Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастие совершенного вида и несовершенного

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос что делая?

Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида? Основа какой формы глагола используется для образования деепричастий несовершенного вида?

От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи:

1. Образуйте деепричастия несовершенного вида. Подчёркивайте переходные глаголы. Обратите внимание на то, что суффиксу -ова (-ева) неопределённой формы глагола соответствует суффикс -у- (-ю-) в деепричастии.

Запишите 3-4 деепричастия с частицей не. Есть ли у глаголов бегут, текут, шьют, льют деепричастия несовершенного вида?

2. Спишите словосочетания, образуя от глаголов, если это возможно, деепричастия несовершенного вида.

Произв..дить гре..ки правой и левой рукой, отталк..ваться от стенк.. ба(с, сс)ейна, плавать без замети..й усталост.., вып..лнять движения в воде, плыть брассом, в совершенств.. вл..деть техникой плавания, пр..одолевать д..станцию, ждать с..гнала, д..ржаться г..ризонтально, поворач..вать голову, пр..ближаться к фин..шу, махать руками, показ..ваться над водой, лить воду.

От каких глаголов вы не образовали деепричастий?

Какие из деепричастий вместе с зависимыми словами можно использовать только при описании действий пловца?

Приведите примеры слов, в основу которых входят:

3. Спишите. Выделите суффикс, с помощью которого образованы деепричастия. Запишите в неопределённой форме глаголы, от которых образованы деепричастия.

1. Весело и вел..чаво, словно взлетая, подн..мается могуч..е светило. 2. Алое с..яние ст..ит (не)долгое время над потемневш..й землёй, и, тихо м..гая, как бережно несомая свеч ка, затепл..тся на нём вечерняя звезда. 3. «Эге! - подумал я.- Да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо»,- и, сам дивясь своей ошибк.., проворно спустился с холма. 4. Я поскорей вык..рабкался на другую сторону и пош..л, заб..рая влево, вдоль оси(н, нн)ика. 5. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинстве(н, нн)о кружась и дрожа на смутно-ясн..м неб.. .

(И. С. Тургенев.)

Назовите причастия, укажите их непостоянные признаки.

Над какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки?

Несовершенного и совершенного вида. Деепричастный оборот

Общие сведения о деепричастии

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая ? что сделав ? (читая – прочитав, думая – подумав ).

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками:

1. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Например: Набирая, исследуя (что делая? ) – набрав, исследовав (что сделав? ).

2. Деепричастия могут быть переходными и непереходными. Например: а) переходные: убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; б) непереходные: блестя на солнце, шагнув в бездну;

3. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными. Например: раскачиваясь – раскачивая; нагнувшись – нагнув.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте диалог.

– Абдулла, скажи, пожалуйста, что такое деепричастие?

– Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное, второстепенное действие как признак другого, главного действия: вяжет как? – сидя; идут как? – разговаривая; отправил когда? – наклеив марку; бросил когда? – поймав.

– Какие признаки имеют деепричастия?

– Деепричастия, как и наречия, не изменяются. Они являются глагольной формой и, следовательно, имеют вид. Деепричастия сидя, разговаривая – несовершенного вида, а наклеив, поймав – совершенного вида.

– Как образуются деепричастия?

– С помощью суффиксов - а (-я), - в, - вши; спеша, играя, подумав. Суффикс - вши несколько устарел, больше употребляется в устно-разговорной форме речи и в художественных текстах, а также в возвратных деепричастиях: собравшись, убедившись, умывшись.

Упражнение 2. Прочитайте текст. Найдите и выпишите предложения с деепричастиями. Подчеркните деепричастия и задайте к ним вопрос.

Дядя ПАША

Был у отца брат – Павел Иванович. Очень мы его любили.

Дядя Паша, приходя к нам, обычно оставался ночевать. Постелив постель на сене, ляжем мы, бывало, вместе с дядей и начнем разговаривать. Лежим с раскрытыми глазами, а над нами звезды сверкают. Мой старший брат, желая узнать все о звездах, все допытывался:

– Живут ли там люди?

Дядя Паша, усмехнувшись, задумчиво скажет:

– Кто его знает... Но думаю, жизнь на звездах есть... Не может быть, чтобы из миллионов планет посчастливилось одной Земле.

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом – сказуемым. Например: Слушая музыку, он вспоминал о родном доме.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса -а (-я) .

После шипящих (ж, ш,ч, щ ) употребляется суффикс , а в остальных случаях – .

Обратите внимание:

1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва - в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) – выдавая.

2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:

а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:

бить – бьют, рвать – рвут, шить – шьют, жечь – жгут и др.

б) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х : беречь – берегут, мочь – могут и др.;

в) от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, хлестать – хлещут и др.;

г) от глаголов с суффиксом -ну -: блекнуть – блекнут, мокнуть – мокнуть, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте деепричастия несовершенного вида.

Любят, мешают, наступают, выбирают, встречают, спрашивают, встречаются, собираются, боятся, смеются, причесываются.

Упражнение 2. Составьте предложения, заменив выделенный глагол деепричастием несовершенного вида.

