Кадеты в белом движении. Орловские кадеты в белой борьбе Юные кадеты в белой армии

Что общего у композитора Сергея Рахманинова, путешественника Николая Пржевальского, фельдмаршала Михаила Кутузова, конструктора Александра Можайского и адмирала Федора Ушакова? Все они были выпускниками кадетских корпусов, существовавших в Российской империи.

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения традиционного военного воспитания молодежи, и слово "кадет" снова становится частью нашего лексикона. В связи с этим интересно узнать, что означает этот термин и какова история российских военных корпусов для юношества.

Значение слова "кадет"

В 1905 году в Российской империи была образована Партия конституционных демократов, членов которой называли кадетами. Однако есть и другое толкование этого слова.

Речь идет о воспитанниках военно-учебных корпусов, появившихся в России во время царствования Анны Иоанновны. Сам же термин заимствован из французского языка и означает в переводе "младший". А если точнее, то, согласно гасконскому диалекту, кадет - это маленький капитан.

Во Франции так называли юных дворян, зачисленных на военную службу, однако еще не произведенных в офицеры. Со временем этот термин перешел в другие европейские языки, включая русский.

Учреждение кадетских корпусов в России

В Московском царстве отпрыски дворянских семей получали офицерский чин, пройдя солдатскую службу в Семеновском или Преображенском полках. Петровские реформы потребовали другого подхода к подготовке командного состава армии.

Поэтому в 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны был основан первый Шляхетский кадетский корпус, куда зачисляли обученных грамоте дворянских детей. Воспитанники, кроме военных предметов и строевой подготовки, изучали гуманитарные и точные науки, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде.

Первый устав нового военно-учебного заведения был составлен на основе уставов таких же корпусов в Дании и Пруссии. Кадет - это был не просто ученик. С первого дня он попадал в особый мир, где все подчинялось высшей цели - служению Отечеству.

Все воспитанники проживали вместе под постоянным надзором офицеров, которым вменялось в обязанность прививать им необходимые для будущей военной службы качества.

В конце каждого года в присутствии генералов, государственных чиновников и министров проводили публичные экзамены. Нередко на них присутствовала сама императрица.

Выпускникам кадетского корпуса присваивалось звание унтер-офицера или прапорщика, после чего они направлялись служить в кавалерийские или пехотные полки.

Элитарность без снобизма

До конца XVIII века в Российской империи были основаны четыре кадетских корпуса, а в следующем - уже двадцать два. При поступлении сына родители давали расписку в том, что добровольно отдают его в обучение на пятнадцать лет без права на временный отпуск. Кадет это знал, но готов был идти на жертвы.

С одной стороны, корпуса были элитарными военно-учебные заведениями, где учились отпрыски знатных семей, великие князья и даже наследник престола, будущий Александр II.

С другой, воспитанниками кадетского корпуса могли стать также сыновья простых офицеров. Причем мальчики из небогатых семей и те, чьи отцы погибли или были ранены на войне, имели преимущества при поступлении.

Невзирая на происхождение, воспитанник мог быть отчислен за неуспеваемость или лень. В то же время прилежание поощрялось приглашением «на пироги» в семьи офицеров-наставников, походами на городские ярмарки или театральные спектакли.

Кадеты в Белой армии

К началу Первой мировой войны в России существовало уже тридцать кадетских корпусов. Их воспитанникам вскоре предстояло пройти через тяжелые испытания, защищая свои убеждения перед лицом смерти. Важно отметить, что ни одно из этих военно-учебных заведений не изменило присяге.

Более того, огромное количество юных кадетов пополнило ряды Белой армии. Для них барон Врангель в Крыму основал новый корпус, за чьи парты село более сорока молодых Георгиевских кавалеров.

Современник вспоминал, что для революционеров кадет - это был самый ненавистный символ. Вместе с остатками Белой армии эти мальчики-герои отправились в эмиграцию. Позднее во Франции и Сербии были открыты русские военные корпуса, таким образом кадетское движение продолжало существовать.

Суворовцы, нахимовцы, кадеты

В военных парадах, проводимых в Советском Союзе, обязательно участвовали воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ - подтянутые, не по годам серьезные подростки, избравшие для себя карьеру офицера.

Эти училища были образованы в 1943 г. по принципу дореволюционных кадетских корпусов. Они давали возможность детям погибших на фронтах Великой Отечественной войны солдат и офицеров получить вместе с аттестатом о среднем образовании военное обучение, которое впоследствии помогло бы им связать свою жизнь с армией.

Суворовское и Нахимовское училища существуют в России и сегодня. Наряду с ними в последние годы в разных регионах страны основано немало кадетских корпусов. Главная особенность этих военно-учебных заведений - ранняя профессиональная ориентация по профилю конкретного рода войск.

Продолжать ли обучение после окончания корпуса с целью получения офицерского звания или нет, решают сами кадеты. Значение этой формы образования, ее авторитет и престиж растут с каждым годом. В немалой степени тому способствуют давние традиции кадетского движения в России.

Михаил Кутузов тоже когда-то был кадетом © wikimedia commons

«Кадры воспитывают с юности, как честь смолоду берегут», – именно этот принцип лег в основу появившейся в Российской империи в начале XVIII века системы кадетского воспитания. Позднее, в XX веке, в страшную Гражданскую войну, кадетов назовут знаменем и совестью русской армии.

Фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, летчик Петр Нестеров (первый в мире выполнивший «мертвую петлю»), знаменитый путешественник Николай Пржевальский, великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов – что объединяет этих и еще множество других наших выдающихся соотечественников? Все они в разное время были кадетами Российской Империи.

Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, что означает «маленький капитан» или «маленький глава». Ту роль, которую сыграли «маленькие капитаны» в истории России, переоценить сложно: конечно, не все из них стали профессиональными военными, но очень многие продвигали отечественное искусство, науку и культуру на благо Отечества. И очень многие выпускники кадетских корпусов навсегда вписаны в золотые страницы истории России.

«Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание»

Кадетские корпуса, по сути, стали ответом на требования, которые выдвинуло новое время, время революционных преобразований Петра Великого. Вышедшему на новый виток развития государству жизненно необходимо было создать привилегированную касту военных, целые династии, уважающие традиции собственной страны, знающие ее историческое и культурное наследие и обладающие четкой гражданской патриотической позицией. Подобно тому, как еще при жизни царя-реформатора для детей духовенства были созданы специальные школы, для детей мещан и разночинцев – цифирные училища, для солдатских детей – гарнизонные школы, так же начали возникать и закрытые школы для дворянских детей.

Хабаровск. Кадетский корпус. © Фотобанк lori.ru

Еще в 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук», чуть позже возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Но образованных и хорошо подготовленных кадров для огромной армии все равно не хватало, и поэтому императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года, живо отреагировала на предложение президента Военной коллегии графа Миниха и посла России в Берлине графа Ягужинского учредить в России кадетский корпус.

В основу проекта изначально были заложены уставы прусского и датского кадетских корпусов, и в 1731 г. в Санкт-Петербурге открылись классы, названные «Рыцарской академией». Но уже в том же 1731 году вышел указ императрицы об учреждении «Корпуса кадет шляхетских». В этом указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли».

К числу «пользительных Отечеству ремесел» Анна Иоанновна отнесла не только воинское дело, но и «науки разные: чтение и письмо, закон божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее».

17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса в России. В этот день в строю стояло уже 56 воспитанников, однако вскоре число кадетов было увеличено до 300; начали открываться и другие кадетские корпуса.

Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793) © wikimedia commons

Вместе с тем, не все шло ровно и гладко – и прежде всего потому, что в России на тот момент еще не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических наработок, элементарно – учебников. Книги, амуницию, математические приборы (в особенности – циркули) приходилось заказывать в Нарве, Ревеле и Риге. Не было и достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать воспитанников предметам, входящим в программу. Первых учителей вообще принимали на службу без тщательной проверки – лишь бы соискатель имел свое жилье неподалеку от корпуса.

