Командное фехтование. Это изящное искусство! Что такое спортивное фехтование

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.

История фехтования

Фехтовальный щиток «боче», начало XVI в. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Боевое фехтование - в первую очередь это искусство владения боевым холодным оружием: мечом, шпагой, ножом, секирой и пр. Преподавали фехтование и новобранцам-легионерам, и гладиаторам в Древнем Риме. В Древней Греции фехтование было одной из основных дисциплин для детей граждан, с самого младшего возраста (с 7-9 лет). В Средние века фехтование было одной из основных дисциплин дворянина-рыцаря. Первоначально при фехтовании на боевых шпагах, представлявших собою длинные тонкие мечи со сложной гардой, использовались щиты, а затем и кинжалы. Только в наше время фехтование из боевого искусства превратилось в вид спорта.

Виды фехтования

  • Боевое фехтование - искусство владения ручным холодным оружием, практическая подготовка воина к реальному бою.
  • Спортивное фехтование - вид спорта .
    • Артистическое фехтование - вид спортивного фехтования, цель которого - показать зрителям и судьям правдоподобный поединок на холодном оружии.
  • Историческое фехтование - использующее старинную технику и тактику боя, копии старинного оружия, снаряжения и костюмов.
  • Паралимпийское фехтование - фехтование на колясках.
  • Сценическое фехтование - фехтование, направленное на зрелищный показ владения оружием. Преподается как дисциплина в театральных учебных заведениях.

Современное спортивное фехтование

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания - нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один. Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 - 2 м и длиной 14 м, сделанной из электропроводящего материала , которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.

Бой управляется и оценивается спортивным судьёй. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основываясь на показаниях регистрирующего аппарата при учёте правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Также в спортивном фехтовании можно выполнять (брать) защиты.

  • фехтование на рапирах ,
  • фехтование на шпагах ,
  • фехтование на саблях ,
  • артистическое фехтование (арт-фехтование),
  • фехтование на тростях ,
  • фехтование на карабинах ,
  • фехтование на тяжёлом клинковом оружии (историческое).

Как правило, судья отдаёт команды во время соревнования на французском языке. Различаются следующие команды:

  • Ан гард (фр. En guarde , К бою ) Сигнал о подготовке к соревнованию.
  • Эт-ву прэ? (фр. Êtes-vous prêt? , Вы готовы? ) Судья задаёт вопрос перед началом боя обоим участникам.
  • Алле! (фр. Allez! , Начинайте! ) Сигнал о начале боя.
  • Альт! (фр. Halte! , Стой! ) Остановка боя.
  • А друа (фр. A droit , Направо ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа.
  • А гош (фр. A gauche , Налево ). Укол присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.
  • Па конте! (фр. Pas conter! , Не считать ). Укол не присуждается никому.

Фехтование входит в программу Олимпийских игр . Проводятся также чемпионаты мира по фехтованию , с 1981 года - чемпионаты Европы , а также национальные чемпионаты.

Фехтование на рапирах

Рапира первой половины 17 века.

Рапира спортивная - колющее оружие с клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой га́рдой диаметром 12 см.

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры настраивается на давление в 500 г. Кроме того, аппарат, фиксирующий уколы, не регистрирует касания продолжительностью менее 0,025 сек. Другие уколы аппарат фиксирует. Засчитываются действительными лишь уколы, нанесенные в металлизированную куртку (электрокуртку).

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлизированной курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Уколы в области, не закрытые металлизированной курткой, регистрируются белой лампой и считаются недействительными.

Поединок в фехтовании происходит на фехтовальной дорожке. Пересечение бойцом границы за его спиной карается штрафным уколом. При выходе бойцами за боковые границы дорожки бой останавливается, а нанесенные после этого уколы аннулируются.

Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поскольку первоначально рапира в основном использовалась при обучении фехтованию и было важно научить фехтовальщика не только атаковать, но и защищаться, то учитель задавал условия схватки. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должна быть отражена прежде, чем начато ответное действие (правота атаки). Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому после активного действия на оружие соперника своим оружием (правота защиты). Преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

В фехтовании запрещены столкновения бойцов телами, виновному в столкновении выносится предупреждение, повторное столкновение карается штрафным уколом. Кроме этого бой останавливается, если его участники оказываются за спиной друг друга.

