енщиковой, которая от лица предпринимателей обратила на проблему внимание правительства. Также прозвучала инициатива ввести термин «предупреждение» административный кодекс. Так как дифференциация административных наказаний поспособствует развитию и снизит нагрузку.

Февраль 2016 года ознаменовался тем, что Минэконом развития всё-таки вынесли на общественное обсуждение поправки для КоАП , где значилось введение «доштрафного» предупреждения. Теперь, те, кто первый раз нарушил правила, могут отделаться только выговором, и не хвататься за голову.

Что касается самих проверочных мероприятий, то новые ИП подвергались им только спустя три года после открытия, а план проверок можно было посмотреть на электронных ресурсах прокуратур. Проверка раз в три года обозначалась термином «проверочные каникулы» для малого и среднего бизнеса.

Проверочные каникулы

«Проверочные каникулы» устраивались только для добропорядочных дельцов. Те, кто замечался в периодических нарушениях не могли рассчитывать на попадание в список «освобождённых». Также туда не попадали различные фирмы, занятые в нишах образования, медицины и соц.обслуживания, компании, работающие в аудите, управляющие компании, а также те, кто был причастен к гостайне.

Но, чтобы было полное понимание - налоговые каникулы касаются только плановых проверок. А помимо них, есть ещё куча различных видов. Кроме того, нечего думать о безразличии со стороны пожарного надзора, промышленных и экологических ревизий. Никто не избавит вас также от проверок по внесению средств во внебюджетные фонды. Так что, введение «каникул» на самом деле хоть и облегчает проверочную нагрузку, но отнюдь не критически.

Да и так и не приняли закон о снижении штрафов для малого бизнеса. А слухи говорят о том, что можно вообще ожидать их рост. Так что радоваться, увы, пока нечему. Видимость заботы о мелком бизнесе не говорит о том, что забота существует в реальности.

Интересно, что для государства постоянные и вездесущие проверки - не бесплатное удовольствие. Контрольно-надзорная деятельность может тратить до 2% ВВП страны в год. А это совсем немалая сумма. Хотя оплачивают её, получается, сами граждане.

Но вернёмся к нашим проверкам. А конкретнее - к типам проверок, которые сейчас существуют в Российской Федерации.

Типы проверок

Основное разделение идёт на:

  1. Плановые проверки
  2. Внеплановые проверки

Вывод сделать можно один: на вопрос, когда ждать проверяющего в гости, ответ будет - всегда. По сути, отмена на время плановых проверок не изменила ситуацию, потому внеплановые продолжают буйствовать, и регламентируются они законом 294-ФЗ (ч.2 ст. 10).

Аудиторская проверка

Может быть выездной, а может быть документальной.

Выездная проверка подразумевают, что к вам лично в гости приходят контролёры. Они приходят, изымают всё, что может быть причастно к делу (это официально, по факту - могут изъять всё). И проверяют.

В случае документальной проверки, вы отделайтесь только тем, что вам придётся самому привезти документы по делу.

Изменения в административном кодексе пока ещё не действуют. То есть до лета 2017 года (а возможно и на больший срок), о возможности получения предупреждения, а не штрафа можете забыть.

Увы, практика юристов, которые встают на защиту проверяемых организаций, показывает, что случаи бывают вопиющие. Так, например, одну организацию при внеплановой проверке (где выявили ряд нарушений) закрыли на 3 месяца! Именно такой срок был нужен, чтобы устранить все нарушения. Какие убытки понёс предприниматель, говорить вообще страшно.

Да и штрафы сами по себе заставляют некоторых бизнесменов седеть раньше времени. Так для ИП цифры штрафов обычно начинаются с 40 тысяч рублей. А для юридических лиц речь идёт о миллионах рублей.

Кто может проверять ИП

Самым «проверяющим» органом признан Роспотребнадзор. Дальше по убывающей следуют:

  • Роструд
  • Ростехнадзор
  • Россельхознадзор
  • Росздравнадзор

Какие основания есть для внеплановых проверок

  1. Если истекает срок, обозначенный в ранее выданном постановлении после выявленных нарушений. Нарушения могут быть в отношении распоряжений и требований по правовым актам, а также по муниципальным. В общем, если вы не исправили ошибки, на которые вам раньше указали.
  2. Также основанием может быть и приказ от госоргана по контролю, если того требует, например, прокурор, исходя из имеющихся у него материалов.
  3. Если на вас жалуются. Здесь речь идёт о заявлениях от граждан - от других предпринимателей, от юрлиц, СМИ, даже органов управления. Но заявления должны быть как минимум о таких фактах:
  • угроза жизни или здоровью гражданам
  • угроза вреда животным или растениям, окружающей среде, а также культурным объектам
  • угроза госбеззопасности
  • причинение вреда всем вышеперечисленным
  • нарушение потребительского права

Что могут найти проверки

Чтобы вообще избежать каких-либо негативных последствий проверок, ваша бизнес-деятельность должна полностью соответствовать букве закона.

А чтобы быть готовым к тому, какие нарушения могут вам приписать, почитайте на досуге 14-ую главу Кодекса об административных правонарушениях. Там можно найти 61 причину быть аккуратнее в своём деле. За каждую из этих причин могут выписать административный штраф. А если вы нарушите уголовный кодекс (а уклонение от уплаты налогов, это и есть нарушение УК РФ), вам вообще светит до 6-ти лет тюремного заключения.

За что чаще штрафуют

Как ни странно, по статистике самой популярной статьёй штрафа является - деятельность без регистрации ИП. Также популярны несоблюдения производственных требований и требований по продаже алкогольсодержащей продукции.

Обратите внимание также на то, что за использование ККМ, который ещё не зарегистрирован тоже штрафуют нещадно.(Читайте также:)

Итог

Мы рассказали страшные вещи. Но такова была тема статьи. Общая же ситуация на самом деле не столь страшна. Пусть у вас не возникает ощущение, что каждый, кто открывает ИП, обязательно будет подвергаться ежемесячной, если не ежедневной проверке и обязательно штрафоваться. Нет. Многие работают спокойно и успешно. Главное, быть внимательным.

Даже не каждое выявленное нарушение будет заканчиваться обязательным штрафом. На самом деле, и на проверяющих бывает проруха, человеческий фактор нельзя отменять нигде. Поэтому просто изучите дополнительный материал, о том, как вести себя при проверках.

Ну, и напоследок. Уже даже простое желание привести в действие поправки о «предупреждении» перед штрафом, кое-что дают. Будем надеяться, что дальше будет только проще, и проверочная нагрузка на наших предпринимателей постепенно снизится. Предпосылки к этому есть.