Чем аристократичнее школа - там суровее порядки

С самого начала Кадетский корпус находился под самым пристальным вниманием первых лиц Российской империи. Правители страны, а также высший командный состав армии и видные государственные деятели регулярно посещали кадетов, вносили свои поправки в учебную программу, даже принимали экзамены. Так, Екатерина II стала «шефом корпуса», а со времен Александра I присутствие на летних лагерных сборах отпрысков царской династий вообще стало обычным делом.

При Николае I в корпусе обучались цесаревич Александр Николаевич, и его братья – великие князья Константин, Николай и Михаил Николаевич.

При Николае I в корпусе обучался цесаревич Александр Николаевич © wikimedia commons

Вместе с тем, в столь привилегированное учебное заведение могли попасть не только дети из знатных родовитых семейств, но и дети обычных штабс-офицеров. Преимуществами обладали мальчики из неимущих семей и те, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При всей своей закрытости и элитарности, эта школа не отличалась снобизмом, столь присущим современным «аристократичным» школам для маленьких нуворишей.

Сделать такие выводы можно, изучая правила корпуса:
– При поступлении с родителей брали подписку о том, что они добровольно отдают ребенка в заведение не менее чем на пятнадцать лет и «даже во временные отпуски брать не будут».
– Все кадеты проживали вместе на территории корпуса, под надзором со стороны воспитателей. Один капитан с поручиком всегда безотлучно находился с кадетами.
– В комнатах кадеты размещались по 6-7 человек, из которых один назначался старшим.

Кадеты 1-го кадетского корпуса эпохи наполеоновских войн © wikimedia commons

– В процессе учебы кадеты строго руководствовались расписанием занятий.
– Надзиратели обязаны были воспитывать в кадетах «учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками».
– Помимо основной учебы, кадетов обучали строевой подготовке, они участвовали в парадах, несли караульную службу; сдавали публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета.

Словом, обучение в корпусе никак нельзя было назвать простым и легким, а самих кадетов – «мальчиками-мажорами». Например, все они работали в токарных и столярных мастерских: считалось, что будущий офицер обязан уметь все. Внеклассные часы также были загружены до предела – кадеты занимались спортом, фехтованием, выездкой, танцами, иностранными языками, пением, музыкой, декламацией, участвовали в театральных постановках.

Воспитанники из горцев 1-го и 2-го Кадетских корпусов. 1855 год © wikimedia commons

Самое же главное внимание уделялось тому, чтобы привить будущему офицеру необходимые нравственные качества: так, в кадетских корпусах строго запрещались «дедовщина», вранье и ябедничество. Старшие кадеты обязаны были заботиться о младших, и помогать им в учебе. За леность и равнодушие отпрыск даже самого благородного рода мог быть запросто отчислен из школы. Прилежных же учеников поощряли походами в театр, на городские ярмарки, народные гуляния и «на пироги» в офицерские семьи.

Генерал-поручик Иван Иванович Бецкий, сподвижник Екатерины II, в написанном им новом уставе кадетского корпуса, кратко и емко описал цели и задачи такого воспитания:
а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды;
б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину;
в) взрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость.

Генерал-поручик Иван Бецкий – автор устава кадетского корпуса © wikimedia commons

Еще генерал-поручик сформулировал два правила, абсолютно необходимых с его с точки зрения, для воспитания «новых людей». Во-первых, принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом возрасте, по его мнению, еще можно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье), и, во-вторых, безотлучное пребывание воспитанника в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей. Это опять же необходимо для изоляции «от вредного влияния со стороны старой породы».

«Шагнули из строя земного в строй небесный»

На протяжении двух с лишним веков воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, и с честью выполняли наказ Петра Великого «искать того, чтобы быть на море во время боя». С той же жертвенностью и преданностью своему долгу встретили они Октябрьский переворот 1917 года. На тот момент в России было открыто тридцать кадетских корпусов, а также юнкерские училища. И ни один кадетский корпус из тридцати, и ни одно юнкерское офицерское училище не изменило присяге.

Когда в Петербурге мимо кадетских корпусов в феврале 1917 года двигались демонстрации «освобожденного пролетариата», кадеты распахивали окна и пели у окон гимн старой России, рискуя быть растерзанными неуправляемой толпой. В Москве юнкера и кадеты с небольшим количеством офицеров захватили Кремль и мужественно защищали его. У них не было союзников, они были одиноки, и с гордостью обреченных защищали то, что было главным символом их убеждений.

Один из кадетов начала XX века © Фотобанк lori.ru

Юнкера и кадеты хлынули в Белую армию, и быстро стали ощутимой угрозой для большевиков. Современник тех трагических событий пишет: «Они говорили басом, чтобы казаться старше. Они изнемогали под тяжестью солдатской пехотной винтовки. Они совершали огромные, никакими уставами не предусмотренные переходы. Они тонули в реках, замерзали в снегах, безропотно голодали, переживали отчаяние безнадежности. Слово «кадет» стало самым ненавистным и самым яростным символом для революционеров».

В конце концов генерал Врангель, чтобы уберечь оставшихся в живых кадетов, создал в Крыму новый кадетский корпус и собрал туда со всех фронтов сражавшихся юношей. За парты вновь сели мальчики, но уже опаленные войной, – только Георгиевских кавалеров на этом курсе оказалось более сорока человек. После того как Белая армия потерпела поражение, эмигранты создали несколько кадетских корпусов в Сербии и во Франции. Это – единственный случай, когда военное учреждение одной страны существовало на территории другого государства. Кадетское движение за рубежом – еще одна страница нашей истории, которую нужно знать каждому.

Кадеты © Фотобанк lori.ru

Во времена СССР были открыты Суворовские и Нахимовские училища. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории отечественной армии и флота. Но возрождение кадетских корпусов с их уникальным опытом воспитанием гражданина и патриота стало возможным лишь после 1991 года.

В 2013 г. исполняется 170 лет Орловскому Бахтина кадетскому корпусу, основанному в 1843 г. Высочайшим повелением Государя Императора Николая I.

В декабре 1841 г. Царь, приняв от подполковника в отставке Михаила Павловича Бахтина дар на устройство корпуса в Орле - 1 миллион 100 тысяч рублей и большое имение, соизволил именовать корпус «Орловский Бахтина». Об истории и традициях корпуса в последние годы стало много известно благодаря подвижничеству покойного Олега Владимировича Левитского и его дочери Натальи Олеговны Петровановой-Лев итской, чей отец и дед Владимир Владимирович Левитский был преподавателем ОБКК. О некоторых его питомцах после октября 1917 г. - выпускниках корпуса разных лет - эта статья.

О героях Г ражданской войны большинство сограждан знают по фильмам «Красные дьяволята», «Белое солнце пустыни», показываемым периодически электронными СМИ на TV, в лучшем случае по фильмам «Тихий Дон», «Белая гвардия» или «Дни Турбиных», где юнкера и кадеты изображаются невротическими, истеричными или, наоборот, инфантильными личностями. Непременные атрибуты офицеров - карты, рулетка, пьяный угар. Помимо госзаказа, спускаемого идеологами, режиссёры фильмов брали образы, вероятно, с портретов курирующих их политработников, приведших страну и армию к разложению, где моральный уровень офицеров в большинстве мало отличается от уровня солдат, а «дедовщина» имеет место уже не только в войсках, но и в некоторых суворовских и нахимовских училищах, где поступление гарантировано за у.  е .

О реальных героях Б елого движения гражданской войны - уроженцах Орловской губернии, живших или связанных с ней, известно очень мало, можно сказать, ничего или почти ничего. Экспозиции музеев до сих пор рассказывают о красных командирах - аскетичных комиссарах и мудрых чекистах, устанавливающих Советскую власть на Орловщине. Героям Белой гвардии в экспозициях уделяется довольно мало места, и то только большей частью портретам генералитета: Деникина, Корнилова, Алексеева, Май-Маевского, Колчака, Врангеля и Юденича.

