Теоретико-методологические основы творческой деятельности. Основы творческой деятельности журналиста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории журналистики

Основы творческой деятельности журналиста

ЛЕКЦИЯ 1. Особенности творческой деятельности журналиста

ЛЕКЦИЯ 2. Метод и способ журналистского творчества

ЛЕКЦИЯ 3. Процесс создания журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 4. Формирование концепции журналистского произведения: выбор темы

ЛЕКЦИЯ 5. Проблема в журналистском произведении

ЛЕКЦИЯ 6. Идея журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 7. Жанр как метод создания журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 8. Построение журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 9. Профессиональный анализ журналистского произведения

ГЛОССАРИЙ (понятийный аппарат курса)

ЛЕКЦИЯ 1 . Особенности творческой деятельности журналиста

Основные виды творческой деятельности журналиста.

Профессионализм и дилетантизм в журналистике.

Особенности творческой деятельности журналиста.

Нравственные особенности творческой работы в журналистике.

Какие виды творческой деятельности журналиста мы уже знаем? Что создают журналисты?

Творческая деятельность - создание новых (объективно или субъективно) реальностей вещественно-энергетической или информационной природы.

В основе всякого творчества - переработка информации, ее перекомбинирование.

В чем различие и единство ремесла и творчества?

Репродуктивная деятельность: ремесло - воспроизведение, тиражирование уже известного; цель - в готовом виде, как образец. "Ремесло поставил я подножием..."

Творческая деятельность: поиск новых решении, цель окончательно складывается в процессе, результат непредсказуем. Больше новизны!

В чем отличие профессионала от дилетанта?

Дилетантизм:опора на порождающие модели стихийное следование закономерностям журналистской деятельности

Профессионализм: сознательное использование и совершенствование методов, понимание, осознание процессов своей деятельности.

Уровни профессионализма:

Обученность (ремесло)

Умелость/способность решать новые задачи в новых условиях

Мастерство (наилучшее выполнение функций, способность к совершенствованию методов)

Каковы особенности творческой деятельности журналиста?

Индивидуально-коллективный характер

Производственно-творческий характер

Условия и факторы, влияющие на креативность:

Объективные время, место, тип издания, социальная формация

Субъективные: свойства личности журналиста, уровень и развитость способностей.

Нравственные основы творческой деятельности:

Творческое поведение: "Найти свое место в общем труде и при этом остаться самим собой". (М. Пришвин)

"Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех..." (Б. Пастернак)

Планирование творческого саморазвития, самообучения, самовоспитания.

ЗАДАНИЕ: Опишете на основе полученной информации свой собственный опыт и уровень журналистской работы?

Какой ее вид вам знаком по собственному опыту?

Приведите примеры своей репродуктивной, дилетантской, профессиональной работы; какие порождающие модели вы использовали?

Есть ли у вас опыт коллективной журналистской работы? Какой продукт создан при вашем участии?

Какие объективные и субъективные факторы креативности "работают на вас", а какие следует преодолеть, изменить, развить...?

Определите главную цель, с которой вы хотите заняться журналистикой, чтобы планировать творческое саморазвитие.

ЛЕКЦИЯ 2 . Метод и способ журналистского творчества

Методы получения сведений;

Методы постижения сути;

Методы предъявления информации;

Методы воздействия на аудиторию.

Приступая к работе над темой, журналист выстраивает ИЕРАРХИЮ ЦЕЛЕЙ: какая из возможных задач главная? А если уметь выделить еще и информационную задачу, то можно уже и определить жанр будущего произведения. Мы ищем способ решения задач, ищем средства, т. е. решаем вопрос о методе.

СПОСОБ деятельности - та комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается результат.

МЕТОД - это последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа.

Если не имеем понятия о научно обоснованных методах, то работает порождающая модель. Или черпаем из копилки чужого опыта.

Рассмотрим сначала методы познавательной деятельности (те, что касаются сбора и осмысления данных). Они связаны с методами предъявления информации, т.е. создания текста, хотя есть уже и опыт разделения - на сборщиков и обработчиков информации.

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ - наблюдение, проработка документов, беседа (опрос, общение), эксперимент. По Киму - еще и прогнозирование, и биографический метод.

МЕТОДЫ ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ - в функции методов решения теоретических задач выступают знания, которыми обладает журналист. Три уровня знаний:

Базисное - философское знание, методологический уровень. (В "базисе" старшего поколения - марксистская диалектика, клерикальная пресса основывается на богословии, желтая - часто на архаических, донаучных, типа магии, астрологии...);

Знание о человеке и обществе, накопленное конкретными, чаще гуманитарными науками, использование их методов изучения действительности;

Эмпирические знания на уровне "здравого смысла" - то, что называют знанием жизни: очень полезно, но и опасно! На этом уровне ищутся "ходы" не к источнику сведений, а к проверке или доказательству своей идеи, это своего рода проверка практикой. Но без научных знаний может и подвести к ошибке.

Чем больше освоено уровней, тем шире выбор методов, меньше стандарта, больше творческой свободы. Надо научиться использовать для этого свое университетское образование!

Всю новую информацию мы включаем в систему ранее накопленных знаний и перерабатываем по правилам, задаваемым этими знаниями; а есть ли правила, задаваемые наукой о журналистике? Да. Это правила, по которым "работают" журналистские жанры.

Но это уже особая (следующая) тема -

МЕТОДЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, т. е. вопросы создания текста.

Эти методы рассмотрены Лазутиной как "сборка" элементарных выразительных средств, Кимом - как формирование композиционных структур, Тертычным - как методы интеллектуальных действий, алгоритмы логических операций. Практичнее рассмотреть их по Шкловскому (это будет ТЕЛА 7).

Назовем сразу и основные

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ -

Убеждение

Внушение.

Эти методы связаны уже с результатом журналистского творчества.

ЗАДАНИЕ: перечитайте понравившийся Вам журналистский текст и о нему определите/ методы получения сведений и уровни знаний, использованных журналистом. А на каких уровнях приходилось работать Вам?

ЛЕКЦИЯ 3 . Процесс создания журналистского произведения

Основные этапы познавательного процесса (на примере разработки конкретной темы)

Ознакомление с ситуацией;

Журналистское исследование и журналистское расследование;

От факта к замыслу.

По Лазутиной, начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.

Простейшая (для заметки) - задача - установить факт, определить, насколько значительны связанные с ним изменения. Это - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИТУАЦИЕЙ. (Пример: "расширился ассортимент товаров для садоводов и огородников". Это актуально для начала весенних работ; так что там нового?)

Если мы готовим аналитический, проблемный материал, то наша познавательная деятельность будет иметь форму ЖУРНАЛИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

А если нужно изучить ситуацию, в которой факты скрываются, то добывание скрытых фактов и выявление их значения будет уже ЖУРНАЛИСТСКИМ РАССЛЕДОВАНИЕМ.

Рассмотрим основные этапы практической познавательной работы.

