Методика постановки газоотводной трубки. Алгоритм выполнения манипуляции «Постановка газоотводной трубки

Постановка газоотводной трубки. Цель . Выведение газов из кишечника.
Показания . Метеоризм.
Противопоказания . Кишечное кровотечение; кровоточащая опухоль прямой кишки; острое воспаление анального отверстия.
Оснащение . Стерильная газоотводная трубка, соединенная посредством контрольного стекла с резиновой трубкой длиной 30-50 см; вазелин; судно с небольшим количеством воды; клеенка; пеленка; резиновые перчатки; марлевая салфетка; мазь цинковая; емкость с маркировкой «Для клизменных наконечников» с 3 % раствором хлорамина.

Техника постановки газоотводной трубки.

1. Под пациента подстилают клеенку и пеленку.
2. Укладывают пациента на левый бок с согнутыми в коленях и подтянутыми к животу ногами. Если пациент не может повернуться на бок, то он остается лежать на спине, ноги согнуты в коленях и разведены.
3. Смазывают закругленный конец газоотводной трубки вазелином.
4. Надев резиновые перчатки, раздвигают левой рукой ягодицы, а правой, взяв трубку марлевой салфеткой, вводят ее вращательными движениями, соблюдая все изгибы прямой кишки, на глубину 20 - 25 см. Наружный конец резиновой трубки - удлинителя опускают в судно с водой, поставленное на постели или, еще лучше, у постели пациента на табурет.
5. Через 1,0 - 1,5 ч трубку следует извлечь, даже если не наступило облегчение, во избежание образования пролежней на стенке прямой кишки.
6. После извлечения газоотводной трубки пациента следует подмыть. В случае покраснения анального отверстия его смазывают подсушивающей мазью, например цинковой.
7. Систему после использования сразу же замачивают в 3 % растворе хлорамина, далее обрабатывают по ОСТ 42-21-2-85.

Примечания . В течение суток трубку можно вводить 2 - 3 раза. Если вода в судне пузырится, значит, газы отходят. Если облегчения после постановки газоотводной трубки не наступило, то по назначению врача следует .

Газоотводная трубка - резиновая трубка длиной 40 см, внутренний диаметр 5-10 мм, наружный конец слегка расширен, а на закругленной (внутренней) части трубки в центре и на боковой стенке имеются отверстия. Выведение газов из кишечника возможно и при постановке очистительной клизмы. Если постановка очистительной клизмы нежелательна, а метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике, сопровождающееся вздутием живота), несмотря на специальную диету, прием активированного угля или настоя ромашки, причиняет больному значительное беспокойство, ему вводят в прямую кишку газоотводную трубку.

Противопоказания: желудочно-кишечное кровотечение, трещины прямой кишки, острые воспалительные или язвенные процессы в области толстого кишечника и заднего прохода, опухоли анального канала и прямой кишки.

Возможные осложнения:
– ранение слизистой прямой кишки с последующим кровотечением;
– перфорация (от латин. perforatio - прободение; дыра) кишечника с последующим развитием перитонита (от греч. peritonion – брюшина; воспаление брюшины) и кровотечения.

Применяют газоотводную трубку
при скоплении большого количества газов в кишечнике. Газоотводная трубка - мягкая толстостенная резиновая трубка длиной 30 - 50 см и диаметром 3-5 мм, её наружный конец слегка расширен, а на закругленной (внутренней) части трубки в центре и на боковой стенке имеются отверстия.

Медицинская сестра, надев перчатки, укладывает больного на левый бок с прижатыми к животу ногами и раздвигает ягодицы (если пациенту противопоказано положение на левом боку, газоотводную трубку можно ставить в положении лежа на спине). Под ягодицы пациенту подкладывают клеёнку, поверх неё пелёнку. Перегнув газоотводную трубку зажимают свободный конец 4 и 5 пальцами, а закруглённый конец как шариковую ручку. Смазанную вазелином газоотводную трубку вращательными движениями осторожно вводят в задний проход. Медицинская сестра левой рукой слегка приподнимает область крестца, а правой вводит газоотводную трубку на 20-30 см так, чтобы наружный конец был опущен в подкладное судно, так как из кишечника вместе с газами могут отходить частицы кала. Длительность процедуры определяет врач. Газоотводную трубку можно держать не более 2-х часов. В случае скопления в кишечнике каловых масс больному перед введением газоотводной трубки ставят микроклизму с глицерином или ромашкой. После извлечения трубки окружность заднего прохода вытирают ватой или туалетной бумагой, а в случае раздражения смазывают вазелином.