Одной из страниц в истории Белого движения является участие в нем кадет Орловского Бахтина кадетского корпуса, упоминание о которых можно встретить в журналах «Кадетская перекличка», «Часовой», «Военная быль» и других эмигрантских изданиях.

Как пишет Сергей Владимирович Волков в книге «Трагедия Русского офицерства»:

«Лучшим элементом были офицеры из числа бывших воспитанников кадетских корпусов, которые служили в белых армиях почти поголовно, что вполне подтверждается имеющимися данными».

«Большевизм и революция привели к тому, что в период 1917-1918 годов погибли все военные училища и 23 кадетских корпуса из 31 существующ его до марта 1917 года в России. Гибель большинства из них была ужасна, и беспристрастна я история когда-либо отметит те кровавые события, которые сопутствовали этой гибели. Избиение поголовное персонала и кадет, которое можно приравнять к избиению младенцев на заре Нового Завета» (А. Марков. «Кадеты и юнкера в Белом движении»).

Приведем некоторые имена и фамилии выпускников Бахтина кадетского корпуса - офицеров, генералов и кадет.

Знамя Орловского Бахтина кадетского корпуса тайно было вынесено из храма Архистратига Божия Архангела Михаила офицером-воспита телем В.  Д . Трофимовым совместно с двумя кадетами и спрятано в надежном месте. Дальнейшая судьба знамени неизвестна до сих пор.

Знамя Сумского кадетского корпуса спас, вывез на груди из осажденного петлюровцами Киева в Одессу уроженец г. Орла кадет Дмитрий Потемкин - сын преподавателя Орловского и Сумского кадетских корпусов А.  Д . Потёмкина. В составе Марковского полка 16летний Дмитрий Потёмкин участвовал в боях под Орлом в 1919 г. Окончил Крымский корпус в Югославии, университет в Страсбурге. Работал рабочим, горным инженером во Франции, Германии, Бразилии, США, где и умер в 1978 г.

Сразу после октября 1917 года многие орловские кадеты устремились на юг и влились в отряды создавшейся Добровольческой армии. Кадет 5го класса князь Накашидзе вместо того, чтобы отправиться к матери в Грузию, пробрался на Дон. Воевал в конном отряде разведчиков дивизиона полковника Гершельмана, который позднее отправил его, чтобы уберечь от гибели, в охрану генерала Алексеева, состоящую из юнкеров и кадет (генерал называл их своими мальчиками). За участие в 1м Кубанском Ледяном походе Василий Накашидзе, прозванный друзьями Бичо, получил звание корнета. В Р усской армии после эвакуации из Крыма на корабле «Лазарев» в 1920 г. - штабс-ротмистр. Умер 9 марта 1965 года в Нью-Йорке.

Из книги А. Маркова «Кадеты и юнкера в Белом движении»:

«Первые отряды добровольцев, начавшие бороться с красными у Ростова и Таганрога, были в огромном своём большинстве составлены из кадет и юнкеров, как и отряды Чернецова, Семилетова и других основоположников борьбы с красными. Первые гробы, неизменно провожаемые в Новочеркасске печальным атаманом Калединым, заключали в себе тела убитых кадет и юнкеров. На их похоронах генерал Алексеев, стоя у открытой могилы, сказал:

- Я вижу памятник, который Россия поставит этим детям, и этот памятник должен изображать орлиное гнездо и убитых в нём орлят…

В ноябре 1917 года в городе Новочеркасске сформировался юнкерский батальон, состоявший из двух рот: первой - юнкерской, под командой ротмистра Скосырского, и второй - кадетской, под командой штабс-капитана Мизерницкого. 27 ноября он получил приказание погрузиться в поезд и с полусотней Донского казачьего военного училища был направлен в Нахичевань. Выгрузившись под огнем противника, батальон быстро построился, как на учении, и, идя во весь рост, бросился в атаку на красных. Выбив их из Балабановской рощи, он в ней закрепился и продолжал стрелковый бой при поддержке двух наших орудий. В этом бою почти целиком погиб взвод капитана Донскова, состоявший из кадет Орловского и Одесского корпусов. Найденные после боя трупы оказались обезображенными и исколотыми штыками. Так кровью русских детей-кадет обагрилась русская земля в первом бою, положившем основание Добровольческой армии и Белой борьбе при взятии Ростова-на-Дону» .

Кадет ОБКК Комаревский Алексей Иванович воевал в Добровольческо й армии и на бронепоезде «Генерал Дроздовский» в Русской армии до эвакуации из Крыма. Галлиполиец. В 1926 году в составе гвардейского отряда в Болгарии, подпоручик. В эмиграции - в Бельгии. Умер в 1982 году в Брюсселе.

Среди выпускников ОБКК много генералов, игравших не последнюю роль в Белом движении.

Генерал-майор Черепов Александр Николаевич (1877-1964). Один из создателей Добровольческой армии. Георгиевский кавалер. Командир сформированного им в Ростове 1го добровольческого отряда, участвовавшего в 1м Кубанском Ледяном походе. В эмиграции в Югославии и Франции являлся председателем Союза первопроходников и Союза инвалидов. Умер во Франции.

Генерал от инфантерии Щербачёв Дмитрий Григорьевич (1857-1932). Командующий войсками Румынского фронта в 1ю мировую войну. Георгиевский кавалер. В Г ражданскую войну был представителем белых армий при союзных правительствах, начальником управления по снабжению белых армий в Париже. Умер в 1932 году в Ницце (Франция).

Генерал-майор Данилов Михаил Федорович (1879-1943), командующий лейб-гвардии Кирасирским Её Величества полком до 1917 года. В Русской армии - командир 1й бригады кавалерийской дивизии. В эмиграции во Франции - председатель объединения лейб-гвардии Кирасирского Её Величества полка в Париже. Умер в 1943 году в Венгрии.

Генерал-майор Субботин Владимир Фёдорович (1874 -?). В первой мировой начальник инженеров Румынского фронта. Комендант и командующий Севастопольским гарнизоном в 1920 году.

Генерал-майор барон фон Нолькен Александр Людвигович (1879 –1957) в первой мировой генерал-квартирм ейстер. В Добровольческо й армии с 1918 года. В штабе главнокомандующе го ВСЮР. В эмиграции в Югославии и Франции - председатель гвардейского объединения.

Генерал-майор Генерального штаба Вахрушев Михаил Николаевич (1865-1934) - участник Русско-японской и первой мировой войн. Во ВСЮР - Начальник штаба Киевской группы войск. В эмиграции - в Королевстве СХС (Югославии) в Сараево. Служил в державной комиссии. Почетный председатель Сараевского общества офицеров. Похоронен на Новом кладбище в Белграде.

Генерал-лейтенан т Лехович Владимир Андреевич (1860-1941). В Первую мировую войну Начальник Главного артиллерийского управления. Во ВСЮР - в Управлении по артиллерийско му снабжению армии. В эмиграции в Белграде. Председатель общества артиллеристов. С 1924 г. в США. Являлся главой Общегвардейского объединения и Почетным членом правления Союза русских военных инвалидов. Умер в Нью-Йорке.

Генерал-лейтенан т Генерального штаба Покатов (Цейль) Сергей Владимирович (1868-1934). Участник русско-японской и первой мировой войн. К 1917 г. командир XXXV армейского корпуса. В 1918 г. принимал участие в восстании против большевиков в Ашхабаде. Председатель Временного правительства Закаспийской области. В эмиграции служил в Чехословацкой армии. Председатель Фонда Спасения в Братиславе. Умер там же.

Генерал-лейтенан т Ползиков Михаил Николаевич (1876-1938). Участник первой мировой войны. Георгиевский кавалер. Во ВСЮР и Русской армии командир Дроздовской артиллерийской бригады. В эмиграции - в Болгарии и Люксембурге. Умер в Вассербилиге.