Возьмем для примера факт и тему из приведенной выше заметки: новые товары для садоводов - о чем никто еще не написал? - об инструменте!

- выявляем адрес реальной ситуации (возможный объект):

магазины, торгующие товарами для сада и огорода;

-определяем проблемы, в контексте которых значима данная ситуация , их связи:

соответствует ли качество товаров - инструмента - местным условиям, возможностям покупателей? Доступны ли цены? Исходим из того, что наши садоводы - это в большинстве немолодые, не очень здоровые, небогатые люди, рассчитывающие на ручной труд.

Теперь мы можем выработать заявку на тему - приблизительно такую:

"о новизне и качестве инструмента, предлагаемого садоводам"…

- планируем и организуем практический ход работы :

посещение магазинов, опрос покупателей.

Сбор предварительных данных (чаще всего: метод получении информации - изучение документов, чтение).

Ищем книги по принципу новизны, актуальности, близости к теме. Оказывается, есть инструмент, заменявший пять самых известных и необходимых! Дающий возможность работать с минимумом усилий!

- определение конкретн о го предмета изучения :

Этот инструмент - плоскорез Фокина.

- направленное изучение объекта (методы сбора информации: интервью, наблюдение):

Спрашиваем в магазинах этот товар - продавцы либо не знают, либо "бывает, но берут плохо", но кое-где плоскорезы есть...

Спрашиваем пассажиров садовой электрички - почти никто не знает, некоторые говорят "дорогой, тяжелый", но есть и восторженные отзывы. Оказываются, в магазинах бывают поддельные (дорогие, тяжелые, не фокинские/плоскорезы - прекрасное изобретение просто дискредитируется!

- конкретизация замысла (по Аграновскому - полностью сложившаяся концепция);

- реализация замысла

Дополнительные возможности: если позволяет время, включить в направленное изучение объекта личное опробование инструмента в работе. Тогда может вырасти рядом с данной темой еще одна, не менее интересная и важная: новый подход не просто к выполнению привычных операций, а новый принцип земледелия, уже завоевывающий мир!

ЗАДАНИЕ: составьте заявку на тему своего ближайшего журналистского выступления. Выполните поэтапно все познавательные операции. Напишите в 3-4 предложениях концепцию будущего материала. Разверните концепцию в текст.

ЛЕКЦИЯ 4 . Формирование концепции журналистского произведения: выбор темы

Факты науки и факты обыденного сознания;

Тема как объект и как предмет журналистской разработки.

С какими ситуациями работает журналист;

Чем определяется актуальность темы.

Концепция - смысловое ядро журналистского произведения, включающее его тему, проблему, идею. Начинаем с выбора темы.

Из I семестра: какие вы знаете источники тем?

Факт - явление действительное, реальное событие: факты обыденного сознания, факты научные.

Но и эта выбранная часть объекта рассматривается многосторонне - как СИТУАЦИЯ, т.е. совокупность взаимосвязанных между собой фактов.

Ситуации различаются:

по масштабу - локальные и глобальные,

по времени - ситуации текущей действительности, актуальными

Ситуации вчерашнего дня, могут быть

Ситуации далекого прошлого все!

по степени развития ведущего противоречия:

Ситуации позитивные (противоречия не вызрели)

Ситуации проблемные (противоречия обозначены)

Ситуации конфликтные (противоречия антагонистические)

Ситуации на переломе

Что значит развитие ведущего противоречия? Жизнь движется вперед путем борьбы противоположностей, преодоления противоречий. Кто умеет оценить степень противоречивости ситуации, тот имеет возможность "взять тему через проблему". Что это дает? По Г.В. Лазутиной, журналист выбирает для отражения более широкой ситуации только одно: назревшую в ней проблему. Рассматривая через нее локальный жизненный материал, он касается общих для многих трудностей, ставит общую творческую задачу, то сеть делает тему ОБЩЕЗНАЧИМОЙ.

Чем зорче увидел журналист связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой, чем глубже понял ее и получил по ней более ценное новое знание, осваивая конкретный материал, тем АКТУАЛЬНЕЕ будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.

ИТАК, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС, О ЧЕМ МАТЕРИАЛ, ДОЛЖЕН ВКЛЮЧИТЬ В СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО СИТУАЦИЮ, НО И ПРОБЛЕМУ, В СВЕТЕ КОТОРОЙ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ.

ЗАДАНИЕ: выберите тему-предмет из объекта "Молодежь и выборы", ориентируясь на студенческую газету.

Опишите (очень коротко) ситуацию, используя факты обыденного сознания и факты науки; статистические, социологические данные.

Определите масштаб и время рассмотрения ситуации, ведущее противоречие и степень его развития.

Сформулируйте жизненную проблему, в свете которой рассматривается ситуация. И ПОЛНОСТЬЮ сформулируйте свою тему.

ЛЕКЦИЯ 5 . Проблема в журналистском произведении

С какими проблемами работает журналист;

Источники острых вопросов;

Варианты журналистского "выхода на проблему".

Итак, мы знаем, что для выбора темы полезно рассматривать объект в свете более масштабной общественной проблемы.

Греческое слово problema означает - задача, это определенная ступень развертывания борьбы противоположностей.

Журналистика работает и с не решенными пока проблемами, и с такими, решение которых уже найдено наукой или предложено политиками. Но журналистика как бы примеряет готовое решение к практике, помогает найти решения, предлагает свои (об этом - в связи с идеей произведения, это следующая тема).

В.М. Горохов выделяет психологический аспект - для журналиста осознание проблемной ситуации может служить пусковым механизмом творческого процесса (вопросы к себе: где найти информацию? как написать?). Важно сформулировать ГЛАВНЫЙ вопрос, на который будет отвечать ваше произведение. Это называется "выйти на проблему" из круга множества возможных вопросов. А как отличать вопросы, важные для читателя?

Журналистика извлекает свои вопросы из читательских писем, в процессе профессионального общения, из классического искусства (сегодняшнее звучание вечных вопросов). Уровень, качество задаваемых вопросов всегда основывается на базе уже имеющихся знаний ("универсальный отвечатель"...).

Выход на проблему через конфликт: конкретных острых ситуаций в жизни множество; какие из них следует выбирать как продуктивные? В одной и той же ситуации могут проявляться противоречия внешние и внутренние. Нас должны интересовать те противоположности, в борьбе которых можно увидеть движение общественных процессов. Например: внешне - семейная ссора, внутреннее противоречие - между обычным правом на жилище и законом; отсюда вопрос - что сейчас преобладает в сознании людей? Такое понимание проблем помогает людям лучше ориентироваться в действительности.

Из практического журналистского опыта (по Аграновскому): выход на проблему через "мешающую деталь" - ту часть фактического материала, использование которой грозит разрушением замысла, противоречит складывающейся концепции. Нередко в этой детали проявляется как раз внутреннее, скрытое противоречие. Работа с ним требует смелости и мастерства. Мастерский уровень- рассмотрение внутренних конфликтов, в которых как бы одна сторона, одновременно правая и неправая: здесь противоречие заостряется до парадокса, на котором базируются такие сложные жанры, как, например, фельетон...