Вилет9
1.стерилизацияпонятиеметодыи режимы стерилизации.физическийихим.методы стерилизации
Стерилизация-обеспечивает гибель на стерилизуемых изделиях вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных организмов.Стнрелизации должны подтвергать все изделия,соприкосающиеся с раневой пов-тью,контактир. С кровью или инъекцион. Препаратами,мед.инструменты,кот.в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение.Физ.мет.(паровой,воздушный,радиационный)Хим.(газовый,растворы стерилянтов)
Воздушный метод(осуществляют сухим горячим воздухом.Обработку проводят в воздушных стерилизаторах-сухожаровых шкафах.Стерилизуюи изделия из металла и стекла:хирург.,гинеколог.,стоматологич. Инструменты,детали приборов и аппаратов.Загрузку и выгрузку из воздушных стерилизаторов проводят при Т в камере 40-50 градусов.
Паровой метод-автоклавирование предполагает использование водяного насыщенного пара под избыточным давлением.Стерилизация осущ.-автоклавах.Изделия для стерилиз. Помещают в стерилизацион. Коробки(биксы) или в спец. Контейнеры.в стрерильный контейнер.
Хим.стерилизацию проводят при полном погружении сухих изделий в раствор,разъемных-в разобранном виде.Каналы и полости заполняют раствором.после стерил. Все манипуляции проводят в условиях строгой асептики.Изделия извлекают стерильными пинцетами,удаляют раствор из каналов и полостей.а затем промывают стер.жидкостью и высушивают стер.салфетками.изделия используютсразу по назначению или помещают на хранение.Газовая и радиационная стерилизация позволяет обрабатывать термолабильные изделия одноразового применения,шовный материал,оптические системы,ЛС.Обязательные условия сохранения стерильности одноразовых изделий мед.назначения:целостность упаковки,срок годности.
Газовую стерилизацию применяют для большинства мед. Изделий(катетеры,шприцы,капельные системы).Радиационное излучение применяют для полимерных материалов,вакцин,сывороток и ЛП.Стерилиз.агентом явл. Гамма и бета лучи.
2.Классификация проблем по приорететам .Первичные-требуют срочных мероприятий,опасны для жизни(одышка,удушье,расстройство сознания),те проблемы которые в основном разрешает врач или мед.бригада.Промежуточные-не требуют экстренных мер,не опасны для жизни-это проблемы,которыми будет заниматьмя мед.сестра(потеря аппетита вследствии болезни,дефицит знаний о своем состоянии здоровья,недержание мочи)Вторичные-не имеют прямого отношения к заболеванию и прогноз у(дисфункция кишечника у пациента с бронхитом или дефицит знаний о здоровом питании пациента с переломом ноги)
3.Обучение пациента различных форм ЛС энтерально,сублингвально.1.Мотивировать пациента к правильному проведению медикаментозного лечения,используя правила биоэтики.деонтологии.2.выяснить возможную реакцию организма на некоторые препараты.3составить список всех ЛС,назначенные врачом.4.отметить особенности введения медикаментов(сублингвально,ректально,интраназально)5.обратить внимание на возможные реакции организма в процессе лечения:головокружение,слабость,сыпт и тд.Энтерально,т.е. внутрь(ЛП всасываются в ЖКТ через рот,под язык,через прямую кишку)Сублингвально(под язык)Средства хорошо всасывается через слизистую оболочку подъязычной области и быстро попадают в кровь,миную печень и не разрушаясь пищеварит. Ферментами.
4.Катетеризация мочевого пузыря. Цели,противопоказания и возможные осложнения.Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин.Катетеризация моч.пуз.-процедура введения катетера через уретру в моч.пуз. с целью удаления мочи при обструкции мочевыв. путей,задержке мочи в моч.пузыр,лаборпт.диагностики мочи на микрофлору,введение рентгеноконтрасных препаратов при инструмен. исследовании пациента,медикаментозного лечения.Цели:опорожнение мочевого пузыря при острой задержке мочи;выведение мочи в случае недержания/неудержания мочи; промывание моч.пуз.;введение ЛС;забор мочи при исследовании.Осложнения:риск инфицирования моч.пуз.;травматизация мочевывод.путей.Катетеризация моч.пуз у женщ..Перед процедурой проводят гигиену наружных половых органов.Положение пациентки:лежа на спине,ноги согнуты в коленях,разведены в тазобедренных суставах.Последов.действий:вымыть о и осушить руки;надеть перчатки;подставить судно;обработать перчатки антисептиком;взять зажимом марлевый шарик,смочить антисептиком(фурацил.)и обработать область уретры;сбросить использ. Шарик;взять катетер пинцетом,обраьотать рабочий конец лубрикантом.развести малые и большие половые губы,ввести катетер в мочеспускат.канал на глуб.3-5см,постепенно продвигать катетер пинцнтом до появления мочи.наружный конец катетера опустить в судно.Надавит левой рукой в надлобковой области для более полного опорожнения моч.пуз.Вывести катетер при ослаблении струи мочи,сбросить катетер в контейнер с дезифекантом.Последняя порция мочи омывает стенки мочевывод.путей с целью профилактики восходящей инфекции.Снять перчатки,вымыть руки.Обеспечить комфорт пациентке.