Генерал-майор Генерального штаба Андриевский Дмитрий Иванович (1875-1951). В первой мировой войне воевал на Кавказском фронте. Командир 1й Кубанской пластунской бригады. Георгиевский кавалер. Представитель ВСЮР в Закавказье. В эмиграции - в Персии и Франции. Умер под Парижем. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Генерал-майор Будберг Алексей Павлович (1869-1945). Участник русско-японской и первой мировой войн. Командир XIV армейского корпуса. Награжден Георгиевским оружием. Военный министр в правительстве А.  В . Колчака. В эмиграции - в Японии, Китае, США. Председатель общества русских ветеранов Великой войны. Умер в Сан-Франциско.

Генерал от инфантерии Палицын Фёдор Фёдорович (1851-1923). В первой мировой войне Начальник штаба Гвардейского корпуса. Начальник Генерального штаба. Член Государственного Совета. В эмиграции - в Германии. Умер в Берлине.

Генерал-майор Скобельцын Владимир Степанович (1872-1944). В первой мировой войне начальник штаба XVII, затем XI армейских корпусов. Участник Брусиловского прорыва. В белых войсках Северного фронта. Командующий войсками Мурманского района. В эмиграции - в Финляндии и Франции. Умер близ города По (Франция).

Генерал-лейтенан т Гаврилов Александр (Алексей) Нилович (1855 –1926). В годы первой мировой войны начальник Минской местной бригады. В эмиграции - в Польше. Умер в Вильно.

Генерал-лейтенан т Теплов Александр Николаевич (1877-1964). Участник первой мировой войны. Командир лейб-гвардии Финляндского полка, 2й гвардейской пехотной дивизии. Командующий войсками Петроградского военного округа. В Русской армии командовал 34й пехотной дивизией. В эмиграции - во Франции. Умер в Париже.

Генерал-майор Гревс Александр Петрович (1876-1936). Участник русско-японской и первой мировой войн. Командир лейб-гвардии конно-гренадерск ого полка. Во ВСЮР командовал Сводно-Горской конной дивизией. В эмиграции - в Сербии, Франции, член правления объединения Николаевского кавалерийского училища. Умер под Парижем.

Генерал от кавалерии Покотило Василий Иванович (1856 - после 1919). Военный губернатор Ферганской, Семиреченской, Уральской областей. Помощник Туркестанского генерал-губернат ора и командующего войсками Туркестанского военного округа. Во время первой мировой войны руководил формированием на Дону казачьих частей для действующей армии. Был походным атаманом и наказным атаманом войска Донского. Затем назначен главным начальником снабжения армий Северного фронта. Член Военного совета. В 1919 г. в резе рве чинов при штабе Главнокомандующе го ВСЮР, член Кассационного присутствия.

Как звёзды были их глаза -

Простые русские кадеты;

Их здесь никто не описал

И не воспел в стихах поэта.

Те дети были наш оплот.

И Русь поклонится их гробу;

Они все там до одного

Погибли в снеговых сугробах…

Вместе со своим отцом ушёл в Добровольческу ю армию племянник офицера-воспитат еля В.  В . Левитского, воспитанник ОБКК Гоголев Борис Львович - двоюродный брат Левитского Олега Владимировича и дядя Натальи Олеговны Петровановой-Лев итской, продолжающей дело отца и деда в популяризации и изучении кадетского движения. Б.  Л . Гоголев воевал в Вооруженных силах юга России в лейб-гвардии Егерском полку. К 1925 году в Болгарии в чине подпоручика вышел в отставку.

Многие из бывших кадет передавали знания и теплоту, полученные в стенах ОБКК от своих воспитателей, детям эмигрантов, прививая любовь к Родине и традициям Русской армии.

Полковник артиллерии Богуславский Виссарион Андреевич вёл вербовку в Добровольческу ю армию в 1919 году в Германии при Межсоюзной компании по пленным. В эмиграции во Франции. В 1937 году начальник организации «Юный доброволец» (до 1932 года «Юный скаут»). Умер в 1964 году в Ганьи (Франция).

Полковник Брендель Виктор Александрович. В 1й мировой начальник штаба 2й гвардейской конно-гренадёрск ой дивизии. В 1918 году в гетманской армии. Военный агент в Румынии. В 1919 году в Белых войсках В осточного фронта. Преподавал в кадетских корпусах за рубежом в Югославии и Болгарии. Умер в 1969 году в Сан-Франциско.

Гардемарин отдельных гардемаринских классов Иванов Емельян Егорович (1897 г.  р .), уроженец города Болхова Орловской губернии, был в плавании на крейсере «Орёл» в 1917-1918 гг. С 1919 года - в морской роте Сибирской флотилии, подпоручик. С 1923 г. в эмиграции в Китае, преподаватель в Хабаровском кадетском корпусе в Шанхае. С 1927 г. служил во французской муниципальной полиции. Погиб при задержании преступников 30 июня 1940 г. в Шанхае.

В номере 95, январь 1969 года, в журнале «Военная быль», выходящем в Париже, помещена статья бывшего кадета А. Левицкого, посвященная 125летию Орловского Бахтина кадетского корпуса, рассказывающая об истории ОБКК и о своих годах учёбы здесь. Статья начинается проникновенными строками стихотворения его однокашника по ОБКК Месняева:

Друзья, скажите, было ль это

Иль это только отблеск сна?

Мундир орловского кадета

И славный корпус Бахтина.

Ответим: да! Всё было, было:

И Царь, и славы знамена,

И наше сердце не забыло

Орловский корпус Бахтина.

Семья кадетская едина,

Душой и мыслью равны мы,

И облик князя Константина

Звездой сияет нам из тьмы.

Эти строки принадлежат орловскому кадету Григорию Валериановичу Мясняеву (1892-196?), писателю и общественному деятелю Русской эмиграции. После окончания корпуса из-за болезни сердца он не смог поступить в военное училище и окончил юридический факультет Киевского университета. Но офицером он все же стал во время Великой войны. Несколько лет участвовал в боях на фронтах войн первой мировой, а затем Гражданской в рядах добровольцев. Из-за тифа и воспаления лёгких остался в Ростове-на-Дон у после отступления белых. Свою судьбу до выезда за рубеж в 1940е годы он описал в повести «Давнее».

«Офицер, отдавший свою молодость, свое здоровье, свою кровь за Россию своих отцов, должен будет теперь, спасая свою жизнь, пресмыкаться. Весь обнажённый, циничный стиль советского строя, его серость и убожество, отражавшиеся в этом безобразном, нерусском языке их газет, воззваний, декретов, отталкивающие изображения вождей, грязь, нарочитое презрение ко всему, что до сих пор украшало жизнь, - все это было органически ему чуждо, все дышало враждой и ненавистью ко всему тому, что было для него родным и близким».

В эмиграции в Баварии в Германии и позже в Америке Г.  В . Мясняев смог реализовать свой литературный дар. Также им были написаны повести «Поля неведомой земли», «По следам минувшего», очерки о генерале М.  Д . Скобелеве, поэте Н.  С . Гумилёве и другие произведения. За рубежом он стал близок к известному общественному деятелю и историку С.П. Мельгунову, в Нью-Йорке был избран председателем общества имени А.С. Пушкина. Умер в 1960х годах в США.

Как мы видим, по всему миру раскидала судьба орловских кадет от нижних чинов до генералов. Но, несмотря на расстояния и отдаленность друг от друга, они сохранили кадетское братство и любовь к тому месту, откуда вышли во взрослую жизнь. Часто воспоминания бывших кадет опубликовывались через десятилетия сослуживцами, друзьями, родственниками.

На страницах журнала «Военная быль» за 1969 год опубликована статья генерал-лейтенан та Е.  А . Милодановича «Воспоминания об Орловском Бахтина кадетском корпусе», рассказывающая о годах учёбы в корпусе с подробным описанием города Орла того времени. Публикация была осуществлена его сыном, бывшим кадетом, сотрудником журнала «Военная быль», профессором, руководителем В ысших офицерских курсов, полковником Всеволодом Евгеньевичем Милодановичем, прошедшим, как и его отец, артиллеристом 1ю мировую. В Гражданскую воевал в Гетманской армии в 1918 году, с 1919 года в Вооружённых силах юга России. В эмиграции служил в Чехословацкой армии. После 1945 года в Германии, Югославии. Умер в 1977 году в Австралии.