Конфликт может иметь сюжетообразующее значение, сделать произведение острым, интересным для читателя.

Задание. Рассмотрите, как проблемную следующую ситуацию.

Способный студент получает приглашение на стажировку в США, а по окончании вуза - возможность трудоустройства там в престижном научном центре. Дома остается одинокая больная мама, которой он регулярно посылает деньги, и научный руководитель, который возлагал на ученика большие надежды.

Через год мама получает письмо: я женюсь, невеста на мое возвращение в Россию не согласится. Вместо ответа приходит известие о смерти матери. Невеста говорит, что это печально, но теперь нет проблем...

Сформулируйте темы, которые Вы видите в этой ситуации.

Какую из проблем Вы считаете главной?

Какое значение для построения сюжета может иметь конфликт (один или несколько конфликтов можно выбрать?)

ЛЕКЦИЯ 6 . Идея журналистского произведения

Основные свойства журналистской идеи

Идея опорная и идея рабочая

Источники журналистских идей

ИДЕЯ - главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие - достигнутое понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность.

Это ответ на поставленный вопрос, не обязательно полное и детальное решение проблемы, но указание пути к ее решению. Подсказка профессиональная, из авторитетного источника не всегда ценнее журналистской идеи!

СВОЙСТВА: - действительность, т. е. отражение реальности плюс воздействие на окружающий мир;

Общезначимость, универсальность плюс влияние на социальные процессы за пределами рассмотренной ситуации;

Идеолого - этическая направленность.

В тексте отражаются две уровня реальности - объективная действительность и субъективная точка зрения, внутренний мир журналиста.

По В. Пронину, идея журналистского произведения в момент ее восприятия срабатывает как особый тип управляющей связи.

Она вызывает 3 типа реакции на публикацию:

Реакции вовлечения - внешние или внутренние действия получателя информации, в которых обнаруживается его отношение к ситуациям, к идеям;

Реакции исполнения - действия по непосредственному исполнению рекомендаций или вариантов поведения, т. е. агитационный эффект;

Реакции социальной гарантии - действия, в которых проявляется ответственность определенных сил за необходимые последствия публикации.

Различаем опорную идею (система ценностей, идеология, на основе которой журналист выносит свои суждения), и рабочую идею (та самая подсказка для принятия конкретного решения).

Время острой борьбы опорных идей - дестабилизация массового сознания; по Фихтелиусу, норма - это отказ от опорных идей, отказ судить о том, что хорошо, что плохо. Но это - вне российской традиции.

Мощное воздействие рабочих идей Овечкина, Аграновского… Подсказка власти от имени народного желания, общественного мнения. Неприятие властью журналистских идей - "собака лает, ветер носит"?

По Г. Лазутиной, рабочая идея сейчас сохраняет свой подсказывающий, побуждающий характер, но становится вариативной.

Некоторые устойчивые варианты:

Прими к сведению и действуй по усмотрению (делай выводы),

Действуй так, если позволяют условия,

Не допускай повторения подобного,

Есть такие-то варианты решения проблемы - исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй,

Решение проблемы неизвестно, подключайся к поискам.

Плюрализм идей, демократический подход - для самоуправления? Да, во всей журналистике. А в отдельной газете?

"Взять тему как идею" - это значит выдвинуть рабочую гипотезу, предварительный вариант ответа на поставленный вопрос. Откуда берутся "изначальные" идеи? Практика, умные книги, общение с мыслящими людьми; оформление тех идей, которые уже "носятся в воздухе", формируются в массовом сознании.

Для создания текста: идея - это еще и форма… по Гегелю.

ЗАДАНИЕ: предложите опорную и рабочую идеи для следующей ситуации.

Абитуриенты отделения журналистики находят время, чтобы писать и печататься, студенты младших курсов печатаются очень мало, студенты старших курсов стремятся к минимуму (делать то, что задано). Из них больше и лучше всего пишут те, кто лучше всех учится… А профессионалы получаются, как правило, из тех, кто занимается журналистикой постоянно...

ЛЕКЦИЯ 7 . Жанр как метод создания журналистского произведения

Жанр как форма отражения действительности

О конвенциональной природе жанра

Предметно-функциональные основы жанра

Жанр - это прежде всего устойчивая форма ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, и только в последнем счете - форма текста. Поэтому разные журналисты пишут в одном жанре сильно отличающиеся материалы. По Шкловскому, жанр - это порядок "осмотра мира", сложившийся в массовом сознании и потом закрепленный писателями и журналистами. Жанр имеет КОНЫЕНЦИОНАЛЬНУЮ ПРИРОДУ - это своего рода негласный договор между пишущими и читающими: мы рассказываем о действительности по определенным правилам - тогда нас правильно понимают. читатели не изучают жанры, но пользуются ими. Указывая жанр произведения - "фельетон", "очерк" - мы готовим читателя к тому, как этот текст надо будет воспринимать. Из-за нарушения законов жанра произведение может быть не понято или не принято читателем (новаторство первооткрывателей требует специальных объяснений, долгого воспитания аудитории).

Жанр имеет ПРЕДМЕТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ОСНОВУ, то есть определяется в результате выбора предмета и определения функции будущего произведения. В зависимости от этих составляющих выбирается метод решения задачи, "порядок осмотра мира" - метод отражения действительности, то есть жанр. Этот метод будет иметь формообразующее значение: в результате определенных действий журналиста сложится текст.

Форомообразующие особенности жанров

О "смешении" и "чистоте" жанров в журналистике

Какие правила должны быть соблюдены, чтобы получилось произведение именно данного жанра?

Выбор предмета, соответствующего именно этому жанру. Каждый жанр "работает" с ПРЕДМЕТОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА. Например, репортаж может быть о футбольном матче, о пожаре, о празднике - но всегда о событии, причем о событии длящемся, происходящим на глазах, наблюдаемом. Любая рецензия - на книгу, фильм - всегда о продукте духовного производства… Каждый жанр "специализирован" на своем предмете;

Осознание соответствующей жанру функции. Каждый жанр имеет свойственную только ему ИНФОРМАЦИОННУЮ ФУНКЦИЮ. Среди задач, стоящих перед журналистом (выполнить задание редакции, добиться наказания виновных в нарушении закона, превзойти всех, кто будет писать о том же в других изданиях…, дать оценку чему-то важному…), всегда есть задача информационного плана - показать, объяснить, дать оценку… вот решение этой задачи и определяет жанр как его вторая составляющая. Каждый жанр отвечает на свой вопрос - "как это происходило" (репортаж), "что делать" (статья) и т.д. Эти вопросы необходимо иметь в виду - читатель ждет ответа на них;

Решение творческой задачи МЕТОДОМ, свойственным этому жанру. Каждый жанр выполняет свою информационную функцию определенным методом, используя свой собственный "порядок осмотра мира": репортаж наблюдает, интервью опрашивает, корреспонденция выстраивает цепочку причин и следствий… В информационных жанрах действует метод получения информации (наблюдение, опрос и т.д.), а в аналитических собирать материал можно всеми способами - читая документы, беседуя, наблюдая - а решение информационной задачи обеспечивается определенным набором интеллектуальных операций, как бы технологией осмысления жизненного материала, которую необходимо сообщать;

В результате возникает устойчивая ФОРМА текста, но не стандартный образец изложения! Речь идет о ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЕ, то есть о логической основе его построения! А внешняя форма - стиль, лексика и т.д. - может и должна быть у разных авторов своеобразной.

