Библейский патриарх что родил исаака. Значение исаак, библейский патриарх в энциклопедии брокгауза и ефрона

Исаак, библейский патриарх


18 марта (1712 до н. э.) традиционно считается днем рождения библейского ИСААКА, сына Авраама и Сарры. От него пошел род, давший миру Спасителя.


ИСААК (смех; Быт 21:1-7) — дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее Сыном из дома Авраама (Быт 21:9-13).


Ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти, и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих Христиан миром (Гал 4:29). Кроме сего. Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исаак наречется Аврааму семя (Быт 21:12, Евр 11:18), т.е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира.


При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил поведение от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт 22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр 11:17-19).


Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности. На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт 23:1-2). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругою Исаака, с величественною простотою, рисующею нам обычаи и нравы Востока, — передано в 24 гл. книги Бытия (см. Ревекка).


Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй — матери (Быт 25:21-24). Наступил голод, и Исаак отправился в Филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму,
он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт 26:1-10).


Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в Филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его, и где посетил его Авимелех, царь Герарский, и заключил с ним дружеский союз (26:23-31).


Во время последовавшей за тем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своею материю, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт 27:28-29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания.


После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь не задолго до смерти своего отца; и как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт 25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпеле (Быт 35:29).


У Иудеев и Магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех не имевших греха, и один из шести; над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима и он ввел в употребление утреннюю молитву

(Бытие, XXIV–XXVI)

О детстве Исаака библия рассказывает только историю о том, как папаша чуть было его не зарезал для того, чтобы зажарить своему богу. Затем идет очень большой пропуск в биографии (жизнеописании) этого патриарха, приблизительно в тридцать лет, и затем библия рассказывает о том, как папаша Исаака посылал свата, одного из своих рабов, чтобы взять ему жену из родственного племени. Чтобы успешнее выполнить сватовство, сватушка взял подарки, «калым » за невесту: 10 верблюдов и украшения из драгоценных металлов. А дальше рассказывается романическая история о том, как этот самый раб загадывал: ежели выйдет девица, напоит из кувшина раба и верблюдов, тогда он и возьмет ее в жены своему молодому господину (а этому «молодому господину» было 40 лет, - глава XXV, стих 20). Как выбирал раб жену своему господину? Во-первых, нужно было выбрать из родственного племени, во-вторых, покорную, в-третьих, работящую. Невеста эта вряд ли польстилась бы на рассказы о святости Исаака.

Сватовство начинается с того, что преподносятся дорогие подарки:

«Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота » (какая точная бухгалтерия!)(XXIV, 22).

Родители Ревекки, должно быть, тоже были падки на золото. Брат Ревекки, Лаван, «когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей», принял очень радушно свата. Но без богатого калыма в те далекие времена нельзя было получить невесту хотя бы даже и самому «святому» патриарху Исааку. Поэтому:

«Вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери богатые подарки. И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали» (Бытие, XXIV, 53–54).

Так за золото и серебро и за подарки богатый библейский скотовод Авраам купил своему сыну Ревекку.

Затем библия рассказывает про рождение двух близнецов Иакова и Исава. Исав - зверолов, человек полей, а Иаков - маменькин сыночек, живущий в шатрах. Нет никакого сомнения в том, что в рассказе об Иакове и Исаве, как и в рассказе о Каине и Авеле, отразилась борьба различных племен и различных культур: рассказ напоминает переход от охотничьего периода к скотоводческому , и библейский писатель простодушно рассказывает:

«Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его (значит, просто был любитель дичины, объедала, лакомка. - Ем. Я. ), а Ревекка любила Иакова» (XXV, 28).

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый, и сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного этого, ибо я устал… Но Иаков сказал: Продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: Вот я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы, и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством» (Бытие, XXV, 29–34).



Вот и весь рассказ. При патриархальном строе старший в роде, наследующий большую часть имущества, конечно, имеет превосходство. А батюшки всякие в школах на уроках закона божия обыкновенно увлекались, расписывая добродетель Иакова и пустоту Исава: вот, дескать, какой был человек - за чечевичную похлебку продал свое первородство!

Но попробуйте поставить этого самого Иакова за образец - и что получится? Получится эксплуататорская, кулацкая, ростовщическая мораль: ежели к тебе придет голодный и усталый человек и попросит у тебя есть, то ты его прижми хорошенько и обяжи его заплатить тебе дорогой ценою за ту чечевичную похлебку, которую ты ему даешь, хотя бы это был брат твой.