Еще одним сотрудником журнала «Военная быль» был орловский кадет Георгий Александрович Куторга, участник Гражданской войны. В эмиграции он окончил Крымский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище в городе Белая Церковь в Королевстве СХС (Югославии). Был выпущен в чине корнета в 17й гусарский Черниговский Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Александровича полк, где он долгие годы был секретарём полкового объединения, вёл летопись полка в изгнании, а также являлся секретарём общекадетского объединения. Скончался Г.  А . Куторга 12 октября 1975 г. в Сан-Франциско (США). На похоронах присутствовало более 100 ветеранов от общества кадет и выпускников Николаевского кавалерийского училища во главе с генерал-майоро м В.  Н . Выграном. Чин отпевания служил однокашник по Крымскому кадетскому корпусу Архиепископ Антоний и еще несколько священников.

Бессменным редактором журнала «Часовой», в котором печатались многие кадеты, был уроженец села Гостиное Мценского уезда Орловской губернии штабс-капитан Василий Васильевич Орехов. Ветеран войн первой мировой, Гражданской и войны в Испании на стороне генерала Франко. Видный общественно-поли тический деятель русской военной эмиграции, умерший в Брюсселе (Бельгия) в 1990 году.

Особая страница в истории Гражданской войны связана с походом на крейсере «Орёл», носившем имя города Орла, в 1917-1920 гг. гардемарин Владивостокского морского училища, среди которых были выпускники Орловского Бахтина кадетского корпуса Вячеслав Узунов, Борис Афросимов, Иван Малыгин, Онисим Лайминг, Сергей Аксаков, Николай Недбаль и другие, поддерживающие связь своего выпуска 1920 года через издания и бюллетени Морского училища в 20-70е гг. XX века в Бизерте (Тунис), Белграде (Югославия), Брно (Чехословакия), Нью-Йорке, Лейквуде (США). (Подробности об этом в сборниках «За Веру и Верность» №№ 34 и 45 журна ла «Истории русской провинции»).

Вот что напишет в эмиграции писатель, бывший кадет, уроженец Щигровского уезда Курской губернии, постоянный автор журнала «Кадетская перекличка», занимавшийся в последние годы своей жизни литературной деятельностью в Сан-Франциско, Марков Анатолий Львович:

«Славой и честью покрыли себя кадеты всех Российских корпусов, сражавшихся рядом со своими старшими братьями-юнкерам и на Оренбургском фронте, у генерала Миллера на Севере, у генерала Юденича под Лугой и Петроградом, у адмирала Колчака в Сибири, у генерала Дитерихса на Дальнем Востоке, у казачьих атаманов на Урале, Дону, Кубани, в Оренбурге, Забайкалье, Монголии, в Крыму и на Кавказе. У всех этих кадет и юнкеров был один порыв, одна мечта - пожертвовать собой для Родины. Этот высокий подъем духа и вел к победе. Только им и объяснялся весь успех добровольцев против многочисленного врага. Это отразилось и на песнях добровольцев, наиболее характерной из которых является их песня в Ледяном походе на Кубани:

Вечерней порой, сомкнувшись в строю,

Поем мы негромкую песню свою

О том, как в далекие степи ушли

Мы, дети безумной, несчастной земли,

И в подвиге видели цель мы одну -

Спасти от позора родную страну.

Пугали нас вьюги и холод ночной.

Не даром нам дался поход Ледяной…

«Порыв по своей возвышенности, своему бескорыстию, по самопожертвов анию столь исключительный, - писал один из наших славных кадет-писателей, - что подобный ему трудно отыскать в истории. Этот подвиг тем значительнее, что был совершенно бескорыстен, мало оценен людьми и лишен лаврового венка победы…»

Один вдумчивый англичанин, бывший на юге России во время Г ражданской войны, сказал, что «в истории мира он не знает ничего более замечательного, чем дети-добровольцы Белого движения. Всем же отцам и матерям, отдавшим своих детей за Родину, он должен сказать, что их дети принесли на поле брани святыню духа и в чистоте юности легли за Россию. И если люди не оценили их жертв и не воздвигли им еще достойного памятника, то их жертву видел Бог и принял их души в Свою райскую обитель…»

Великий Князь Константин Константинович, предчувствуя ту светлую роль, которая в будущем достанется на долю так любимых им кадет, задолго до революции посвятил им пророческие строки:

Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая

Родство с великой воинской семьёй,

Гордился ей принадлежать душой;

Ты не один - орлиная вы стая.

Настанет день, и, крылья расправляя,

Счастливые пожертвовать собой,

Вы ринетесь отважно в смертный бой, -

Завидна смерть за честь родного края!..»

Константин Грамматчиков

«Истории русской провинции» № 51

«На кадетских дрожжах и поднималось пышное тесто корпуса офицеров Российской Императорской Армии. Кадетские корпуса прививали любовь к Родине, армии и флоту, создавали военную касту, проникнутую насквозь лучшими историческими традициями, вырабатывали тот слой русского офицерства, на крови которого создавалась российская военная слава».

Кадет – писатель Двигубский

На вопрос: « Кто же первыми встал на пути революционной вакханалии?», можно ответить однозначно – русская военная молодежь. Воспитанные на твердых принципах и заветах честного служения Вере, Царю и Отечеству, кадеты приняли большевистский переворот октября 1917г. как предвестник гибели всей России. Действительно, в кадетской среде не могло быть людей, мыслящих иначе – предателей там не было. Кадетские корпуса являлись лучшими в России школами государственного и национального воспитания, питомцами которых можно было всегда гордиться. Но борьба с красной чумой началась для кадет гораздо раньше 1917 года.

Ещё в революцию 1905 года, когда тлетворные брожения проникли практически во все гражданские учебные заведения, кадетские корпуса оставались спокойными островами порядка, дисциплины и преданности среди революционной бури. Так, в одном из корпусов нашлись два кадета, которые позволили себе в разговоре с товарищами выразить некоторое сочувствие происходящим событиям. Директор корпуса отдал их под суд кадетской чести, но даже его – офицера хорошо знавшего кадетские традиции и среду, поразил приговор суда, который гласил: смертная казнь! Безусловно, никто его не привел в исполнение, но эти два кадета были настолько поражены мнением своих товарищей, что раскаялись и дали торжественное обещание навсегда отказаться от своих заблуждений, и стали достойными офицерами. В том же году, кадеты одного из столичных корпусов по их единодушной просьбе приняли участие в вооруженном разгоне революционеров-манифестантов.

Красный флаг, развевавшийся вместо русского национального с октября 1917 года, кадеты принимали за то, чем он был на самом деле – грязной тряпкой, под которой грабили, убивали и насиловали. Трогательны и тяжелы факты спасения корпусных знамен. Те корпуса, которые в первые же месяцы революции эвакуировались в районы белых армий, взяли свои знамена с собой, а оставшиеся в полосе красных сделали все от них зависящее, чтобы святыни не попали в руки советов. Знамена вывозили тайно и с большим риском для жизни.

Во всех городах, где были военные училища и кадетские корпуса, буквально с первых дней большевистского переворота началась вооруженная борьба за Белую Россию. В Москве к юнкерам Александровского училища присоединились кадеты трех корпусов. Ничто не могло остановить горячих сердец этих маленьких патриотов! Так, старшие кадеты 2-го Московского корпуса построившись под командой своего товарища вице-фельдфебеля Слонимского, обратились к директору корпуса с просьбой разрешить идти на помощь юнкерам и кадетам двух других корпусов. На это последовал категорический отказ. Тогда Слонимский приказывает разобрать винтовки и со знаменем ведет роту на выход. Директор был вежливо отстранен с пути...