Говоря о "смешении жанров", следует иметь в виду не смесь элементов разных форм (например, репортажные или диалогические "куски" в очерке), а разумное комбинирование методов, отражающееся в тексте. Но жанр при всем своеобразии произведений оказывается узнаваемым по сочетанию своих основных опор:

ПРЕДМЕТ - ФУНКЦИЯ - МЕТОД - ФОРМА

ЗАДАНИЕ: Выделите в журналистских произведениях изученных Вами жанров (это могут быть свои или чужие тексты) основные жанрообразующие факторы. Таким образом можно понять не то, как произведение писалось, а то, как над ним работала мысль автора, следуя закону жанра сознательно или интуитивно.

ЛЕКЦИЯ 8. Построение журналистского произведения

Понятие об ЭВС - электронных выразительных средствах журналистики

Фактологический, образный, нормативный ряды ЭВС

Сюжет и композиция журналистского произведения

Журналистская информация объективизируется, приобретая характер информационного уровня посредством языка журналистики, который обозначается понятием ЭВС - элементарные выразительные средства журналистики. ЭВС - "строительный материал" текста.

Сюда входят:

Фактологический ряд - факт как элемент действительности, факт как элемент сознания (средство познания), факт как элемент текста.

Образный ряд - из элементов истории, образов культуры и науки, фольклора (причем образ может сложиться из понятийной лексики, из документального жизненного историзма). Связан с эмоциональной оценкой фактов.

Нормативный ряд - это смысловые единицы, в которых тоже закреплен социальный опыт, но прежде всего это суждения, в которых закреплены те или иные установления общества. Например, нормативы правовые, производственные, моральные.

Эти ряды соответствуют выводам Прохорова о том, что информация бывает оценочной, нормативной, но еще и приписательной. Эта последняя - уже синтез ЭВС, то есть идея материал, способ ее выражения.

По Г. Лазутиной, средство организации журналистского текста - это есть момент ЭВС. Г. Лазутина выделяет причины такого из которых наиболее существенные ситуации.

Необходимое и достаточное количество под тем в журналистском тексте должны соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом и быть принципиально сводимо к четырем. Эти основные задачи:

Ввод в ситуацию (заканчивается выделением темы);

Обозначение проблемы;

Предъявление оценок, идей и аргументов;

Практическая постановка вопроса (проверка идеи практикой).

Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем.

Наиболее часто встречающиеся варианты сюжета журналистского произведения:

Сюжет событийный, который строится "по ходу получения информации,

Логосюжет (в аналитических жанрах).

Г. Лазутина говорит о внешних и внутренних связях между ЭВС, у других авторов есть упоминание о внешней и внутренней форме произведения. Внешняя форма - это все выразительные средства, а внутренняя - это логическая структура, ее легче представить через концепцию. Но интереснее всего - по Шкловскому, где содержание представляется не как "содержимое", заливаемое в форму-сосуд, а как со - держание , система внутренних связей, "сдерживающих" различные элементы текста, сцепляющих их.

ЛЕКЦИЯ 9. Профессиональный анализ журналистского произведения

Критерии оценки журналистского произведения

Методика анализа журналистского произведения по правилу золотого сечения

Критерии оценки журналистского произведения:

Новизна реальной конкретной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации;

Масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация;

Оперативность материала;

Конструктивность и убедительность идеи;

Достаточная полнота и яркость ЭВС, мотивированность их применения;

Четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения;

Смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа;

Логическая и лексико-стилистическая грамотность материала.

Многолетний опыт обучения будущих журналистов работе в аналитических жанрах показал, что к самым распространенным ошибкам относятся нарушения логических связей при построении концепции произведения.

Вопрос, на который предполагает ответить автор, нередко ставится "не по теме" (или со значительным отклонением от темы, заявленной в начале текста). Идея не оказывается ответом на поставленный вопрос; связь идеи с проблемой может потеряться просто потому, что автора отвлекла яркая деталь, случайная ассоциация и т. п. При этом самому автору текст представляется вполне логичным, если он строит изложение по этапам сбора материала либо следует рассуждениям людей, от которых получал информацию. Автору бывает трудно выделить в собственном произведении основные элементы содержания - тему, проблему, идею, а формулировка концепции ищется в таком случае в последних абзацах текста. Но конечный вывод не всегда вытекает из того, что журналист написал выше...

Задача заключается в том, чтобы, не пересказывая все произведение, быстро и ясно показать автору, что он на самом деле сказал - и помочь увидеть это глазами читателя.

Читатель воспринимает журналистское произведение, интуитивно подчиняясь всеобщему закону гармонии, согласно которому наиболее важные смысловые элементы концепции располагаются по правилу золотого сечения. Для этого читателю не требуются никакие измерения, не нужно ничего знать о секретах "прекрасных пропорций" 3:2 или 5:3. Образное выражение "воспринимать сердцем" обретает почти буквальный смысл, если, вытянув текст в одну колонку, представить его длину как рост человека и провести линию через сердце: это и есть линия золотого сечения. На этом месте обычно заканчивается описание ситуации (введение читателя в тему) и обозначается проблема произведения. На таком же расстоянии от конца текста всегда высказывается идея - истинная мысль автора, которая далее может быть развита, аргументирована, а может быть и подменена заранее заданным, "нужным" выводом.

Если даже тема не определилась в первой трети текста, или проблему автор сформулировал еще в заголовке, или главную мысль высказал в самом начале - все равно опорные точки концепции окажутся на "золотых" местах, только главный вопрос и ответ на него прозвучат на этот раз в другой форме.

Чтобы увидеть, как представлена читателю проблема, нужно просто на глаз отмерить треть текста и прочитать 1-2 предшествующих абзаца.

Здесь, как правило, оказывается либо вопросительное предложение, либо слова "но", "однако", "хотя" - проблема может быть обозначена через конфликт, через сопоставление двух противоположных фактов или утверждений. Здесь - место главного вопроса, отсюда видно, как он связан с темой.

На таком же расстоянии от конца текста (1/3, 2/5 плюс-минус абзац) - вторая линия золотого сечения. Здесь автор выразил свою главную мысль, но не обязательно в виде рационального высказывания: возможно, через значимую деталь, реплику из диалога... В заключительных строках текста идея обычно повторяется - либо в более четкой формулировке, либо в образной форме. Именно поэтому при сокращении последних абзацев (что случается очень часто) страдает композиция, но текст не обессмысливается.