Билет 13. Лечебно-охранительный режим - это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на оказание помощи, лечение и возвращение пациентов в общество в качестве его полноценных членов, освоивших более целесообразный для сохранения здоровья образ жизни.Цель: Среда лечебного учреждения должна обеспечить пациенту психический и физический покой, способствующий преодолению неблагоприятных факторов госпитализма: страха и беспокойства перед исследованиями, лечением, переживаний от расставания с привычной домашней обстановкой, трудностей приспособления к новой среде, окружающим медицинским работникам и соседям по палате.Элементы лечебно - охранительного режима: 1.Целесообразная физическая активность;2.Психологический комфорт пациента;3.Распорядок дня лечебного отделения. Целесообразность физической активности Подвижность (мобильность) – способность пациента перемещаться в пространстве. При уходе за пациентом сестра обеспечивает безопасность пациента путем эффективного использования мышечной силы, координации движений, массы тела. Виды режимов двигательной активности Режим физической активности пациенту назначает врач в зависимости от тяжести заболевания. Строгий постельный - назначают в период начала тяжелых острых состояний(острый инфаркт миокарда, сотрясение мозга) – пациенту не разрешают самостоятельные перемещения в постели. Все основные потребности человека нарушен, сестра проводит независимые и зависимые мероприятия пациенту в целях профилактики потенциальных проблем.1.Постельный – разрешают ограниченную физическую активность: повороты, сидеть в постели, рядом с кроватью, проводить лечебную гимнастику самостоятельно или с помощью специалиста. Медсестра побуждает пациента к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.2.Полупостельный – разрешают сидеть на кровати, стуле, проводить утренний туалет с помощью сестры или родственников. Пациент испытывает относительный дефицит самоухода.3.Палатный – разрешают перемещения в пределах палаты, уход осуществляет самостоятельно в пределах палаты.4.Общий - позволяет свободное перемещение в пределах лечебного отделения, прогулки по территории ЛПУ, полный самоуход.Наблюдение за соблюдением режима двигательной активности пациентом – обязанность медсестры .Положения пациента в постели

Активное – свободное и произвольное перемещение в постели - пациент самостоятельно поворачивается, сидит, встает, обслуживает себя. Может произвольно менять свое положение, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущенияПассивное – пациент не может самостоятельно повернуться, изменить положение вследствие сильной слабости при высоко интоксикации, кровотечении, в постоперационном периоде, часто такие пациенты пребывают в тяжелом или бессознательном состоянии.Вынужденное - пациент принимает положение для облегчения или улучшения своего состояния в зависимости от особенностей заболевания:1.при боли в животе пациент сгибает ноги, избегает любого прикосновения к животу;2.при коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован. 3.при наличии воспалительной жидкости в полости плевры – лежит на больном боку для уменьшения боли;4.в случае приступа удушья при бронхиальной астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.Психологический комфорт пациента Медсестра должна воспринимать каждого человека как личность независимо от тяжести состояния и социального статуса.Рекомендации сестре в общении с пациентом:1, Поддерживать и поощрять стремление к выздоровлению в сложившейся ситуации.2, Быть терпеливой и корректной при выполнении интимных процедур.3, Принимать во внимание уровень личностной зрелости.4, Разговаривать на понятном ему языке.5,Соблюдать принцип информированного согласия: объяснять значимость лечебной процедуры, нацелить на позитивные результаты.6,Помочь пациенту стать деятельным участником лечебного процесса.Режим дня . Соблюдение режима дня строго обязательно и для пациентов, и для всех работников больницы. Медсестра знакомит с ним поступивших в отделение пациентов и их близких, участвует в проведении всех мероприятий и следит за выполнением установленного режима в отделении. Безопасная больничная среда невозможна без строгого выполнения и других правил внутреннего распорядка. Они направлены на снижение риска различных отравлений и травм.Угрозу для здоровья могут представлять: инфекция, неправильное использование сильнодействующих и ядовитых веществ и дезинфицирующих средств, высокие и низкие температуры, различные излучения, нарушения в технике эксплуатации электрооборудования и кислородных установок.В условиях стационара, как у пациентов, так и у медицинских работников возможны отравления и травмы в результате падений, ожогов, поражений электрическим током.Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста.Соблюдение этих правил обеспечит : условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит и качественный уход; возможность организовать работу всего медицинского коллектива и более рационально использовать рабочее время каждого; профилактику различных несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медицинского работника.