В настоящее время с целью повышения качества судейства судья может использовать видеоповтор для принятия решения. Также каждый из бойцов может потребовать пересмотра решения судьи с использованием видеоповтора.

Фехтование на шпагах

Шпага спортивная - колющее оружие, длиной 110 см и массой до 770 г, гибкий стальной клинок трёхгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него, по крайней мере, в 750 г, чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спортсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата, и укол в них не регистрируется.

В фехтовании на шпагах не существует приоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесён раньше другого не менее чем на 0,04 с. Одновременно нанесённые уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счёте нуждаются в повторе.

Фехтование на саблях

  1. Упрощенные соревнования без защитного снаряжения. Соревнования могут проводиться как на макетах карабинов и автоматов , так и на небольших шестах и палках .
  2. Усложненный спортивный вариант - правила, существовавшие ранее и принятые сейчас ВФРБИ . Снаряжение: штык заменен мягким теннисным мячом на стволе карабина , маски с забралом , нагрудник, паховый бандаж и защитные перчатки на кисти рук.

Фехтование на тростях

В г. мэтр Кудре определил фехтование как искусство пользоваться оружием кисти для атаки и защиты. Трость - это тоже оружие кисти. Практика работы с ней подобна основным правилам фехтования.

В спортивном варианте фехтования на тростях два бойца в защитном снаряжении (маска, нагрудник, перчатки , щитки на ногах), вооруженные гладкими деревянными палками длиной 95 см и массой 125-140 граммов, ведут бой в круге диаметром 6 м. Поединок фехтовальщиков длится 2 мин. За это время необходимо нанести друг другу как можно больше колющих и рубящих ударов тростью в любую часть тела. Трость держится прямым хватом, вторая рука заложена за спину.

Историческое фехтование

В настоящее время появляются и набирают популярность неофициальные спортивные соревнования по фехтованию на тяжелом клинковом оружии (в частности, на мечах). С каждым годом этот вид фехтования становится всё более известным благодаря энтузиастам, увлекающимся исторической реконструкцией. Как правило, реконструкторами и любителями данного направления фехтования применяются одно- или двуручные мечи массой от 1200 г до 4-5 кг. Защитой служат разнообразные доспехи: кольчуги, бригантины, латные панцири и т. п. исторические (или стилизованные под конкретную историческую эпоху) средства защиты. Проведение соревнований по данному виду фехтования держится на энтузиазме участников нескольких исторических и общественных движений, не имеет чётких единых правил и находится в стадии становления. Участие в таких соревнованиях является более травмоопасным по сравнению с официальным видами фехтования, так как бои идут в полный контакт.

К фехтованию на тяжёлом клинковом оружии относятся также бугуртные бои (5х5, 21х21) - массовые бои по примеру средневековых турниров, где, кроме одиночных, также проводились и групповые бои. Необычность этого вида спорта состоит в том, что для достижения победы команде необходимо сочетание физической силы спортсменов, воли, ловкости, командной тактики и стратегии и интеллекта каждого спортсмена. Соревнования в данной номинации проводятся по единым правилам по всей России.

Паралимпийское фехтование

Паралимпийское фехтование имеет давнюю историю. Ещё в 1780 году доктор Тиссо (Франция) разработал методику, которую описал в книге под названием «Медицинская хирургическая гимнастика в гигиеническом аспекте. Упражнения с оружием». А в 1895 году француз Селестин Леконт разработал теорию, согласно которой занятия фехтованием обладают большим лечебным эффектом. Он описал пятнадцать болезней, вылеченных с помощью этого вида спорта.

Современная история паралимпийского фехтования, или, как его ещё называют, фехтования в инвалидных колясках (от английского wheelchair fencing) начинается с 50-х годов прошлого века, когда сэром Людвигом Гатманном была предложена идея этой спортивной дисциплины. В те годы прошли и первые официальные соревнования по этому виду спорта.