Таким образом, при редактировании своего или чужого текста, заглянув предварительно в места золотого сечения, можно сразу "схватить" концепцию произведения, оценить ее логичность и далее, читая весь текст, следить уже за тем, как концепция будет развернута.

ЗАДАНИЕ: Подчеркните в журналистских материалах одного из номеров качественной газеты строчки, расположенные в точках "золотого сечения". Логично ли выстроена концепция каждого материала? Повторите опыт на собственных рукописях и публикациях.

ГЛОССАРИЙ (понятийный аппарат курса)

Составлен на основе учебника Г.В. Лазутиной "Основы творческой деятельности журналиста".

Творческая деятельность - создание новых (объективно или субъективно) реальностей вещественно-энергетической или информационной - как в журналистике - природы.

Мастерство - высший уровень профессионализма, способность к совершенствованию самого способа данного вида творчества.

Жанр - устойчивая форма отражения действительности, по Шкловскому - "порядок осмотра (осмысления) мира", образующий устойчивую форму журналистского текста.

Журналистское исследование - выявление неочевидных связей между фактами, определение возможных путей решения проблемы.

Журналистское расследование - добывание намеренно скрываемых данных, выявление их значения.

Замысел - мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде и тему его, и идею, и принцип его организации ("ход").

Идея произведения - главная мысль, в которой воплощается авторское "открытие" - достигнутое им понимание предмета и цели повествования.

Концепция - смысловое "ядро" произведения, включающее тему, проблему, идею. Композиция может быть частью замысла.

Метод - последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или другого типа.

Порождающая модель - представление о характерных чертах произведений, создаваемых тем или иным видом творческой деятельности.

Проблема - отражение противодействия противоположностей, вопрос, вытекающий из этого противоречия. Задача журналиста - сформулировать этот вопрос и предложить возможные пути его решения.

Ситуация - сочетание условий, обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Тема как предмет журналистской разработки - реальная ситуация в контексте более широкой проблемы; одна из сторон изучаемого объекта (жизненного материала).

Технология (с греческого - "наука о мастерстве") - порядок действий, рекомендуемый для того, чтобы гарантировать достижение закономерного результата той или иной деятельности.

Факт (от лат. Factum) - сделанное, свершившееся; действительное, вполне реальное событие или явление.

ЭВС - элементарные выразительные средства журналистики, язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя. ЭВС - "строительный материал" журналистского текста.

журналист творческий дилетантизм профессионализм

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История становления журналистики как профессии. Теоретические основы творческой деятельности журналиста. Особенности журналисткой творческой деятельности. Соотношение понятий: призвание, ремесло и профессия применительно к журналистской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Особенности новостного сообщения в современном средстве массовой информации. Место и роль интернет-газеты в современном информационном поле. Особенности творческой деятельности журналиста по подготовке и выпуску новостного материала в интернет-газете.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2009

    Значимость данных социологии в журналистской работе, форма и содержание их предъявления в СМИ. Социологические методы в труде журналиста. Место и роль данных социологических исследований в статьях обозревателя газеты "Аргументы и Факты" В. Костикова.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2011

    Документальные источники информации. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации. Интернет как источник журналистской информации. Человек как источник журналистской информации. Общение журналиста с коллегами.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2007

    Личность журналиста в российской журналистике. Мотивация журналиста и его ценностные ориентации. Творческая индивидуальность журналиста, выработка авторского стиля. Тематика и проблематика публицистики, особенности творческого метода Максима Киселева.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2017

    Исследование факторов роста творческого потенциала журналиста, понятий и критериев творчества в журналистике. Анализ общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Анализ роли журналиста в российском обществе. Изучение понятия социальной позиции журналиста, форм ее проявления. Соотношение личного, общечеловеческого и группового в деятельности журналиста. Характер массово-информационной деятельности работника СМИ.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Характеристика принципов журналистской этики, принятых на основе международных норм: уважение всеобщих ценностей и многообразия культур, профессиональная честность и социальная ответственность журналиста. Нарушения профессиональной этики журналиста.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Допустимые и недопустимые методы получения информации. Социальные гарантии свободы и ответственности журналиста, принципы профессионально–нравственного поведения. Степень контроля государства за содержанием и распространением массовой информации.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Теоретические основы творческой деятельности журналиста. Возникновение профессии, влияние мастерства, характера, темперамента и эмоционального состояния личности работника СМИ (репортера, диктора, или ведущего ток-шоу) на информационный обмен в обществе.

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

ЛЕКЦИЯ Способ творческой деятельности журналиста.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Для начала просто разграничим понятия «способ» и «метод» деятельности. Их употребляют в обыденной речи как синонимы, отдавая некоторое предпочтение слову «метод». Но философские исследования социальной деятельности и культуры, в частности работы Эдуарда Маркаряна, показали, что терминологический потенциал этого понятия много шире.

За словосочетанием «способ деятельности» открывается вполне определенный объем содержания, отнюдь не тождественный тому, который устойчиво связывается с понятием «метод». Маркарян справедливо усмотрел в понятии «способ деятельности» интегральную категорию, выражающую собой ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается задуманный результат.

То есть: способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Что такое метод? Метод – путь решения конкретной задачи, представляющий собой совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности

То есть - быть средством для решения задач – функция метода.

Являясь интегральной характеристикой определенного вида деятельности, способ всегда включает в себя и определенный набор методов, необходимых для решения соответствующего набора задач.

При этом обнаруживается очень любопытная вещь: задачи одного и того же типа встречаются в самых разных видах деятельности. Так, у врача среди прочих задач есть задача получить сведения о состоянии больного. Однотипная задача стоит перед психологом, исследующим способности человека: получить сведения о проявлениях задатков личности в тех или иных условиях. И перед журналистом на месте события: получить сведения о том, как оно произошло. Во всех случаях – получить сведения.

Врач беседует с человеком, исследователь беседует, журналист беседует... Но беседы эти проходят все же по-разному, но суть действий одна и та же: речевой и аудиовизуальный контакт с целью получения нужных сведений. Отсюда вывод: для решения типовых задач существуют типовые методы. Вот здесь - понятие «метод» шире понятия «способ». По существу, методы универсальны, они используются в разных видах деятельности, входя как одна из составляющих в способ.



Но если методы – одна из составляющих, то, следовательно, есть и другие составляющие. Это мы видели, когда речь шла о типовой задаче.

В процессе работы человеку приходится решать далеко не одну. Причем состав их в конкретных видах деятельности достаточно устойчив и характерен именно для данного вида деятельности.

Ход работы выглядит как цепочка шагов, подчиненных решению определенных комплексов задач. Это дает основание говорить об устойчивой операциональной структуре творческого процесса , представленной в каждом творческом акте – отдельном случае творчества, завершающемся определенным продуктом.