Информация о пациенте должна быть полной и однозначной. Сбор неполной, неоднозначной информации ведёт к некорректной оценке потребностей пациента в сестринском обслуживании, и, как следствие, к неэффективному уходу и лечению
Источники информации при обследовании пациента 1) от самого пациента;2) родственников, знакомых, соседей по палате, случайных людей, свидетелей случившегося;3) врачей, медицинских сестёр, членов бригады скорой помощи, санитарок;4) из медицинской документации: карты стационарного больного, амбулаторной карты, выписки из историй болезни предшествующих госпитализаций, данных обследования и т.п.;5) из специальной медицинской литературы: справочников по уходу, стандартов сестринских манипуляций, профессиональных журналов, учебников и т.п.
На основании полученных данных можно судить о состоянии здоровья пациента, факторах риска, особенностях заболевания, необходимости оказания пациенту сестринской помощи.

Пациент - основной источник субъективной и объективной информации о себе. В тех случаях, когда он недееспособен, находится в коматозном состоянии, либо это младенец или ребёнок, основным источником данных могут быть его родственники. Иногда они одни знают об особенностях состояния пациента до болезни и в период заболевания, о принимаемых им медикаментах, аллергических реакциях, приступах и т.пОсновная медицинская документация, необходимая сестринскому персоналу, - карта стационарного или амбулаторного больного. Прежде чем приступить к опросу пациента, сестринский персонал подробно знакомится с такой картой. В случае повторной госпитализации интерес представляют предыдущие истории болезни, запрашиваемые в случае надобности в архиве. Это источник ценных данных относительно особенностей течения заболевания, объёма и качества оказанного сестринского ухода, психологической адаптации, реакций пациента на госпитализацию, негативных последствий, связанных с предыдущим пребыванием пациента в стационаре или обращением за медицинской помощью. В процессе знакомства сестринского персонала с историей заболевания пациента могут появиться гипотезы о возможных причинах его проблем (работа на вредном производстве, отягощённая наследственность, семейные неурядицы). Существует два вида информации о пациенте: субъективная и объективная.
Субъективная информация -
это сведения об ощущениях самого пациента относительно проблем со здоровьем. Например, жалобы на боли - субъективная информация. Пациент может сообщить о частоте боли, её характеристике, продолжительности, локализации, интенсивности. К субъективным данным относят сообщения пациента о чувстве беспокойства, физического дискомфорта, страхе, жалобы на бессонницу, плохой аппетит, недостаток общения и др.
Объективная информация - результаты проведённых измерений или наблюдений. Примерами объективной информации могут служить показатели измерения температуры тела, пульса, АД, идентификация высыпаний (сыпи) на теле и пр. Сбор объективной информации проводят в соответствии с существующими нормами и стандартами (например, по шкале Цельсия при измерении температуры тела).Опрос как основной метод сбора субъективной информации о пациенте Сестринское обследование следует, как правило, за врачебным. Первый шаг в сестринском обследовании пациента - сбор субъективной информации с помощью сестринского опроса (сбора первичной информации об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемого).
При проведении опроса необходимо применять специфические навыки общения, чтобы сфокусировать внимание пациента на состоянии его здоровья, помочь осознать те изменения, которые происходят или будут происходить в его образе жизни.

Цели проведения опроса : установление доверительных отношений с пациентом; ознакомление пациента с курсом лечения; выработка адекватного отношения пациента к состояниям беспокойства и тревоги; выяснение ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи; получение ключевой информации, требующей углубленного изучения.
В начале опроса необходимо представиться пациенту, назвать своё имя, положение, сообщить цель беседы. Затем выяснить у пациента, как к нему обращаться. Это поможет ему чувствовать себя комфортно.

