Технологии формирования предпосылок учебной деятельности. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Организация: МДОУ «ЦРР «Звездочка»- детский сад №8»

Населенный пункт: Курская область, г. Железногорск

Содержание:

1 . Актуальность проблемы на современном этапе.

2. Теоретическое обоснование темы.

2.1 Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

2.2 Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности.

3. Описание опыта.

3.1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

3.2. Задачи по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

3.3. Этапы работы.

3.4 Перспективный план.

3.5 Формы работы с родителями.

3.6. Результаты итоговой диагностики.

3.7. Выводы.

4. Приложения.

  1. Актуальность темы на современном этапе.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.

Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования . ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Предпосылками учебной деятельности являются:

-сформированность познавательного интереса;

-умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

Умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия правилу;

-самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

-контроль за способом выполнения своих действий;

-умение взаимодействовать со сверстниками.

2. Теоретическое обоснование темы

2.1. Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность , как ведущий вид деятельности в школе.

Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка- школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач. Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник- практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания..

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

-учебную задачу;

-учебные действия;

-контроль;

-оценку.

С точки зрения Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно- теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели- овладение детьми общими способами действий, т.е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью которых они усваивают образцы общих способов решения задач. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение контроля .

Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.

С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Д.Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

Но для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности.

Анализ психологических и педагогических исследований позволяет сделать вывод. В науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников: в недрах игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения.

В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

2.2. Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т.е в игре.

Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования Е.Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры- экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно- ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т.е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря Л.С. Выготский называл игру школой произвольного поведения.

Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.

Например, в сюжетно- ролевой игре роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.

По мнению Л.С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно- следственные связи, а также делать умозаключения.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра . В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..

В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

В 5 - 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля , который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.

3. Описание опыта

Таким образом, изучив материалы известных психологов Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, Л.С.Выготского о роли и структуре учебной деятельности, роли игры в формировании предпосылок учебной деятельности, я в своей педагогической деятельности разработала определенный план, согласно которому у всех старших дошкольников можно сформировать предпосылки учебной деятельности, используя для этого дидактические игры и игровые упражнения

3.1. На первоначальном этапе, с дошкольниками (старшая группа) была проведена диагностика, цель которой - выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности. Оценивался:

1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно- следственных связей)

2) уровень произвольности воспитанников 3)уровень развития коммуникативных навыков.

Для определения уровня развития предпосылок предлагала детям различные игровые задания:

«Чем одна картинка отличается от другой», «Найди да одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т.п.

Качество выполненного задания определяется по трем показателям:

Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;

Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у воспитанников проводилась в начале года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе.

Результаты диагностики на начало учебного года (старшая группа) были таковы:

С высоким уровнем развития мыслительных операций выявилось 27% детей,

средний уровень отмечен у 63% , высокий уровень произвольности отмечен 12%, средний уровень- 27%, низкий уровень- 51%; высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень- 62%, низкий - 15%.

Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

3.2 Исходя из результатов диагностики были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;
  3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;
  4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.
  5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.
  6. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Для формирования предпосылок учебной деятельности использовала систему дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

Все игры имеют проблемно- практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.

3.3. Этапы работы:

  1. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  2. Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).
  3. Логические упражнения на поиск закономерностей.
  4. Задачи на поиск недостающих фигур.
  5. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек)
  6. Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

На каждом этапе использовала задачки - шутки, задачи на смекалку, логические концовки, занимательные вопросы, загадки. Дети, решая их, учатся доказывать, догадываться.

Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит».

3.4. Перспективный план

Месяц

Сентябрь- октябрь

1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

2 .Загадки, задачки- шутки, лабиринты.

Ноябрь

1 .Д\и на обозначение предметов.

2 .Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т.п).

3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», « Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т.п)

4. Задачки-шутки, загадки.

Декабрь

1 .Д\и «Найди такой же узор» и т.п.

2 .Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т.п).

4 .Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы.

Январь

1 .Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).

2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

3 . Загадки, логические концовки

Февраль

1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», « Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т.п).

2 .Умозаключения по аналогии.

Март

1. Задачи на поиск недостающих фигур

2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

3. Игра « Отгадай предмет», «Да-нет» и т.п.

Апрель

1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,

«Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т.п.

2. Схематизация и моделирование

Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,

«Почему дети грустят и улыбаются?» и т.п.

Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

3.6. Формы работы с семьей.

Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.

На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?»,

Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников», «Виды логических игр и упражнений».

Родителям представляла мастер- класс по организации развивающих игр и игровых упражнений.

3.7. Результаты итоговой диагностики.