Получается, что для того, чтобы решить несколько комплектов задач, необходимо предпринять необходимые для решения действия. Так и складывается операциональная структура деятельности – определенный состав и последовательность операций, каждая из которых ориентирована на решение комплекса соответствующих задач. Именно она позволяет рассматривать творческий процесс в технологическом аспекте.

Понятием технология обычно обозначается порядок действий, рекомендуемый для того, чтобы гарантировать достижение нужного результата.

Технологический аспект творческого процесса – это и есть выявление его операциональной структуры, достигаемое в тех или иных условиях, на том или ином этапе развития научной мысли, с той или иной мерой адекватности.

Сейчас разграничим понятия «операция» и «этап», так как понятия эти не тождественны, их содержание совпадает лишь отчасти.

«Операция» – это обозначение отрезка деятельности, ее фрагмента, закономерно подчиненного решению некоторого комплекса задач , независимо от его места в структуре творческого акта. Так сказать, характеристика данного фрагмента с точки зрения состава задач.

Понятие «этап» же указывает не только на состав задач, но и на место фрагмента в творческом акте – это его характеристика с точки зрения последовательности решения задач. В первом случае характеризуется состав задач, во втором – последовательность их решения. Поэтому более правильно будет говорить об операциях как структурных элементах творческого акта: при определенных обстоятельствах они становятся тем или иным его этапом.

Операциональная структура творческого акта, как носитель характерного набора задач является наряду с методами обязательной составляющей способа любого вида деятельности.

Откуда тогда берутся задачи, которые формируют оперциональную структуру деятельности? Из представления о продукте, о произведении, то есть - порождающая модель творчества. Поскольку именно она несет в себе все задачи, решение которых разворачивается в творческий процесс. И в соответствии с ними определяется структура этого творческого процесса – основная составляющая способа.

В каждой творческой операции обязательно предусматриваются задачи двух типов:

  • эмпирические , то есть решаемые непосредственно в опыте взаимодействия, ориентированные на установление и воспроизведение фактов.
  • теоретические – они решаются через цепь сложных умственных действий, подчиненных необходимости выявить неочевидные связи фактов, их глубинные особенности.

И те и другие направлены на получение, переработку и предъявление информации в тексте. Есть еще и третий вид задач – это организационно-практические . Эти задачи служат оптимальной организации творческого акта – позвонить, договориться, подготовиться и так далее.

Способ деятельности включает в себя еще две составляющие - технические средства , используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения .

Для каждого вида деятельности используется свой набор технических средств. Вы же, допустим, не берете с собой на задание томограф или тонометр - различается характер использования.

Ну, а четвертая составляющая способа обусловлена тем, что любая деятельность в большей или меньшей степени включена в общественные отношения, в общение. Решая свои творческие задачи, человек взаимодействует с другими людьми, и от того, как он строит свое поведение в процессе этого взаимодействия, во многом зависит успех дела.

Есть некоторые общие этические стандарты поведения, выступающие как признак нравственной зрелости личности, признак культуры. Но для получения успешного, устраивающего общество результата деятельности во многих ее видах, оказывается необходимым и соблюдение неких дополнительных стандартов. Вот они и отражаются в профессиональном сознании общности и каждого ее члена, регулируя творческое поведение.

Способ творческой деятельности формируется в опыте деятельности. Опыт ведь может быть разным – удачным, неудачным... Говорят, на ошибках учатся. Значит, постепенно избавляются от ошибок. А удачи становятся примером для подражания, на них тоже учатся. Образуется нечто вроде коллективной копилки позитивного профессионального опыта. Сначала этот опыт передается из уст в уста, из рук в руки, потом он начинает фиксироваться в литературе. Наконец, дело доходит и до науки.

Способ деятельности – образование устойчивое, но вместе с тем и живое. Он склонен к развитию, и обогатить его может каждый, кто им овладел. Но – если овладел. Если осознал все особенности деятельности, приобрел все необходимые умения, привел в соответствие с потребностями деятельности свою натуру.

Журналистская деятельность: характеристика, закономерности, мотивы и стимулы.

Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества. Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала. Интересы и способности.

Познавательная деятельность журналиста. Теоретические и эмпирические методы познания в творчестве журналиста.

Уровни степени обобщенности общих методов познания: философский, общенаучный, социально-психологический/социологический, междисциплинарный/межотраслевой. Эмпирические и теоретические методы в журналистском творчестве. Психология в журналистике. Литературоведение.

Метод наблюдения в журналистике. Невключенное и включенное наблюдение.

Виды документов и правила работы журналиста с ними. Анализ документов .

Работа журналиста с документами. Виды документов. Анализ документов. Правила цитирования документов в журналистских материалах. Исследовательская и расследовательская деятельность журналиста при подготовке материалов.

Организационно-правовые аспекты журналистской деятельности. Закон о СМИ.

Определение журналиста в Законе РФ «О средствах массовой информации». Право журналиста на получение информации, доступ к документам, быть принятым должностным лицом и др. Обязанности, возлагаемые законодательством на журналиста. Понятия профессионального долга, ответственности, совести, чести и достоинства в деятельности журналиста.

Привлечение журналиста к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Основные понятия права в деятельности журналиста: честь, достоинство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинство.

Понятия «деловая репутация», «престиж», «доброе имя». Сведения «порочащие» и «позорящие».

Вопросно-ответные методы сбора информации. Правила проведения интервью и участия в пресс-конференции.

Интервьюирование – распространенный метод сбора информации. Типы респондентов. Интервью – ситуация общения. Аудиенция, допрос, беседа – другие виды общения.

Технологические аспекты создания интервью. Организационные этапы его подготовки.

Специфические особенности проблемных интервью.

Виды биографических интервью.

Понятия «факт» и «новость» в современной журналистике.

Факт – основа журналистского произведения. Два понятия «факта» и его определение. Мнения, объяснения, гипотезы.

Журналистские требования к факту. Факты обыденные и факты науки.

Достоверный и недостоверный факт. Процесс верификации. Отличия реального факта от вербального. Понятие «новость». Информационная сущность новости. Требования к новости. Контекст. Сенсация.

Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Творческая деятельность детей - одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает или редуцируется. Создавая что-либо своими руками, ребенок, словно самостоятельно открывает мир, его законы. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

Творчество представляет собой сознательную, целенаправленную, активную деятельность человека, направленную на познание и преобразование реальной действительности, создание новых, никогда ранее не существовавших идей, произведений, явлений, предметов в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Оно свойственно лишь человеку. Только человек творит, приводя в движение мышление, память, чувства, создавая в своем сознании понятия и образы и воплощая идеи в жизнь. Чем глубже развиты творческие способности человека, тем он глубже как индивидуальность, разностороннее, интереснее как личность.

Самостоятельная творческая деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью. Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия.