Положение пациента. Оно зависит от общего состояния. Различают три вида положения пациента: активное, пассивное и вынужденное.
Пациент, находящийся в активном положении, легко его изменяет: садится, встаёт, передвигается; обслуживает себя. В пассивном положении пациент малоподвижен, не может самостоятельно повернуться, поднять голову, руку, изменить положение тела. Такое положение наблюдают при бессознательном состоянии пациента или состоянии гемиплегии, а также в случаях крайней слабости. Вынужденное положение пациент занимает для облегчения своего состояния. Например, при боли в животе он поджимает колени, при одышке сидит с опущенными вниз ногами, придерживаясь руками за стул, кушетку, кровать. Рост и масса тела пациента . Выясняют, какова его обычная масса тела, не изменилась ли она в последнее время. Пациента взвешивают, рассчитывают нормальную массу тела, измеряют его рост, выясняют, нет ли у него слабости, утомляемости, лихорадки. Оценка состояния кожи и видимых слизистих При осмотре, пальпации (при необходимости) кожи и видимых слизистых следует обратить внимание на следующие характеристики.
Окраска кожного покрова и слизистых. Осмотр позволяет выявить пигментацию или её отсутствие, гиперемию или бледность, цианоз или желтушность кожи и слизистых. До проведения осмотра следует спросить пациента, не заметил ли он у себя каких-либо изменений кожного покрова.Оценка состояния органов чувств . Органы зрения, слуха, обоняния Оценка состояния верхней части тел аГолова. Прежде всего нужно узнать, нет ли у пациента жалоб на головную боль, головокружения, были ли травмы. Головная боль - весьма распространенное явление у пациентов всех возрастов. Необходимо выяснить её характер (постоянная она или пульсирующая, острая или тупая), локализацию, впервые она возникла или отличается хроническим течениемШея. При осмотре выявляют различные припухлости, опухшие железы, зоб, боли.Оценка состояния молочных желез. Оценка состояния костно-мышечной системы Чтобы определить состояние этой системы, нужно прежде всего узнать, беспокоят ли пациента боли в суставах, костях и мышцах.Оценка состояния дыхательной системы В первую очередь необходимо обратить внимание на изменение голоса пациента; частоту, глубину, ритм и тип дыхания; экскурсию грудной клетки, оценить характер одышки, если таковая имеется, способность пациента к перенесению физической нагрузки, узнать дату последнего рентгенологического обследования.Оценка состояния сердечно-сосудистой системы Пульс и АД определяют, как правило, до оценки состояния сердечно-сосудистой системы. При измерении пульса необходимо обратить внимание на его симметричность на обеих руках, ритм, частоту, наполнение, напряжение, дефицит.
При жалобах пациента на боль в области сердца необходимо прояснить её характер, локализацию, иррадиацию, продолжительностьХарактерный признак сердечно-сосудистой патологии - отёки. Они возникают вследствие скопления жидкости в тканях и полостях организма. Различают скрытые (не видимые при внешнем осмотре) и явные отёки.Явные отёки легко определить по изменениям рельефа определённых участков тела. При отёках ноги в области голеностопного сустава и стопы, где есть изгибы и костные выступы, они сглаживаются.Оценка состояния желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) На основании полученных сведений о состоянии ЖКТ пациента можно судить о степени удовлетворения его потребностей в еде, питье, выведении продуктов жизнедеятельности из организма.
Необходимо выяснить у пациента, бывают ли у него нарушения аппетита, изжога, тошнота, рвота (особое внимание надо обратить на кровавую рвоту), отрыжка, расстройства пищеварения, проблемы при глотании.Осмотр целесообразно начинать с языка - зеркала желудка.Оценка состояния мочевыделительной системы. При сестринском опросе и осмотре надо оценить характер и частоту мочеиспускания у пациента, цвет мочи, её прозрачность, выявить расстройства мочевыделительной системы (качественные и количественные). Оценка состояния эндокринной системы. При оценке эндокринной системы сестринскому персоналу необходимо обратить внимание на характер оволосения пациента, распределение подкожно-жировой клетчатки, видимое увеличение щитовидной железы. Нередко нарушения эндокринной системы, связанные с изменениями внешности, становятся причиной психологического дискомфорта пациента.

Показание: накопление газов в толстом кишечнике

Оснащение: 1) резиновые перчатки

2) клеенка, пеленка

3) полотенце

4) газоотводная трубка (№ 1-6)

2) емкость с водой

3) вазелиновое масло

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть фартук и стерильные резиновые перчатки.

4. Постелить на ровную поверхность клеенку и пеленку.

5. Взять газоотводную трубку, слепой конец смазать вазелиновым маслом.

6. Уложить ребенка на левый бок с прижатыми к животу ногами (до 6-ти месяцев - на спинку и поднять ножки).

7. Раздвинуть ятодицы пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в этом положении.

8. Пережав свободный конец газоотводной трубки, осторожно, не прилагая усилий ввести его в анус и продвинуть на 1-2 см по направлению к пупку, затем параллельно к позвоночнику.

9. Свободный конец газоотводной трубки опустить в емкость с водой.

10 . Помассажировать живот ребенка поглаживающими круговыми движениями по направлению часовой стрелки.

11. По мере прекращения появления воздушных пузырьков в емкости с водой с помощью салфетки убрать газоотводную трубку.

12. После дефекации, ребенка следует подмыть, подсушить промокательны­ми движениями пеленкой и смазать естественные складки маслом. Одеть.

13. Убрать клеенку и пеленку, поместить в дезраствор.

14. Снять фартук, поместить в дезраствор.

15. Снять перчатки, сбросить в контейнер. Вымыть руки.

Примечание. Глубина введениягазоотводной трубки зависит от возраста ребенка (новорожденному 6-8 см).

14.АЛГОРИТМ СБОРА МОЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Показания: инфекция мочевыводящих путей, пиелонефрит, гломерулонефрит, дисметаболическая нефропатия.