Следующая глава (XXVI) буквально повторяет рассказ о том, как Исаак, подобно своему папаше, не прочь был спекульнуть своей женой:

«Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о (Ревекке) жене его, и он сказал: «это сестра моя», потому что боялся сказать: «жена моя», чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом. Но, когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею, и призвал Авимелех Исаака и сказал: вот это жена твоя, как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее (какое благородство, какая храбрость! - Ем. Я. ). Но Авимелех сказал: Что это ты сделал с нами? Едва один из народа не совокупился с женою твоей , и ты ввел бы нас в грех» (XXVI, 6–10).

Значит, праматерь Ревекка не согрешила только потому, что не успела.

Если вы спросите: а что же еще такого великого совершил этот самый Исаак, кроме того, что породил двух сыновей и чуть было не продал свою жену, то из библии вы ничего особенного не узнаете, кроме того, что его рабы выкопали несколько колодцев, а он сам устроил несколько жертвенников и несколько раз во сне разговаривал с богом.

Заканчивается это замечательное жизнеописание (биография) рассказом о том, как сынок праотца Исаака, будущий патриарх Иаков, и его верная супруга Ревекка форменным образом надули умирающего старика, воспользовались его слепотою и заставили его благословить Иакова, как старшего. Попы очень любили рассказывать, а дети - слушать про маскарад, который Ревекка устроила своему любимчику, как она выворачивала козлиные шкуры и покрывала ими тело «маменькина сына» Иакова. Удивительно ли, что этого плута, жулика Исав хотел просто-напросто убить? Иаков только бегством спасся от его гнева.

Я добросовестно пересказал все, что в библии написано про Исаака. За что же попы и раввины выдают его за святого праотца, в чем его святость, в каком отношении может он служить примером?

Мы изгнали из школ рассказы об этих святых праотцах. Темные люди жалеют об этом: как же, закон божий отменили! Пусть подумают, какой смысл, какая польза от того, что дети в школах тратили свои молодые годы на то, чтобы заучивать, запоминать, рассказывать этакие побасенки!

Глава девятая

Исааку было тридцать семь лет, когда умерла его мать. Авраам посылает своего старшего раба Елиезера на родину в Месопотамию взять сыну Исааку жену. Было недопустимо, чтобы произошло смешение продолжателя избранного рода с потомками Хама — хананеями, которые населяли Палестину.

Женой Исаака стала его родственница Ревекка — внучка брата Авраама Нахора, сестра Лавана. Исаак и Ревекка жили в любви. Их брак упоминается в молитвах чинопоследования Таинства брака. Святитель Филарет Московский пишет: «Если Исаак есть образ Христа, то обручение Исаака с Ревеккой может быть образом обручения Христа с Церковью» (Записки. Ч. 2. С. 195).

У них двадцать лет не было детей. Когда Исааку исполнилось шестьдесят лет, Ревекка родила ему двух сыновей-близнецов. Еще во чреве матери братья стали биться, и Ревекка вопросила Господа, Который ей сказал: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт 25, 23).

Первый вышедший младенец был красный и весь в волосах. Последнее определило имя его — Исав , что по-еврейски означает волосатый . Красный цвет кожи дал родившемуся и происшедшему от него народу другое имя — Едом.

Затем родился брат его, который рукою держался за пятку брата. Поэтому он был назван Иаков (от евр. акев — пятка). Он был человеком кротким. Любил жизнь сосредоточенную. Исав стал искусным звероловом. Отец любил Исава, а Ревекка — Иакова. Весьма точная психологическая подробность Библии. Сам кроткий и тихий, отец любил деятельного сына, который своей активностью как бы восполнял характер отца. Деятельная по своему характеру Ревекка любила своего нежного младшего сына.

Однажды Исав пришел с поля очень усталый и голодный. Он попросил у брата поесть красного , как сказано в тексте (Быт 25, 30). Воспользовавшись состоянием брата, Иаков просил продать ему первородство. Исав, видимо, был в крайней степени немощи, потому что сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт 25, 32). Иаков дал ему хлеба и кушанья из чечевицы.