Синичка смотрела на трещинку на дереве, постучала клювом. Птички летают по лесу, проверяют , где какая букашка спряталась. Синицы перелетают с дерева на дерево, уничтожают вредителей, лечат деревья.

Образование деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия , выраженного глаголом-сказуемым. Например: Написав контрольную работу , студенты вышли из аудитории.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, - ши.

От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида по предложенным образцам.

Сказал – сказав ; рассмотрел, бросил, окончил, перестал.

Встретился – встретившись ; простился, вернулся, расположился.

Принесет – принеся ; вспомнит, услышит, прочитает.

Упражнение 2. Перепишите. Замените причастия деепричастиями. Запятые сохраняйте.

Образец. Мой брат, окончивший в прошлом году среднюю школу , поступил на курсы пользователей ПК. – Мой брат, окончив в прошлом году среднюю школу, поступил на курсы пользователей ПК.

1. Сестра, окончившая в прошлом году университет, поступила на курсы английского языка . 2. Спортсмен, вернувшийся с чемпионата мира, дал интервью журналистам. 3. Актер, сыгравший главную роль в новом фильме, получил признание зрителей.

Деепричастный оборот

Деепричастным оборотом называется деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие.

Деепричастный оборот отвечает на вопрос что делая ? или что сделав ?. В предложении деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельствами. Например.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ак-Довурака

Разработка урока по теме:

«Деепричастия несовершенного вида»

Разработал(а): учитель русского

Языка Салчак Ш.А.

Ак-Довурак - 2014

Тема. Деепричастия несовершенного вида

Цель: ознакомить, дать понятие о деепричастиях несовершенного вида и способах их образования; совершенствовать правописные умения и навыки; воспитать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

  1. Практическая работа с языковым материалом

Прочитайте басню Эзопа:

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

  1. Беседа по тексту

Мы только что прочитали очень интересную басню. О чем она? (О доброте, о взаимовыручке, о том, что добру платят добром).

Чему она нас учит? (Ответы учащихся)

Да, вы правы! Ребята, а найдемте теперь в тексте басни деепричастия и деепричастные обороты.

А что называется деепричастным оборотом?

Какими членами предложения являются они?

Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?

Молодцы! Теперь запишите число и тему нашего урока «Деепричастия несовершенного вида». Сегодня мы должны научиться образовывать деепричастия несовершенного вида и правильно их употреблять в письменной и устной речи.

III. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, таккак они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило,обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мыидём разговаривая . Мы шли разговаривая .

2. Ознакомление с таблицей

3. Комментарий учителя

Деепричастия несовершённого вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а(-я). После шипящихупотребляется суффикс -а, в остальных случаях - -я: «Держа кувшин надголовой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользиламеж камней, смеясь неловкости своей». (М. Лермонтов) От глагола бытьдеепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса-учи: будут - будучи: «Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа набоку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский)

Примечание. Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом-учи(-ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи:

А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов) Над Москвой великой, златоглавою, над стеной кремлёвской белокаменной из-за дальних лесов, из-за синих гор,по тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алаяподымается. (М. Лермонтов)

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Садовник повёл пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с бе..покойством поглядывая на свои шаровары, разорва(н,нн)ые и замара(н,нн)ые зеленью. 5) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 174 (устно)

Упражнение 175 (письменно, с выходом на доску)


Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а- (я): говорят: говор + я = говоря, учат: уч + а = уча, радуются: раду + я + сь = радуясь.
Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие глаголы:
  1. если основа состоит из одних согласных: трут, жмут, ткут, лгут, шьют, пьют, льют (исключение мчатся - мчась);
  2. если основа оканчивается на заднеязычные г, к: бегут, берегут, стригут, пекут, секут и т. д.;
  3. если основа настоящего времени оканчивается на шипящий, а неопределенная форма на з, с, cm, х: вяжут - вязать, мажут - мазать, тешут - тесать, пишут - писать, пляшут - плясать, хлещут - хлестать, свищут - свистать, пашут - пахать;
  4. если основа с суффиксом -ну-: пахнут, мерзнут, сохнут;
  5. не образуются деепричастия и от глаголов ехать, драть, лезть, петь, хотеть.
Глагол быть образует деепричастие с помощью суффикса -учи-: будучи.
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в- (после гласного), -вши- (после гласного), -ши- (после согласного): прочитать: прочита + в = прочитав; исчезнуть: исчезну + вши = исчезнувши.
Возвратные формы деепричастий образуются только с помощью суффиксов -вши-, -ши-: обнявшись, побоявшись, погнавшись, запершись. Суффикс -в- не используется.
От небольшой группы глаголов с основой на согласные и на -ить деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а- (-я-), который присоединяется к основе простого будущего времени: прочтут - прочтя (сов. в.), увидят - увидя (сов. в.), простятся - простясь (сов. в.).
У таких деепричастий, как правило, имеются параллельные образования с типичными суффиксами деепричастий совершенного вида: -в-, -вши-, -ши-: увидят - увидя, увидев; простятся - простясь, простившись. Эти деепричастия называются двувидовыми.
Образование деепричастий