Оснащение: а) резиновые перчатки;

б) резиновый круг, обернутый пеленкой;

в) полотенце;

г) тарелка или лоток - для девочек, пробирка - для мальчиков;

д) клеенка;

е) чистая сухая баночка;

ж) направление в лабораторию.

1. Обьяснить маме/ родственикам цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Выписать направление в клиническую лабораторию.

4. Обработать руки гигеническим способом, надть стерильные резиновые перчатки.

5. Перед взятием мочи обьязательно нужно осуществить туалет мочеполовых органов ребенка.

6. Для общего клинического анализа собирают утреннюю свежевыпущенную мочу в чистую сухую стеклянную посуду (первые и последние капли не собираются).

7. На посуду с мочой наклеивают этикетку с указанием фамилии, инициалов ребенка, характера исследования (н-р, «Общий анализ мочи»).

8. Девочку (возрастом до 1 года) укладывают на резиновый круг, обернутый пеленкой, под отверстие которого подставляют лоток или тарелку.


9. Надо следить, чтобы девочка не сползла с круга.

10.

11. У мальчиков- половой член вводят в пробирку, края которой прикрепляют к коже лобка полосками липкого пластыря.

12. Ножки должны быть завернуты в пеленку.

13. Собранную мочу переливают в чистую посуду и отправляют в лабораторию.

14. Мочу следует доставить в лабораторию не позже чем через 1 час после того как она собрана.

15. Снять перчатки, сбросить в кнтейнер.Вымыть и осушить руки.

АЛГОРИТМ СБОРА МОЧИ ПО НЕЧИПОРЕНКО

Показания: определение содержания форменных элементов в моче (по результатам анализа оценивается наличие или отсутствие патологического процесса в почках).

Оснащение: а) чистая, сухая стеклянная баночка;

б) направление в лабораторию.

1. Обьснить маме/ родственикам цель и ход проведения процедуры, получить согласие.

2. Подготовить необходимые оснащение.

3. Выписать направление клиническую лабораторию.

4. Обработать руки гигеническим способом, надть стерильные резиновые перчатки, надеть фартук.

5. Необходимо провести туалет половых органов.

6. Собрать среднюю порцию мочи 5-10 мл в чистую светлую стеклянную баночку. Остальную мочу спустить в унитаз (горшок).

7. Оформив направление, мочу отправить в лабораторию.

8. Снять перчатки, выбросить в контейнер. Снять фартук.

9. Вымыть и осушить руки.

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания: метеоризм.

Противопоказания: трещины в области заднего прохода, острые воспалительные или язвенные процессы в области толстой кишки или заднего прохода, злокачественные новообразования прямой кишки.

Оснащение: газоотводная трубка длиной 40 см, в диаметре 15 мм, один конец слегка расширен, соединительная стеклянная трубка, резиновая трубка, стерильный вазелин, судно, клеенка, перчатки, ширма.

1. Отгородите пациента ширмой, уложите на спину, подложив под него клеенку.

2. Между ногами поставьте судно (в него налейте немного воды).

3. Вымойте руки, наденьте перчатки.

4. Смажьте закругленный конец трубки стерильным вазелином.

5. Левой рукой разведите ягодицы, правой введите в прямую кишку трубку на глубину 20-30 см (наружный конец трубки опустите в судно).

6. Укройте пациента простыней.

7. Через час извлеките трубку и обработайте анус салфеткой.

8. Придайте пациенту удобное положение, уберите ширму и судно.

9. Проведите дезинфекцию трубки, судна и клеенки после манипуляции.

10. Снимите перчатки, вымойте руки.

Примечание:

Газоотводную трубку больше 1 часа держать нельзя, так как на слизистой оболочке кишки могут образоваться пролежни.

Измерение артериального давления

Цель: оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, ручка, температурный лист.

Алгоритм действий медицинской сестры:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции, ходе ее выполнения за 15 минут.

2. Вымойте руки.

3. Освободите руку пациента от одежды, расположив ее ладонью вверх, на уровне сердца.

4. Наложите манжету на плечо пациента. Между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться два пальца, а ее нижний край должен располагаться на 2,5 см выше локтевой ямки.



5. Головку фонендоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к коже, но, не прилагая для этого усилий.

6. Постепенно произведите нагнетание воздуха грушей в манжету тонометра до тех пор, пока давление в мажете по показаниям манометра не превысит на 20-30 мм рт.ст тот уровень, при котором перестает определяться пульсация плечевой артерии.

7. Сохраняя положение фонендоскопа, откройте вентиль и медленно начните выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст. в секунду.

8. Запомните по шкале на тонометре появление первого тона – это систолическое давление и прекращение громкого последнего тона - это диастолическое давление.