Творческий процесс, в главных своих структурных моментах, един для любой созидательной человеческой деятельности. Он включает в себя интеллектуальную деятельность по осмыслению явлений жизни, созданию новых теоретических и образных обобщений, выдвижению оригинальных идей, трудовую деятельность, направленную на воплощение, реализацию этих идей в жизнь. Он всегда окрашен активным эмоциональным отношением человека к процессу искания и созидания. Для успешного участия в творческом процессе у ребенка должно быть развито стремление, желание творить и способности к творчеству. К числу творческих способностей следует отнести богатое воображение, эмоциональность, не шаблонность мышления, критический взгляд на вещи, умение обобщать факты, осмысливать их, делать выводы, выдвигать новые решения и идеи, целеустремленность, волю, упорство и настойчивость, активность жизненной позиции и т.п.

Исследование педагогов, психологов Е.А.Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что творческая деятельность возникает у детей на втором году жизни. В возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет аккуратность при освоении новых материалов (карандашей, листа бумаги, пластилина, комка глины). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, стучит ладошкой по комку глины, при этом он прислушивается к возникающим звукам и стремится много раз повторить свои движения .

Содержание самостоятельной творческой деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержание занятий. Если ребенок с удовольствием лепит во время коллективных занятий, то в своей самостоятельной деятельности он часто возвращается к этим же темам, как бы утверждаясь в том, что уже освоил на изобразительных занятиях. Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои склонности.

Творческая деятельность в раннем возрасте имеет художественно- образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, так как этот процесс - не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают формы, линии. Творческой деятельности пока еще нет, так как ребенку пока еще незнакомо назначение карандашей, бумаги, глины. Его движения напоминают игру. И даже если в процессе этой игры на бумаге случайно появятся какие - то точки, а на комке глины вмятины, они не привлекут внимания ребенка. Такая деятельность может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со стороны взрослых.

Ученые отмечают, что, как правило, творческая деятельность раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать. Во второй половине второго года жизни у ребенка более активно начинает развиваться речь. Это способствует обогащению его художественной деятельности. Дети 1 года 6 месяцев - 2 лет все чаще замечают следы на бумаге, изменения комка глины, пытаются дать название первым изображениям. По мере накопления ребенком жизненного опыта, пластические формы у него ассоциируются с предметами и явлениями окружающего мира. Кажущееся взрослым однообразие детских каракуль, объемных форм на самом деле таит в себе сложную цепь мыслей и чувств, которые постепенно, с развитием ребенка изменяются, углубляются. Узнавание - новый этап в развитии изобразительной деятельности детей 3 лет. В то же время наблюдается неустойчивость ассоциаций. На третьем году жизни у детей происходит дальнейшее развитие речи, конкретно - образного мышления, эмоций, накопление небольшого пока личного опыта.

Для детей четвертого года жизни характерно развитие связной речи, более высокая ступень конкретно- образного мышления. На основе ранее приобретенного опыта малыши продолжают осваивать изобразительные навыки, умения. Возникают изображения предметов, которые можно определить по конкретным признакам. Дети передают различные формы: округлые, прямоугольные, шарообразные. По своему замыслу, хотя он еще неустойчив, они могут изобразить какой- либо предмет. При создании образа ребенок может сочетать виды деятельности (пластика, силуэт, слово, игра). Этот процесс в зависимости от возраста протекает по- разному.

Путь возникновения образа в раннем возрасте, по определению Е.А.Флериной, происходит «ассоциативно, без предварительного замысла». Характеризуя изобразительную деятельность детей младшего возраста, она отмечала, что у них в процессе занятий возникает «временный образ». Для ребенка важна динамика развития образа. Все, что изображено, он воспринимает в определенном временном соотношении: «Покатился в лес», «Никого не было, а вот пробежал зайчик» и т.д. Ребенок стремится к активному действию, поэтому у него возникают активные образы. Сначала связь между движением и образом однозначна. Ребенок усваивает ее, подражая взрослому. При этом вырабатывается навык произвольного выполнения движений, которые необходимы для создания образа. Постепенно ребенок оказывается в состоянии создавать и другие образы, т.е. может уже устанавливать новые связи и овладевать ими. Поэтому создаваемые ребенком образы отличаются устойчивостью, понятной внешней формой выражения. Это уже не те, случайно вспыхивающие ассоциации, которыми ребенок владел ранее. Объективное сходство с предметом помогает ему увидеть живой образ. В таких случаях меняется характер восприятия изображения, дети оживленно рассказывают о том, что у них получилось в процессе творчества.

Что касается психологических особенностей детей дошкольного возраста, то известно, что в этом возрасте существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие становится обдуманным.

Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам -- общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Ребенок шестилетнего возраста уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость .

Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Одним из главных достижений дошкольника является развитие произвольного запоминания. Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней.

С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы после произвольного внимания. Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов .

Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется -- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства -- нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка, являющимися, в свою очередь, одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста.

Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий значимым взрослым.

Рассматривая возникновение личного сознания, нельзя не упомянуть о развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми.

Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Развитие умения адекватно оценить себя в значительно степени обусловлено возникающей именно в этот период, способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.

Началом развития художественно-творческих способностей дошкольников является их самостоятельность в изобразительной деятельности. Развитие самостоятельности в изобразительной деятельности тесно связывается с творчеством - создавая выразительный образ, ребёнок самостоятельно выбирает конкретное содержание для работы, основываясь на свои представления, использует разные изобразительно-выразительные средства, ориентируясь на личные впечатления, полученные при разных обстоятельствах, реализует замысел без дополнительной помощи взрослого, самостоятельно подбирая способы осуществления задуманного.

Это сложный процесс, тесно связанный со следующими факторами: ребёнок должен владеть определёнными умениями и навыками рисования и лепки; уметь обследовать предмет; воображать; выражать свои эмоции; планировать свою работу; иметь определённую базу личного, жизненного опыта.

В целом следует отметить, что самостоятельная творческая деятельность лепкой детей 6-7 лет является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. В зависимости от того, какие знания дети получили на занятиях, строится замысел их работ. Чем шире и глубиннее их знания, тем разнообразнее и интереснее их работы. Поэтому роль самостоятельной деятельности детей в процессе лепки огромна, незаменима и неоценима.

Благоустроенный деревенский дом-усадьба подходит человеку любого темперамента: любителю тихого семейного бытия, индивидуалисту и активному, общительному последователю здорового образа жизни. Но все равно большинство людей в XXI веке предпочитают "дикой" романтике комфорт.

Андрей Петрович Кашкаров
Как сделать деревенский дом уютным и комфортным

Вступление от автора

Если есть возможность платить – то лучше платить за прекрасный пейзаж. Таков должен быть принцип восстановления дома в деревне.

Деревенский дом должен быть красивым и комфортным, или Как сделать свое жилье более комфортным

Благоустроенный деревенский дом-усадьба подходит человеку любого темперамента: любителю тихого семейного бытия и братьев наших меньших, индивидуалисту, предпочитающему спасать свой драгоценный внутренний мир в одиночестве – эти селятся на хуторах, так чтобы дома соседа не было даже видно, и активным, общительным, последователям здорового образа жизни; последние выбирают для себя насыщенные социальной инфраструктурой (магазины, клубы, школы) густонаселенные деревни.