Вся работа по развитию у дошкольников предпосылок учебной деятельности длилась

на протяжении двух лет.

Дидактические игры, игровые упражнения активно включались в образовательную деятельность как часть занятия, в форме умственной разминки, в совместной деятельности, в форме КВН,

интеллектуальных игр и турниров.

К концу подготовительной группы с высоким уровнем мыслительных операций выявлено 93% детей, средний уровень отмечен у 7%; высокий уровень произвольности отмечен у 50% , средний- 50%; высокий уровень развития коммуникативных навыков отмечен у 62%, средний - 38%.

Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач.

Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.

Литература:

Безруких, М.М. Ступеньки к школе. М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2007.

Анищенко, О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О.М Анищенко. 1979. - № 5.

Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? Текст. / М.М. Безруких. М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.

Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. Текст. /В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Вопросы психологии. -1981.-№6.

Подготовка детей к школе в детском саду./Венгер Л.А., Давидчук А.Н., Буре P.C. и др. Текст. /Под. ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Педагогика.

Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A.B. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1990.

Ильмира Ибрагимовна
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

1. Актуальность проблемы на современном этапе.

2. Теоретическое обоснование темы.

2.1 Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности .

2.2 Роль игры в формировании .

3. Описание опыта.

3.1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности .

3.2. Задачи по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности .

3.3. Этапы работы.

3.4 Перспективный план.

3.5 Формы работы с родителями .

3.6. Результаты итоговой диагностики.

3.7. Выводы.

4. Приложения.

1. Актуальность темы на современном этапе.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем . Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе . Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности . Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т . д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки , позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте .

Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании . В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» , в статье 64 «Дошкольное образование » отмечается, что дошкольное образование направлено на , а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования . ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности , обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Предпосылками учебной деятельности являются :

-сформированность познавательного интереса;

Умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

Умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

Умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

Сознательно подчинять свои действия правилу;

Самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

Контроль за способом выполнения своих действий;

Умение взаимодействовать со сверстниками.

2. Теоретическое обоснование темы

2.1. Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности .

Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том , что такое учебная деятельность , как ведущий вид деятельности в школе .

Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка- школьного возраста. Это сложная деятельность , сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач. Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника . Ведь, как известно, дошкольник- практик : он «мыслит руками» , ему доступно решение задач практического содержания.

Анализ, проведенный в исследованиях Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показал, что учебнаядеятельность имеет специфическую структуру, включающую :

-учебную задачу ;

-учебные действия ;

Контроль;

С точки зрения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова учебной является такая деятельность , в ходе которой дети овладевают системой научно- теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели- овладение детьми общими способами действий, т. е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях , с помощью которых они усваивают образцы общих способов решения задач. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение контроля .

Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.

С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации .

Д. Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче . Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

Но для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности , необходимо наличие предпосылок учебной деятельности .

Анализ психологических и педагогических исследований позволяет сделать вывод. В науке сложились две концепции формирования : в недрах игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения.

В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления , обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т. е игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

2.2. Роль игры в

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности , присущей дошкольному возрасту - т . е в игре.

Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка : развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Общеизвестно из «народной педагогики» , что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе . Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность : она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования Е. Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности .

В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры- экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста . В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно- ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли , то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т. е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря Л. С. Выготский называл игру школой произвольного поведения.

Большое значение для имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности . В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности .

Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников .

Например, в сюжетно- ролевой игре роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя : контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности , действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.

По мнению Л. С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка , развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно- следственные связи, а также делать умозаключения.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения . Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач : дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности .

В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности . Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

В 5 - 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность , направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга . При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера» , у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом .

Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.

3. Описание опыта

Таким образом, изучив материалы известных психологов Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. С. Выготского о роли и структуре учебной деятельности , роли игры в формировании предпосылок учебной деятельности , я в своей педагогической деятельности разработала определенный план , согласно которому у всех старших дошкольников можно сформировать предпосылки учебной деятельности , используя для этого дидактические игры и игровые упражнения

3.1. На первоначальном этапе, с дошкольниками (старшая группа ) была проведена диагностика, цель которой - выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности . Оценивался :

1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно- следственных связей)

2) уровень произвольности воспитанников 3)уровень развития коммуникативных навыков.

Для определения уровня развития предпосылок предлагала детям различные игровые задания :

«Чем одна картинка отличается от другой» , «Найди да одинаковых предмета » , «Продолжи ряд» , «Свободная классификация» и т. п.