Хотя право первородства было формально закреплено позже в законе Моисея, с глубокой древности существовала привилегия перворожденного. Первенцы были носителями и наследниками Божественных благословений и обетований. Но для восприятия их нужна была сильная вера . Ее-то у Исава не было, поэтому Бог попустил ему потерять первородство. Тем более что сам Исав им не дорожил. Когда Исаак состарился, у него сильно ослабло зрение. Он послал Исава за дичью, чтобы тот приготовил его любимое кушанье. После этого патриарх собирался благословить перед смертью своего старшего сына. Ревекка, слышавшая их беседу, сказала любимому сыну: принеси из стада двух козлят, и я приготовлю отцу твоему кушанье. Он поест и благословит тебя. На это Иаков ответил, что Исав косматый, а он гладкий, поэтому отец узнает его. Ревекка взяла богатые одежды Исава, надела на Иакова, а руки и шею обложила кожею козлят. Исаак ощутил запах от одежд Исава и благословил Иакова. Святитель Иоанн Златоуст оправдывает Ревекку и Иакова, видя здесь действие Божественного Промысла: «Не на то смотри, что сказанное Иаковом было ложь, но помысли о том, что Сам Бог все так устроил, желая привести в исполнение предречение» (Беседы на книгу Бытия. LIII).

Потомки Исава составили воинственный горный народ на юге Палестины, на горе Сеир. Из него произошел царь Ирод Старший, пытавшийся убить Богомладенца Иисуса.

    - (еврейск. ицхак смех) библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17 19; XVIII, 12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда ему было… …

    - (еврейск. ицхак смех) названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17 19; XVIII, 12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда ему было 25 лет, Авраам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (еврейск, ицхак смех) библейский патриарх, названный таквследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17 19; XVIII,12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийсяносителем всех данных им обетований. Когда ему было 25… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    См. также Исаак (имя) и Исак (имя). Исаак (יִצְחָק) … Википедия

    См. также Исаак (имя) и Исак (имя). Принесение в жертву Исаака; Караваджио Исаак (ивр. יִצְחָק‎, ицхак букв. «будет смеяться») герой Пятикнижия, библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. 17:17 19;… … Википедия

    БИБЛЕИСТИКА - историко филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического (т. н. низшая критика; нем. Textkritik; англ. textual criticism, lower criticism) и лит. анализа (нем. Literarkritik, höhere Kritik; англ. higher… … Православная энциклопедия

    АВРААМ - [евр. , отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ; первоначально Аврам, евр. , великий отец], ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб.… … Православная энциклопедия

    ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - [греч. Εὐάϒριος ὁ Ποντικός] (ок. 345, г. Ивора Понтийская (совр. Сев. Турция) ок. 399, пустыня Келлии (Египет)), монах, аскетический писатель, богослов. Жизнь Источники Помимо скудных автобиографических данных, содержащихся в сочинениях Е. П.,… … Православная энциклопедия

Исаак , библейский патриарх

Исаак - дитя обетования, сын столетнего Авраама и девяностолетней Сарры (Быт. 21:1 -7). Спустя восемь дней по рождении он был обрезан , а через три года после того отнят от груди. По этому случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари , насмехался над Исааком, за что был изгнан вместе с матерью из дома Авраама (Быт. 21:9 -13). Апостол Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти, и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих христиан миром (Гал. 4:29).

Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что в Исааке наречется Аврааму семя (Быт. 21:12 , Евр. 11:18), т.е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира . При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что когда Исаак уже вырос, по свидетельству Иосифа ему было уже 25 лет от роду, Авраам получил поведение от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт. 22:1 -2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр. 11:17 -19). Это событие явилось также испытанием веры, терпения и покорности самого Исаака.

Когда Исааку было 37 лет, умерла мать его Сарра , будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт 23:1 -2).

В возрасте сорока лет он женился на Ревекке , дочери Вафуила. Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова , из которых первый был любимцем отца, а второй - матери (Быт. 25:21 -24).

Наступил голод, и Исаак отправился в филистимский город Герар , как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт. 26:1 -10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в филистимлянах , видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию , где Господь явился ему и благословил его, и где посетил его Авимелех, царь Герарский , и заключил с ним дружеский союз (Быт. 26:23 -31).

Во время последовавшей за тем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков , наущенный своею материю, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт 27:28 -29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил его в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как удивительно точно осуществились его предсказания.

После этого события Исаак отправил Иакова в