В XXI веке люди предпочитают "дикой" романтике комфорт. К примеру, статистика в близлежащей крупной деревне Сметанино (800 домов) на сегодняшний день такова: 24 % семей имеют в деревенском доме стиральную машину, 2 % – посудомоечную, больше половины моих соседей признались, что у них есть спутниковое телевидение и Интернет (соединение с сетью посредством мобильных телефонов и модемов).

Причин превращения старых домиков в благоустроенные усадьбы несколько: на сегодняшний день растет не только уровень доходов населения (особенно в мегаполисах), но и средний возраст, поэтому если перспектива романтического ужина при свечах на хуторе многих не напугает, то ежедневно носить воду из колодца под силу далеко не всем владельцам сельской недвижимости. Поэтому если "домик в деревне" становится не просто вторым домом, но и фермерским офисом, то облагораживание (внешнее и внутреннее) требует внимания как в финансовом, так и в техническом плане.

Купил свой дом, затерянный в глуши вологодских лесов, в 2007 году. Он состоял из двух жилых изб (по две комнаты в каждой, в каждой избе есть уголок под кухню и по две печи: в каждой комнате – своя печь), огромной по площади повети для хранения сена, пристройки – конюшни, пристройки хлева, двух кладовых (впоследствии я сделал их комфортабельными комнатами) и внешних пристроек. Этот очень "светлый" дом имеет всего 16 окон с двойными рамами, традиционно (на Севере России) расположенных на высоте 2 метров от земли, и поэтому "оснащен" большим и хорошо утепленным подвалом-подполом.

Дом стоит на фундаменте, выложенном из больших камней-валунов, присыпанных песком с ближайшей (за 400 м от дома) реки Вага.

При оформлении документов в местном подразделении техинвентаризации (БТИ) пришлось делать новый паспорт строения, где за год рождения дома была принята цифра 1955; она записывается со слов прежних хозяев, если не сохранились иные, уточняющие документы. Таким образом, даже пятидесятилетний дом можно облагородить до состояния, при котором жизнь в нем станет комфортной и непринужденной. Далее я расскажу, как превратить невзрачный домик в уютную усадьбу.

Подобных моему, заброшенных хуторов-избушек, разбросанных по территории России, очень много, приблизительно по одной на каждые пять десятков жителей страны; сегодня цена на них возросла, но в "глубинке" все еще остается вполне приемлемой – порядка ста тысяч рублей (в зависимости от региона и прочих условий).

На рис. 1 представлена иллюстрация того, что представлял собой дом в момент приобретения в 2007 году.

Рис. 1. Заброшенный дом на удаленном хуторе Боровичиха

На рис. 2 представлены разрушенная баня и хозпостройки (2007).

Рис. 2. Разрушенная баня и хозпостройки

На рис. 3 представлен вид внутренней отделки дома (2007).

Рис. 3. Вид внутренней отделки дома до благоустройства

Совершенно ясно, что такая ситуация ни одного рачительного хозяина удовлетворить не может. После внимательного и глубокого осмотра всех помещений и фундамента, обнаружения скрытых дефектов следующим шагом разрабатываем план и составляем смету расходов. В моем случае их потребовалось чуть более 120 000 рублей.

Поэтапный порядок работ

После составления плана работ я начал ремонтировать фундамент. Один венец подгнил, и его пришлось менять с помощью трёх человек из местной бригады строителей. С одной стороны дом был приподнят на домкратах, и с помощью лебедки в сруб было "заведено" новое бревно. Этого ремонта в части фундамента оказалось достаточно, поскольку остальные венцы не имели проблемных мест.

Затем была проведена ревизия внутренних перекрытий, заменен "конек" (уголок, венчающий крышу), внимательно осмотрены внешние стены. Примерно 15 % всей площади внешних стен составляли потрескавшиеся от старости бревна. Небольшие щели заполнил каменной ватой (минеральная вата на основе камня – хорошо защищает от жары и холода, безопасна для здоровья) и монтажной пеной "макрофлекс". Почему я рекомендую именно этот продукт среди прочих (более дешевых)? Пена "макрофлекс" в процессе подсыхания менее подвержена "распуханию", чем аналогичные композиции других производителей; при разумном подходе к делу небольшой слой такой пены почти идеально подходит для заполнения небольших (не сквозных) щелей в деревянных конструкциях, то есть экономит материал и средства, пену после окончания работ почти не приходится удалять (подрезать), что неизбежно воспоследует при применении более дешевых строительных продуктов.

Почти одновременно я организовал строительство новой бани (сруба и пристройки к нему) общими размерами 3×6 м. Сруб бани был установлен строительной бригадой из 2 человек за один день в 20 метрах от основной усадьбы.

Стены бани, сложенные из бревен (350 мм в диаметре), проложены лесным мхом. Пол сделан покатым "уголком в центр" для естественного слива воды. Доски пристройки устанавливают внахлест. Между досками настила пристройки (в том числе потолка), а также в уголках между стенами сруба и полом для теплоизоляции также проложена монтажная пена.

У меня имеется в наличии микроавтобус, поэтому подвоз стройматериалов (бревен, досок до 3 м длиной и прочего инструмента) не был сопряжен с трудностями и материальными затратами.

В стене (самой близкой к выходу из жилой избы) с помощью ручного бура просверлил два отверстия диаметром 45 мм для шланга подвода воды к смесителю раковины "ручной" мойки, к стиральной (и посудомоечной) машинам, к душевой кабинке, установленной на повети и, соответственно (второй отвод), общего слива. После проводки металлопластиковых труб данные отверстия также утепляются минеральной ватой (для суровых зим на Севере России это архиважно).

Трубы монтируются под землей на глубину 80 см (чтобы не промерзали зимой) и подключаются к насосной станции, забирающей воду из колодца.

Особенность моего усовершенствованного дома – в том, что я воплотил здесь почти все новации в области электроники. К примеру, насосная станция может подавать в дом (и хлев) воду как в автоматическом режиме (при уменьшении давления в гидроконтуре), так и принудительно (очень полезно для мойки автомобиля и полива грядок) – включается посредством радиоуправления. Сотовая сигнализация уведомляет меня при открывании входной двери и любых перемещениях внутри дома (установлены датчики движения), портативные видеокамеры, расположенные по четырем сторонам света, – не фикция, они в режиме 24 часа "записывают" изображение в цифровом формате на специальный носитель. Все эти профилактические нововведения способствуют не только безопасности, но и позволяют чувствовать себя в полнейшем комфорте.

За первый год пребывания в деревне удалось построить новую баню, дровяник, туалеты в доме и вне дома (летний), сарай и гараж для инструмента, расширить хлев. Практически вся работа велась своими силами; нельзя не заметить, что без женских рук обойтись трудно или даже совсем невозможно.

Строительная бригада привлекалась только для установки сруба бани и замены нижнего венца в основной усадьбе.