Качество выполненного задания определяется по трем показателям :

Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;

Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у воспитанников проводилась в начале года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе.

Результаты диагностики на начало учебного года (старшая группа ) были таковы :

С высоким уровнем развития мыслительных операций выявилось 27% детей,

средний уровень отмечен у 63%, высокий уровень произвольности отмечен 12%, средний уровень- 27%, низкий уровень- 51%; высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень- 62%, низкий - 15%.

Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

3.2 Исходя из результатов диагностики были поставлены следующие задачи :

1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;

2. Развивать мыслительные операции : анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;

3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения , символизации и моделирования;

4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.

5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.

6. Формировать мотивацию к учебной деятельности .

Для формирования предпосылок учебной деятельности использовала систему дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений , познавательному развитию.

Все игры имеют проблемно- практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.

3.3. Этапы работы :

1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников .

2. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) .

3. Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм» , «Пифагор» , «Монгольская игра» и тд.).

4. Логические упражнения на поиск закономерностей.

5. Задачи на поиск недостающих фигур.

6. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек)

7. Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности .

На каждом этапе использовала задачки - шутки, задачи на смекалку, логические концовки, занимательные вопросы, загадки. Дети, решая их, учатся доказывать, догадываться.

Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит» .

3.4. Перспективный план

Сентябрь- октябрь 1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников .

2. Загадки, задачки- шутки, лабиринты.

Ноябрь 1. Д\и на обозначение предметов .

2. Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же» , «Какая фигура лишняя» и т. п).

3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру» , «Составь картинку из частей» , «Из каких фигур состоит» и т. п)

4. Задачки-шутки, загадки.

Декабрь 1. Д\и «Найди такой же узор» и т. п.

2. Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме , цвету, величине, «какой предмет лишний и почему и т. п).

4. Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы.

Январь 1. Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм» , «Пифагор» , «Монгольская игра» и тд.).

2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

3. Загадки, логические концовки

Февраль 1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд» , «Что дальше» , «Построй стенку» , «Что начала, что потом» и т. п).

2. Умозаключения по аналогии.

Март 1. Задачи на поиск недостающих фигур

2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

3. Игра «Отгадай предмет » , «Да-нет» и т. п.

1. Кодирование, декодирование. Игровые задания : «Какого котенка подарили Кате» , «Какую пуговиц потерял Рассеянный» ,

«Кто где живет?» , «Когда приедет мама» и т. п.

2. Схематизация и моделирование

Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет» ,

«Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.

Май Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников .

3.6. Формы работы с семьей .

Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.

На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?» ,

Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников » с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников », «Виды логических игр и упражнений» .

Родителям представляла мастер- класс по организации развивающих игр и игровых упражнений.

3.7. Результаты итоговой диагностики.

Вся работа по развитию у дошкольников предпосылок учебной деятельности длилась

на протяжении двух лет.

Дидактические игры, игровые упражнения активно включались в образовательную деятельность как часть занятия , в форме умственной разминки , в совместной деятельности , в форме КВН ,

интеллектуальных игр и турниров.

К концу подготовительной группы с высоким уровнем мыслительных операций выявлено 93% детей, средний уровень отмечен у 7%; высокий уровень произвольности отмечен у 50%, средний- 50%; высокий уровень развития коммуникативных навыков отмечен у 62%, средний - 38%.

Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности . Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач .

Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.

Литература :

Безруких, М. М. Ступеньки к школе. М. М. Безруких. - М.: Дрофа, 2007.

Анищенко, О. М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание . Текст. / О. М Анищенко. 1979. - № 5.

Безруких, М. М. Готов ли ребенок к школе? Текст. / М. М. Безруких. М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.

Давыдов, В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников . Текст. /В. В. Давыдов, А. К. Маркова. Вопросы психологии. -1981.-№6.

Подготовка детей к школе в детском саду. /Венгер Л. А., Давидчук А. Н., Буре P.C. и др. Текст. /Под. ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика - Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1990.

Предпосылки учебной деятельности.

Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются

важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную

направленность личности, положительно влияют на все психические

процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъём всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей.

Обухова Л.Ф. , Маркова А.К. считают, что учебная деятельность

ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга,

ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо

воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребёнка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен

быть. Важно помнить, что у детей ещё очень слабо развиты произвольное

внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы

учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребёнка.