В Петрограде в эти же дни сражались почти все военные училища. Морской кадетский корпус был, подвергнут нападению большевиков одним из первых, и оказал достойное сопротивление. Ярославский, Симбирский и Нижегородский корпуса были разгромлены красногвардейцами. Кадет убивали, калечили, бросали на ходу из поездов и в воду. Уцелевшие мальчики приняли активное участие в дальнейших боях с красной армией. Кадеты Оренбургского корпуса впоследствии почти целиком составили команду бронепоезда «Витязь». Практически поголовному избиению подвергся персонал и кадеты Ташкентского корпуса за участие вместе с юнкерами в вооруженном сопротивлении.

О том, какими путями и, через какие тернии пробивались эти дети в Белые армии, должны быть еще написаны книги и поставлены фильмы. Первые отряды добровольцев, которые начали борьбу на Дону, были в большинстве своем составлены из кадет и юнкеров. В то время, когда здоровые и сильные мужчины превращались в зверей-красногвардейцев или просто выжидали в стороне, русские мальчики шли в бой за поруганное Отечество. На одних из похорон генерал Алексеев сказал: « Я вижу памятник, который Россия поставит этим детям, и этот памятник должен изображать орлиное гнездо и убитых в нем орлят...».

Большое число кадет приняло участие и покрыло себя славой в легендарном Ледяном походе. О них всегда говорили с отеческой любовью и грустью... С винтовкой выше себя ростом, уходя с головой под воду при любых переправах вброд, они безропотно сносили все тяжести похода. На всех фронтах Гражданской войны кадеты выделялись лихостью и отвагой, равняясь на старших товарищей и, стараясь им ничем не уступать. Поэтесса Снасарева-Казакова, посвятила прекрасные строчки кадетам погибшим под Иркутском:

Как звезды, были их глаза –
Простые русские кадеты;
Их здесь никто не описал
И не воспел в стихах поэта.
Те дети были наш оплот,
И Русь поклонится их гробу;
Они все там до одного
Погибли в снеговых сугробах...

В знаменитой Дроздовской дивизии Добровольческой Армии всех кадет, гимназистов и реалистов шутливо называли «баклажками». Именно дети откликнулись поголовно на призыв защищать Родину от большевистской чумы. Они всегда набавляли себе года и старались выглядеть старше и солиднее – лишь бы быть зачисленными в армию. Генерал Туркул вспоминал о том, сколько раз ему приходилось опрашивать этих милых, исхудавших и оборванных мальчиков, пробивавшихся из всех уголков России. Большинству было по 14-15 лет. Что звало их в ад войны? Что заставляло убегать от родителей и подвергать себя смертельной опасности? А ведь красная армия была порой куда ближе белой... Может жажда приключений и подвигов? Мечты о славе и авантюризм? Безусловно, все эти предположения смешны и оскорбительны для их памяти. Просто это были – РУССКИЕ КАДЕТЫ, которые не собирались жить в коммунистической помойке, которые любили Россию и готовы были нести ответственность за всё в ней происходящее.

Ничто так не иссушало душу и не рвало сердце, как лежащий убитый ребенок в военной форме. Вот рядом винтовка и фуражка, на груди, залитой кровью, маленький крестик, а за поясом любимая книга или тетрадь со стихами Пушкина и Лермонтова, переписанными по кадетской традиции. Как не хотелось порой их ставить в строй, который всегда диктовал свои суровые законы! Казалось, что все будущее России находится здесь в армии, с винтовкой, а не с ручкой в руках и не за школьной партой. А сотни тысяч здоровых и взрослых людей занимались сбережением своей еще упитанной в те времена человеческой шкуры. Никогда не забыть боя белого бронепоезда, а точнее бронеплощадки с несколькими бронепоездами красных. Когда большинство команды и сам командир были убиты, площадка стала отходить и среди «... обваленных и обгоревших мешков с землей, острых пробоин, тел в тлеющих шинелях, среди крови и гари, стояли почерневшие от дыма мальчики-пулеметчики и безумно кричали «ура». Один вдумчивый англичанин, бывший во время Гражданской войны на юге России, писал, что « в истории мира он не знает ничего более замечательного, чем дети-добровольцы белого движения. Всем же отцам и матерям, отдавшим своих детей за Родину, он должен сказать, что их дети принесли на поле брани святыню духа и в чистоте юности легли за Россию. И если люди не оценили их жертв, и не воздвигли им еще достойного памятника, то их жертву видел Бог и принял их души в свою райскую обитель...». Свой весомый вклад в дело защиты Отечества внесли и южнорусские корпуса. Первая кадетская кровь в боях с красной армией пролилась под Ростовом возле Балабановой рощи в 1917 году. Здесь были убиты кадеты-одесситы Надольский и Усачев, ранены – Поляков, Шенгелая и Думбадзе. Как забыть одного из малышей-кадет, который после боя вел пленного красноармейца и попал ногой в стрелку линии трамвая вывихнул себе ногу, но с колоссальным мужеством переносил боль, а сдав пленного, сел на рельсы и горько заплакал…Но в 1-ом Кубанском походе Добровольческой Армии произошел казалось невероятный случай героизма, который вряд ли имеет аналоги в военной истории. Кадет-одессит Кикодзе продолжал идти в атаку с …оторванными артиллерийским снарядом ногами, волочась по пахотному полю на руках и крича «Ура!».

В 1920 году при эвакуации Одессы, часть войск Добровольческой Армии, а также масса беженцев с детьми отходили к границам Румынии под натиском красных. В составе отступавших находились и несколько сот кадет Одесского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса, а также ряда других корпусов. 31 января разгорелся бой отряда полковника Стесселя с превосходящими силами красных в составе пехотной дивизии и кавалерийской бригады Котовского под Канделем. Бой был необходим для спасения беженцев, женщин и детей. В составе отряда было всего 600 бойцов. Левый фланг был поручен сводному составу кадет под командой капитана Ремерта. Именно на левый фланг был направлен главный удар красных. Но ни жестокий артиллерийский и ружейно-пулеметный огонь, ни бешеные атаки красной кавалерии не могли сломить кадет. Дружные залпы и твердые штыки постоянно встречали кавалерию знаменитого бессарабского уголовника. Успех левого фланга позволил всему отряду перейти в контрнаступление и отбросить красных. Бой длился с перерывами с 9 часов утра до 18 часов вечера.

Киевскому Владимирскому кадетскому корпусу удалось избежать разгрома и расформирования. Однако уже в первые дни революции левый писатель Амфитеатров поместил в газете «Киевская мысль» статью под названием «Волчонки», в которой травил киевских кадет за то, что они не надели красных бантов на общем параде в честь революции, не опозорив ими своих белых погон. Правда, в эмиграции он прозрел, прочтя книгу Зурова «Кадеты», и публично покаялся, признавшись, что «не знал я вас, господа кадеты, честно признаюсь, и только теперь осознал глубину вашего подвижничества». С освобождением Киева Добровольческой Армией генерала Деникина в 1919 году большинство кадет сразу ушли на фронт. Одна из батарей была полностью укомплектована киевскими кадетами. Возможно, некоторые киевляне узнают дорогие им имена – Сергей Якимович, Полиновский, Левицкий, Порай-Кошиц, Бережецкий, Захаржевский. Также, бесстрашно сражались с большевиками кадеты Сумского и Полтавского корпусов. Великий Князь Константин Константинович, ведавший в свое время всеми военно-учебными заведениями России, известный поэт под псевдонимом «К.Р.» и человек пользовавшийся огромной любовью всех кадет и юнкеров, написал прекрасные строчки:

«Кадету»
Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая
Родство с великой воинской семьёй,
Гордися ей принадлежать душой.
Ты не один: орлиная вы стая.
Настанет день, и, крылья расправляя,
Счастливые пожертвовать собой,
Вы ринетесь отважно в смертный бой,
Завидна смерть за честь родного края.

В парижском предместье Сент-Женевьев-де-Буа, на знаменитом кладбище русских эмигрантов, есть и кадетский участок. Белые березы и белые кресты, а на каждой могиле белого камня – цветной погон кадетского корпуса, который окончил усопший. Не забудь поклониться, прохожий!