9. Зарегистрируйте полученные данные в температурном листе.

Накрывание стерильного стола в процедурном кабинете

Цель: сохранение стерильности медицинского инструментария, перевязочного материала, белья.

Показания: подготовка к работе процедурного и перевязочного кабинетов, операционной.

Оснащение: бикс со стерильным бельем, перевязочным материалом, перчатками; дезинфицирующий раствор для обработки стола, чистые перчатки.

Алгоритм действий медицинской сестры:

1. Обработайте поверхность стола 3 % раствором хлорамина дважды с интервалом в 15 мин.

2. Проверьте вид укладки, дату стерилизации на бирке бикса и наличие подписи работника, проводившего стерилизацию.

3. Проставьте дату, время вскрытия бикса и свою подпись.

4. Наденьте маску, вымойте руки, обработайте гигиеническим способом, наденьте стерильные перчатки.

5. Попросите помощника открыть крышку стерилизатора или нажать на педаль подставки для бикса, проверьте индикаторы стерилизации.

6. Стерильным пинцетом откиньте углы пеленки в стороны и закройте ею края бикса.

7. Достаньте простыню, сложенную в четыре слоя, не касаясь нестерильных поверхностей (в том числе своего халата), накройте ею поверхность стола так, чтобы нижний край простыни свисал на 20-30 см ниже поверхности стола.

8. Два верхних слоя простыни приподнимите и сложите «гармошкой» на задней поверхности стола;

9. Достаньте вторую простыню, сложенную вчетверо или вдвое, и положите на два слоя первой простыни (вторая простыня должна свисать на 5 см ниже края стола);

10. Закройте вторую простыню двумя слоями первой простыни;

11. Закрепите стерильными цапками 2 слоя верхней простыни и 2 слоя внутренней (при восьмислойном столе) или 2 слоя верхней простыни и 1 слой внутренней простыни (при шестислойном столе).

12. Разложите стерильный материал или инструментарий на внутренней поверхности второй простыни, в правом ближнем углу - стерильную салфетку и пинцет (мини-столик);

13. Держа цапки в руках, закройте стерильный стол так, чтобы верхние слои прикрывали внутренние.

14. Прикрепите бирку с датой, временем накрытия и Ф.И.О. медицинской сестры.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики .

Сроки сохранения стерильности стерильных столов:

Ø мини-столика – 2 часа;

Ø в процедурном кабинете – 6 часов;

Ø в операционном блоке - 24 часа, если инструментарием со стола не пользовались;

Ø стерильный стол накрывается в процедурном кабинете, в перевязочной или в операционной, в которых перед началом работы обязательно включаются бактерицидные лампы не менее, чем на 60 минут;

Ø стерильный стол не должен оставаться открытым;

Ø медицинская сестра не должна брать стерильный инструментарий со стола руками, а только стерильным пинцетом, который должен лежать в правом углу стерильного стола.

Если стерильный стол накрывается в операционном блоке медицинская сестра предварительно облачается в стерильную одежду.

Пользование карманным ингалятором

Цель: получение местного эффекта или общего воздействия

Алгоритм действий медицинской сестры:

Правила обращения с баллончиком (ингалятором).

1. Снимите с баллончика защитный колпачок и повернуть его вверх дном.

2. Хорошо встряхните баллончик с аэрозолем.

3. Сделайте глубокий выдох.

3. Плотно обхватите губами мундштук.

4. Сделайте глубокий вдох и одновременно нажмите на дно баллончика (дозу аэрозоля определяет врач).

5. Задержите дыхание на несколько секунд, затем медленно извлеките мундштук изо рта и сделайте медленный выдох через нос.

6. После ингаляции наденьте на баллончик защитный колпачок.

Промывание желудка

Цель: лечебная и диагностическая

Показания: отравления - пищевые, лекарственные, алкогольные и т.д.

Противопоказания: язвы, опухоли, кровотечения желудочно-кишечного тракта, бронхиальная астма, тяжелая сердечная патология.

Оснащение: стерильный толстый зонд, длиной 100-200 см, на слепом конце 2 бо­ковых овальных отверстия на расстоянии 45, 55, 65 см от слепого конца метки, стерильная резиновая трубка, длиной 70 см, стерильная соединительная стеклянная трубка диаметром 8 мм, стерильная воронка вместимостью 1 л., стерильное вазелиновое масло, таз для промывных вод, ведро чистой воды комнатной температуры на 10-12 литров, литровая кружка, резиновые перчатки, фартуки.

Алгоритм действий медицинской сестры:

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2.Соберите систему для промывания: зонд, соединительная трубка, резиновая трубка, воронка.

2. Наденьте на себя и пациента фартуки, усадите пациента на стул со спинкой.