Если ребёнок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания,

усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным

отношением, остаются мёртвым грузом, не пригодным к применению. Такое

обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

К.Д. Ушинский считал, что « учение, взятое принуждением и силой воли,

едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Таким образом,

воспитание познавательных интересов и потребностей является первой

предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований Исаева Д.Н. , Коган В.Е. , позволяет

выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы

ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс

самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал

вопросы проблемного характера;

Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный

материал и однообразные методы его преподнесения очень

быстро вызывают у детей скуку;

Необходимо понимание важности преподносимого материала;

Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети

усвоили раньше;

Не слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает

интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны

быть трудными, но посильными;

Важно положительно оценивать все успехи ребят, положительная

оценка стимулирует познавательную активность;

Учебный материал должен быть ярким и эмоционально

окрашенным.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественные

психологи опираются на положение о содержании и структуре учебной

деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. С точки зрения этих учёных, учебной является такая деятельность, в ходе

которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических

задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная

деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребёнок

может получать и вне этой деятельности, например, в игре, в труде. Однако

только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на

основе осознанного вычленения ребёнком способа действий. Поэтому

второй предпосылкой учебной деятельности в её развитом виде выступает

овладение детьми общими способами действий, то есть такими способами,

которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач,

выделять новые связи и отношения.

Методика обучения детей умению овладевать способами действий

разрабатывалась А.П. Усовой и её сотрудниками. Интерес к способам

выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям - способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами.

Учебная деятельность – вид познавательной деятельности самого ребёнка.

Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для её

формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкциям

педагога, они воспринимают от него способ действия для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определённого типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей

является самостоятельное нахождение способов решения практических

и познавательных задач.

Психологические исследования Н.Н. Поддъякова показывают, что дети

дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия,

но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, то есть осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже изменённых

условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребёнок приходит к определённому обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, изменённые условия.

Четвёртой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю

за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребёнком действия с образцом, то есть без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого – педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. У детей детского возраста стихийно складываются элементарные контрольные

действия. Задача педагога – целенаправленно обучать детей действиям

контроля. Помимо общей направленности контрольные действия имеют

особую функцию, которая определяется целями и содержанием той

деятельности, внутри которой они складываются.

Таким образом, воспитание познавательных интересов – важнейшая

составная часть воспитания личности ребёнка, его духовного мира. И от того,

насколько правильно решён этот вопрос, во многом зависит успешность

организации учебной деятельности детей, овладение детьми общими

способами действий составляет психологическую основу учебной

деятельности, самостоятельное нахождение способов решения практических

и познавательных задач повышает успешность формирования у детей новых

познавательных действий, формирования новых, более сложных знаний.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип

контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием развития этого контроля

являются специальные методы обучения детей приёмам сопоставления

полученных результатов с заданным способом действий.

Бекирова Г.Э.,

Заместитель директора по воспитательной работе

МКОУ «Средняя школа №2»г.Сухиничи

Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

В статье рассматриваются условия формирования предпосылок учебной деятельности, приоритет непрерывного образования –умение учиться.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности.

С 29 декабря 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того– исходного, базового уровня образовательной системы.

Современная система образования выдвинула в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от с 17 октября 2013 г. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» .

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.

Анализ психологических и педагогических исследований позволяет определить в науке две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:

  • в процессе игровой деятельности;
  • в процессе специально организованного обучения.

Исследования ученых помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться следующие предпосылки учебной деятельности:

Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности;

Умение планировать деятельность, ориентируюсь на её результат.

Перечисленные выше предпосылки учебной деятельности схожи с целевыми ориентирами ФГОС, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Отсюда возникает проблема необходимости подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. Для этого в ДОУ существует ряд психолого- педагогические условий, способствующий формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников:

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;

Развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;

Сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;

Обеспечение развивающего характера предметно- развивающей среды ДОУ;

Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирования самооценки ребенка;

Повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Эффективность формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в дошкольном образовании возможно, при наличии специальной разработанной модели, которая должна состоять:

1. Подготовки системы игр и игровых упражнений в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, фронтально и по подгруппам, способствующие развитию и формированию универсальных способов действия у дошкольников.

2. Разработка проектно-исследовательской деятельности детей.

3. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Для решения разработки данной модели можно использовать комплекс теоретических и эмпирических методов:

Тестирование детей;

Наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;

Анкетирование педагогов, беседы с ними;

Изучение педагогической документации, педагогического опыта;

Наблюдение за работой педагогов.

Анализируя теоретические положения и результаты анкетирования детей и педагогов, позволит придти к следующим выводам:

1. Предпосылки учебной деятельности проявляются у детей старшего дошкольного возраста даже при отсутствии специально организованной воспитательно-образовательной работы, но для дальнейшего исследования нужно организовать контрольную группу (специальные условия для развития познавательных предпосылок учебной деятельности не создавать) и экспериментальную группу(где помимо предусмотренных условий будет введена специальная модель эффективности развития познавательных предпосылок учебной деятельности, т.е. познавательной активности детей ).