Счастлива и имеет право на существование та страна, которая может воспитать таких сыновей, какими были русские кадеты.

У многих наших граждан представление о кадетском образовании достаточно поверхностное. Дескать, «отставные офицеры одели детей в военную форму и прививают им любовь к армии». Однако все гораздо сложнее. Среди воспитанников кадетских корпусов всегда было много выдающихся людей: государственных деятелей, полководцев, представителей науки и искусства. И одной лишь военной формой (и даже любовью к армии) не воспитать из мальчишек такие личности.

Возрождение кадетских образовательных учреждений началось в России почти 20 лет назад - в 1992 году. Происходило это чаще всего на чистом энтузиазме отдельных граждан, обеспокоенных судьбой подрастающих поколений; часто у новорожденных корпусов не было самого необходимого. Однако многие общественные организации не остались в стороне и принялись помогать кадетским образовательным учреждениям.

Одной из таких организаций стал Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана. Сегодня он активно помогает развитию в нашей стране системы кадетского воспитания и образования, разрабатывает необходимые программы и проекты, регулярно выпускает журнал «Российская кадетская перекличка». Уже несколько лет фонд успешно работает в братской Сербии; не так давно он с помощью учащихся кадетских корпусов привел в порядок мемориальное русское кладбище в городе Белая Церковь.

О работе фонда, о кадетском образовании, его перспективах и преимуществах рассказывает генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана Ольга Барковец.

- Ольга, для начала - о деятельности фонда. В чём выражается поддержка кадетских корпусов?

Трудно сегодня говорить о работе, которая началась на старте 1990-х, оформилась в середине 1990-х и продолжается по сей день. Тогда, в 1990-е годы, когда в нашем обществе начали рушиться идеалы, когда много детей оказалось на улице, потому что родителям некогда было заниматься их воспитанием, в среде нескольких поколений выпускников военных училищ родилась идея возродить кадетские корпуса. Это совпало с приездом в Россию выпускников кадетских корпусов, которые действовали в русском зарубежье в 1920- 1940-е годы. Мы называем их старшими кадетами.

В начале 1990-х годов произошло удивительное единение «белых» и «красных», потому что те, кто уехал в 1920-е годы, разделяли идеологию белого офицерства, а их потомки (многие родились в эмиграции) приехали на свою историческую родину и встретили здесь людей, окончивших советские суворовские и нахимовские училища. Это один из удивительных феноменов того времени: люди не стали выяснять идеологические разногласия и проявлять какие-то политические амбиции. Они объединились в главном: надо думать, как спасать молодое поколение страны. Первые корпуса появились в 1992 году в Новосибирске, в 1994-м - в Новочеркасске и в Москве. Это была «инициатива снизу», инициатива энтузиастов, горевших идеей возродить кадетские корпуса. Я думаю, что в новой России пока еще нет такого социального явления, такого успешно реализованного «социального заказа», как кадетские учреждения. Именно заказа гражданского общества.

Давно известно, что нельзя ничего искусственного, «мертворожденного» навязать социуму. Реальной жизнью всё равно это будет отторгнуто. Порой представители власти придумывают какую-нибудь новацию и начинают ее усиленно «внедрять». Как правило, впустую. Помнится, придумали лозунг: «Заберём всех беспризорников и отправим их в кадетские корпуса». Ничего не получилось, потому что идея была изначально неправильная, непродуманная. Но вот то, что сумело возродиться инициативой «снизу», благодаря усилиям граждан, - это и есть настоящее, прочное, необходимое.

Возрождение в стране кадетской модели наглядно свидетельствует, что о развитии системы воспитания детей и подростков надо заботиться ежедневно и ежечасно. А не по случаю либо больших праздников, к примеру, очередного юбилея Дня Победы, либо драматических событий, к примеру, как на Манежной площади. Когда вдруг снова вспомнили, что ребят, оказывается, надо воспитывать. И не только в семье, но и в школе.

У нас в стране сегодня более 150 кадетских образовательных учреждений только в системе образования и науки. Представьте динамику: в 1992-м появился первый кадетский корпус, прошло 18 лет - их уже более 150! Значит, дело это живое, жизненно необходимое! Напомню, что в 1917 году в императорской России был 31 кадетский корпус. Где воспитывали элиту Российской империи: выдающихся полководцев, военных, педагогов, художников, писателей.

А теперь о нашем фонде. Одним из старших кадет, который приехал в Россию в начале 1990-х, был Алексей Борисович Йордан, отец учредителя нашего Фонда содействия кадетским корпусам. Он, как и его однокашники, закончил в Сербии Русский кадетский корпус великого князя Константина Константиновича. Алексей Борисович был одним из самых активных деятелей, желавших возродить кадетские корпуса.

От намерений быстро перешли к действию: вместе со своими новыми друзьями-суворовцами старшие кадеты ездили по России, помогали создавать кадетские корпуса, давали деньги на покупку погон, мундиров, сапог. Как-то Алексей Борисович приехал в один из старейших кадетских корпусов, Воронежский Михайловский кадетский корпус, и видит, что воспитанники ходят по классам для занятий различными предметами со своими стульями. Он спросил: «Почему дети таскают стулья за собой?» Ему ответили, что стульев мало, у корпуса нет денег на новые. Алексей Борисович тут же нашёл деньги.


Возрождение корпусов начиналось с таким несколько юным задором, и, наверное, тогда никто и представить себе не мог, что модель кадетского воспитания скоро станет чуть ли не гордостью российского образования. Конечно, Алексей Борисович привлёк к работе своего сына, который к тому времени был достаточно известным и успешным бизнесменом. Борис Алексеевич стал давать деньги, чтобы помочь отцу реализовать светлую идею, с которой тот жил.

Потом Борис Алексеевич решил, что необходимо работать системно: надо создать благотворительный фонд, действующий по европейским стандартам, прозрачный по отчётности, работающий не на сиюминутные потребности, а на решение главной задачи - создание системы воспитания на основе кадетских образовательных учреждений.

В 1999 году мы стартовали. Зарегистрировали частный благотворительный фонд и с той поры даём гранты кадетским образовательным учреждениям на реализацию различных программ, связанных с воспитанием детей; разрабатываем свои проекты, направленные на сохранение традиций в кадетских корпусах, чтобы наши дети росли не потребителями, а занимались благотворительностью, волонтёрством.

Мы поддерживаем систему духовно-нравственного воспитания детей. Для этого подготовили программу «Добро творим вместе». Она в первую очередь направлена на развитие милосердия и сострадания у воспитанников кадетских корпусов.

Мы помогаем строить или возрождать корпусные храмы; могу с гордостью сказать, что один из самых красивых корпусных храмов в Петербурге, в кадетском ракетно-артиллерийском корпусе, мы возродили совместно с начальником корпуса полковником Евгением Ермоловым. В этом году храму исполнилось 200 лет. И снова туда приходят кадеты, там проводятся уроки православной культуры, у воспитанников есть духовник.

О фонде можно рассказывать долго. Есть у нас программа, связанная с сохранением российских реликвий в Сербии; мы делаем дизайн-проекты для музеев кадетских корпусов. Об этом и многом другом можно узнать на нашем сайте. Мы помогли возродить систему кадетского образования, а теперь стремимся сделать её совершенной.

Ваш фонд проводил много мероприятий в Сербии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом. Чем отличается работа в Сербии от работы в России?

Мне кажется, нет ни одного русского человека, который, приехав в Сербию, не влюбился бы в неё. В Сербии чувствуешь какую-то особую связь с нашей историей и культурой, духовную связь.

Всё началось в 2006 году: мы поддержали инициативу переименовать центральную площадь небольшого сербского города Белая Церковь в Площадь русских кадет. Представляете, впервые в истории Сербии будет увековечена память о пребывании там русских кадетских корпусов! Мы готовили это событие совместно с Посольством России, с Обществом русских кадет, с Российским кадетским братством. Идею поддержал мэр Белой Церкви. На торжественную церемонию открытия Площади русских кадет собрались не только почетные гости, но и много жителей Белой Церкви.