3. Слепой конец зонда обработайте стерильным вазелиновым маслом или теплой кипяченой водой.

4. Положите слепой конец зонда на корень языка пациента, предложите делать глотательные движения, глубоко дыша через нос.

5. Как только пациент сделает глотательное движение, медленно продвигайте зонд в пищевод.

6. Доведя зонд до нужной метки (длина вводимого зонда: рост минус 100 см), опустите воронку до уровня колен пациента.

7. Держа воронку наклонно, влейте в нее 1 литр воды.

8. Медленно поднимите воронку выше головы пациента.

9. Как только вода достигнет устья воронки, опустите ее ниже исходного положения.

10. Выливайте содержимое в таз до тех пор, пока вода не пройдет через соединительную трубку, но останется в резиновой трубке и на дне воронки.

12. Начните наполнять воронку снова, повторяя все действия, промывайте до "чистых" вод.

13. Измерьте количество вводимой и выделенной жидкости.

15. Первую порцию промывных вод направьте в лабораторию.

16. Извлеките зонд с помощью салфетки, спросите о самочувствии.

Примечание:

Если при введении зонда у пациента начался кашель, он начал задыхаться, немедленно извлеките зонд, так как он попал в трахею, а не в пищевод.

Универсальная укладка бикса

Цель: подготовка материала к стерилизации

Алгоритм действий медицинской сестры:

1. Проверьте детали бикса на герметичность, определяя плотность закрытия крышки; легкость передвижения пояса.

2. Откройте боковые отверстия бикса.

3. Протрите поверхность бикса изнутри и снаружи салфеткой, смоченной 0,5 % раствором аммиака.

4. Выстелите дно и стенки бикса простыней или пеленкой.

5. В нижний слой положите перевязочный материал вертикально по секторам, вторым слоем уложите операционное белье вертикально, по секторам и по часовой стрелке.

6. Разместите в биксы индикаторы стерильности в 3-х уровнях.

7. Поверх простыни (1-й слой) уложите халат, маску, салфетки, полотенце для рук и контрольный индикатор.

8. Плотно закройте крышку бикса и привяжите к его ручке бирку из клеенки, на которой укажите номер отделения, количество и наименование предметов, находящихся в биксе.

Примечание. В один бикс укладывают разнородный материал в виде комплекта из расчета на одну операцию.

Цель: выведите газов из кишечника.

Показания: метеоризм, атония кишечника, при постановке послабляющих клизм.

Противопоказания: кишечное кровотечения, выпадение прямой кишки, трещины в области заднего прохода, острые воспалительные или язвенные процессы в области толстой кишки и заднего прохода, злокачественные новообразования прямой кишки, кровоточащий геморрой.

Приготовьте : стерильные: газоотводную трубку, лоток, шпатель, перчатки, вазелин, клеенку, пеленку, халат, фартук, судно с водой, салфетки, туалетную бумагу, ширму, емкость с дезраствором, КБУ.

Алгоритм действия:

1. Объясните пациенту ход и цель процедуры, получите его согласие.

2. Отгородите пациента ширмой (при выполнении процедуры в палате), наденьте халат, фартук.

3. Поставьте рядом с пациентом на стул судно (в судно налейте немного воды), подложите под ягодицы пациента клеенку, а на нее пеленку.

4. Уложите пациента на левой бок или положение лежа на спине, при этом ноги должна быть согнуты в коленях.

5. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

6. Смажьте закругленный конец газоотводной трубки вазелином на протяжении 20 – 30 см.

7. Перегните трубку по середине, зажмите свободный конец трубки IV – м и V – м пальцами правой руки, а закругленный конец возьмите как пишущее перо.

8. Раздвиньте ягодицы I и II пальцами левой руки, а правой рукой осторожно легкими вращательными движениями введите газоотводную трубку в заднепроходное отверстие, продвигая ее в прямую кишку, вначале по направлению к пупку 3 - 4 см, а затем параллельно позвоночнику на глубину 8 - 10 см.

9. Поверните пациента на спину или оставьте в том же положении.

10. Опустите свободный конец газоотводной трубки в лоток или судно с водой.

11. Убедившись в том, что газы отходят (по пузырькам в воде), уберите лоток или судно с водой, а наружный конец газоотводной трубки заверните в пеленку в виде конверта.

12. Каждые 20 – 30 минут контролируйте состояние пациента.

13. Укройте пациента, оставьте трубку в кишечнике до полного отхождения газов, но не более, чем на 1 час.

14. Осторожно вращательными движениями извлеките трубку, обработайте заднепроходное отверстие салфеткой или туалетной бумагой и вложите между ягодицами салфетку, смоченную вазелиновым маслом.

15. Поместите газоотводную трубку в емкость с дезраствором.

16. Снимите перчатки, поместите салфетки, перчатки в КБУ.