2. Формирование и развитие предпосылок учебной деятельности, направленных на усвоение ребенком определенной системы знаний, умений и навыков, освоение общих способов действий при решении практических задач, эффективны при создании психолого-педагогических условий.

3. Основанием преемственности от дошкольного к начальному общему образованию может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Использованная литература

1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения-М.,1996.

2.Кудрявцев В.Т. О «неожиданном» в образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта//Дошкольное воспитание.2014.№2 . с.86-90

3.Субботина С.Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности//Дошкольное воспитание.2014.№4. с.108-114.

4.Усова А.П. Игра и организация жизни детей: Методические указания.М.:Просвещение,1976.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от17.10.2013.№1155.

6.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Избранные психологические труды/Под редакцией Д.И. Фельдштейна; РАО,Моск.психол.-соц. Ин-г.3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж:МОДЭК,2001.

Предпосылки учебной деятельности. Что это? Для чего формировать их у дошкольников? Как связаны предпосылки учебной деятельности и реализация образовательных стандартов? На эти вопросы можно найти ответы в данном материале. Презентацию можно использовать как консультацию педагогов ДОУ по заданной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Универсальные предпосылки учебной деятельности, их роль в реализации ФГОС» Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №20» Ситникова Н.П. г. Троицк

Приоритетная задача Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование у детей основ умения учиться, и как результат – освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных)

Приоритетные направления образовательной деятельности с детьми 5 - 8 – го года жизни (в соответствии с ФГОС дошкольного образования): Охрана и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни; Обеспечение своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка; Формирование общей культуры детей; Развитие интеллектуальных и личностных качеств детей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Коррекция недостатков в психическом развитии детей (речевые нарушения). Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения детей в школе

Создать целостную образовательную систему, обеспечивающую оптимальные педагогические и психологические условия для детей дошкольного возраста посещающих ДОУ, формирование универсальных предпосылок учебной деятельности; Разработать новую «модель выпускника ДО» в соответствии с ФГОС; Способствовать созданию гибкой модели организации образовательно-воспитательного пространства, направленной на формирование у детей способности к поисково-познавательной, исследовательской деятельности, способствующей развитию любознательности, познавательного интереса, целеполагания. Способствовать формированию благоприятного эмоционально - психологического и нравственного климата в детском коллективе. Создать условия для построения единой взаимосвязанной и согласованной системы методического сопровождения учебно-воспитательного процесса (цели, задачи, средства, формы, методы и приемы организации образовательного процесса) в соответствии с требованиями ФГОС. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах ДО и подготовки детей к школьному обучению. Основные задачи начального этапа реализации ФГОС:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ С выходом ФГОС начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования (дошкольного и начального общего школьного). Такой подход реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального общего школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Универсальные предпосылки учебной деятельности Личностные УПУД: предпосылки Регулятивные УПУД: предпосылки сформированность целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата. сформированность познавательных мотивов учебной деятельности, внутренней позиции школьника; моральных норм Познавательные УПУД: предпосылки Умение решать проблемы творческого и поискового характера; использование знаково –символических средств представления информации, владение логическими операциями; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Коммуникативные УПУД: предпосылки Умение слушать и вступать в диалог; умение общаться; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми

ФРАГМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МБДОУ «Детский сад № 20» (в соответствии с ФГОС): Линия развития: Познавательное развитие Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей; Проявляет любознательность, познавательную активность: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту: владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; умеет использовать знаково –символические средства представления информации; применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его.

Линия развития: Речевое развитие Речь выпускника: словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; развит фонематический слух; адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.). использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом; Сформированы элементы учебной деятельности: владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). Сформирована мотивационная готовность к школе (хочет идти в школу, преобладает познавательный и социальный мотив учения). ФРАГМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МБДОУ «Детский сад № 20»

Линия развития: Социально - коммуникативное развитие Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве; о мире. Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности Умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания; Владеет приемами и навыками межличностного общения (устанавливать дружеские отношения со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами). Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение ставить общую цель, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия) Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом:: имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо); принимает и соблюдает социальные и этические общепринятые нормы и правила поведения; соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах; может давать оценку своему поведению, поведению сверстников. проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру. ФРАГМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МБДОУ «Детский сад № 20»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!