А потом возникла новая идея.

Когда мы знакомились с достопримечательностями города, с местами, связанными с русским зарубежьем, нас поразило состояние русского некрополя, где похоронены преподаватели и воспитанники кадетских корпусов, офицеры русской армии. Заброшенные могилы, полуржавые кресты, бурьян... И это несоответствие тому великому событию, которое произошло два часа назад, привело нас к мысли, что нужно привезти сюда юных кадет из России, чтобы вместе с ними восстановить этот некрополь.

Через год мы вернулись в Белую Церковь вместе с 40 кадетами и гимназистками из Красноярского края и Нижегородской области. Мы видели, какой огромный резонанс вызвал наш приезд. Многие жители даже не знали, что в их городе были когда-то кадетские корпуса, и теперь словно открыли новую страницу в истории Белой Церкви. Они встречали нас с удивленными глазами, не веря, что дети из далёкой Сибири приехали приводить в порядок русское кладбище.

Это был хороший урок и для наших ребят. Мы видели, как они погружались в историю пребывания русских кадет в Сербии в 20-40-е годы прошлого века, видели, как менялись лица подростков, их отношение к тому, что они носят кадетские погоны. Возможно, именно тогда они стали чувствовать себя частью большой кадетской семьи.

Нас поражало, что сербы приходили к некрополю, где работали мальчишки и девчонки, и приносили воду и яблоки, ведь летом было очень жарко. Потом мэр города сказал нам: «Мы воспитываем своих детей по-европейски: они знают о своих правах, но подчас не знают своих обязанностей. А ваши дети знают свои обязанности и только потом вспоминают о своих правах».

Юные кадеты удивили и сербов, и нас. Мы поняли, что этот проект нужно продолжать. Через год мы привезли в Белую Церковь новых воспитанников кадетских корпусов.


Наверное, именно в Сербии я еще раз убедилась, что кадетское образование многогранно и системно. Вдумчивые родители отдают детей в кадетские корпуса не для того, чтобы, как говорят, «ребёнок не болтался на улице», а потому, что хотят видеть в своём ребёнке всесторонне развитую личность. Кадетское образование способно дать систему духовных ценностей, которые частично потеряны в современной школе. Важно также воспитать из мальчишки настоящего патриота. Ведь патриот не тот, кто лихо марширует по площади в День Победы, а тот, кто знает свою историю и гордится победами своего Отечества. И вклад наших кадет в восстановление русского кладбища - это тоже кусочек маленького личного патриотизма.

Мы приехали в Белую Церковь и на третий год. Нас ждали и принимали, нас просто полюбили. И Россия была представлена на сербской земле не какими-то официозными делегациями, а обычными смешливыми ребятами, которые по утрам работали, потом встречались со своими сверстниками, давали концерты для жителей, где под шквал аплодисментов гремела знаменитая «Катюша».


В этом году мы открываем в Белой Церкви классы русского языка. Сербские дети захотели учить русский язык, им стала интересна русская культура, история. Мне кажется, это была еще одна наша маленькая победа. Для нас важно, что мы восстановили русский некрополь, и то, что мы дали большой концерт на лучшей балканской площадке - в концертном зале имени Илии Коларца в Белграде, и что нас принял Святейший Патриарх Сербии и благословил наших детей. Сербия, наверное, один из тех проектов фонда, который по его духовной составляющей можно назвать самым мощным. Хочется, чтобы таких проектов было больше.

- Неужели все так гладко было в работе фонда?

Конечно, были и трудности. Но благодаря испытаниям мы только закаляемся. В первую очередь, имеющаяся законодательная база не позволяет работать на том уровне доверия к благотворительным фондам, который необходим. Это общая проблема благотворительного сообщества и государства. Приходилось доказывать, что у нас чистые помыслы. И что порой благотворительный фонд может более эффективно сделать то, чего не смогло сделать государство.

Конечно, система переподготовки кадров должна быть организована в Министерстве образования, но, к сожалению, пока там не сложилось. Частые реформы не закрепили структуры, которая системно занималась бы кадетскими учреждениями.

В чём преимущества кадетского образования перед обычным школьным? Отличаются ли как-то учащиеся кадетских корпусов от большей части молодёжи?

Хороший вопрос. Однажды во время интервью корреспондентка одного из западных информационных агентств довольно жёстко меня спросила: «Зачем военизировать образование?» Я объяснила, и она сказала, что хочет поехать и посмотреть сама. Через несколько дней она позвонила с просьбой: есть ли возможность устроить её сына в кадетский корпус?

Рассказываю это к тому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодняшние кадетские образовательные учреждения отличаются стройной системой воспитания. Она реализуется со дня поступления ребёнка в кадетскую школу-интернат и до выпуска. Важно, что в кадетских школах (школах-интернатах) учатся мальчики (сейчас, правда, есть и девочки) с 10 лет. В 10 лет ещё можно формировать мировоззрение ребёнка, вкладывать в него какие-то базовые ценности. Главное отличие - система воспитания, построенная на лучших военно-патриотических и духовно-нравственных традициях.

- А как лучше прививать молодёжи любовь к православной культуре и к русской культуре вообще?

На мой взгляд, чтобы привить любовь к какому-то предмету, его надо глубоко знать. Если ребенку преподаётся, скажем, история культуры или ОПК, то очень многое зависит от педагога, от того, как он сможет заинтересовать ученика. Чтобы ребёнок, предположим, не только слышал, что есть такой композитор Рахманинов, но научился слушать и слышать его музыку. Скажем, отвезти кадетский класс в Ивановку, что в Тамбовской области, чтобы для кадет зазвучала музыка Рахманинова в его же имении. В прошлом году мы провели вместе с администрацией города Уварово там замечательный фестиваль «Кадетская симфония», в котором приняли участие более 300 кадет из Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белой Калитвы, Шахты, Старого Оскола, Тамбова и Тамбовской области.

Можно много говорить о художнике Репине, но лучше один раз приехать в Нижний Новгород, увидеть Волгу, услышать об уникальной волжской культуре, которая вдохновляла многих художников, поэтов, писателей. Наш фонд в этом году продолжит программу «Кадетская симфония» на базе Нижегородского кадетского корпуса имени генерала В.Ф. Маргелова.

Прививая культуру и знания, важно не использовать двойных стандартов. Как ребёнок может вырасти личностью, если в школе ему говорят одно, а в жизни он видит другое?

Как сделать так, чтобы ребёнок, выйдя из корпуса, стал лидером, в том числе и духовным, для своих друзей и близких? Эти вопросы и пытается решить кадетское образование. Как мать мальчика, окончившего кадетский корпус, могу сказать, что там растут совсем другие дети, у них есть сильный стержень, помогающий стать достойными людьми.

Во-первых, этому способствует кадетское братство. Мальчики, выйдя из альма-матер, остаются друзьями на всю жизнь и помогают друг другу. Во-вторых, эти дети мотивированные, они знают, что им нужно в жизни, и цели эти не меркантильные. Любой человек должен ставить перед собой высокую цель и достигать её. Они готовы служить в армии. Раньше 50 процентов выпускников шли в гражданские вузы, остальные - в военные. Всего в высшие учебные заведения поступали 96-97 процентов выпускников. Мне кажется, такой показатель говорит о высоком качестве кадетского образования.

- Какие перспективы у кадетского образования?

Я думаю, рост кадетских корпусов продолжится. Сейчас активно развиваются казачьи кадетские корпуса. Перспективы большие, но нас настораживает количество открывшихся корпусов. От количества давно пора перейти к качеству, потому что, открыв кадетскую школу или корпус, важно не просто одеть детей в военную форму и заставить их ходить строем, а создать систему воспитания, соответствующую тем высоким идеалам, которые всегда были в кадетских корпусах страны. Сказала бы так: «Мы сегодня за чистоту жанра». Если вы назвались кадетским корпусом - соответствуйте этому. Если серьезной системы воспитания не будет - не будет и корпуса, какая бы у мальчишек ни была красивая форма.

Беседовала Ирина Обухова