В 1960 году фехтование было включено в программу первых Паралимпийских игр в Риме. С тех пор среди паралимпийцев регулярно проводятся чемпионаты Европы и мира, разыгрываются Кубки мира. И если в 1960 году в Риме фехтовальщики-паралимпийцы соревновались в трех видах: в личных и командных соревнованиях по сабле среди мужчин и в личных соревнованиях по рапире среди женщин, - то в 2004 году, на Паралимпийских играх в Афинах, они разыграли в общей сложности 15 комплектов наград в категориях «A» и «B» (представители категории «C» в Играх не участвуют). И мужчины, и женщины разыгрывают личное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. Командные соревнования имеют открытый характер - в них могут участвовать как представители категории «А», так и спортсмены, относящиеся к категории «В».

С развитием соответствующей техники менялись и правила соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 метра, при этом коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.

У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов - все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.

Принадлежность к той или иной категории определяется характером заболевания и связанной с ним степенью подвижности спортсмена:

Перед соревнованиями паралимпийцы в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование.

В России паралимпийское фехтование начало развиваться с 2005 года. В феврале на заседании исполкома Федерации фехтования России (ФФР) была создана комиссия ФФР по паралимпийскому фехтованию, которую возглавила Елена Белкина. В сентябре в МГСГИ из числа студентов 1-3 курсов была сформирована группа из 12 человек для занятий паралимпийским фехтованием. Уже в конце месяца эта группа под руководством самой Е. Белкиной и молодого тренера Екатерины Войновой приступила к тренировкам. Параллельно в Уфе была создана секция паралимпийского фехтования из 10 человек, которая работает под началом тренера Фарита Арсланова.

Примечания

См. также

  • Дегаже

Литература

  • Аркадьев В. А. Фехтование. - М.: ФиС, 1959.
  • Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. - СПб., 1996.
  • Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. - М.: ФиС, 1967.
  • Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. - М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
  • Мишенев С. В. История европейского фехтования. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  • Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
  • Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4

Ссылки

Очерки по теории и методике фехтования. М., 1996
Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М., 1969
Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах. М., 1975
Лейтман Л. Физическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Родионов А. Психологическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Белова Е.Д. Фехтование в СССР: Ретроспективный аннотированный указатель литературы (1917-1972). Минск, 1976
Смоляков Ю.Т., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков на шпагах. Минск, 1976
Сайчук Л. Ступени мастерства. М., 1981
Тышлер Д.А. Фехтование на саблях. (Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков). М., 1981
Пономарев А.Н. Общие вопросы спортивного фехтования. М., 1982
Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск, 1983
Тышлер Д.А. Фехтовальные сюжеты. М., 1983
Аркадьев В.А., Любецкая Т.Л. Диалог о поединке. М., 1986
Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. М., 1987
Кинжалы: фехтовальные системы Востока. Минск, 1993
Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993
Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Что должен знать спортсмен о технике и тактике. М., 1995
Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., 1996
Королева А.П. История фехтования. Фехтование в древнем мире и в средние века. М., 1996
Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры. Под ред. Д.Тышлера. М., 1997
Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование на саблях. М., 1998
Тарас А.Е. Техника боевого фехтования. Минск, 1999
Базаревич В. и др. Фехтование. Что должны знать спортсмены и тренеры о судействе и проведении соревнований. М., 2000
Любецкая Т.Л. Братья Аркадьевы. М., 2000
Правила спортивных игр и состязаний: Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2000
Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков. М., 2002
Мишенев С.В. История европейского фехтования. М., 2004
Мовшович А.Д., Тышлер Д.А. Искусство сценического фехтования. М., 2004
Тышлер Д.А. Вашу саблю, маэстро! М., 2004

Найти "ФЕХТОВАНИЕ " на


Этот вид спорта берет свое начало в глубокой древности. В древней Греции и Риме фехтование было обязательным этапом в подготовке воинов. А в средние века оно стало непременным атрибутом рыцарей. На средневековых изображениях, сохранившихся до наших дней, можно увидеть уроки по обучению рыцарей фехтованию и поединки между ними. Тогда не было учебного оружия, и обучение проводилось на боевом.

Уже с пятнадцатого века для этих целей стали использовать рапиру. Когда люди изобрели огнестрельное оружие, такие качества, как сила, отошли на задний план, но ловкость осталась актуальной для воинов. Это качество совершенствовалось с помощью специальных упражнений и в начале пятнадцатого века в Испании появилось фехтовальное искусство. Постепенно, фехтование становилось популярным в других странах Европы: в Италии и Франции.

Во Франции мушкетеры короля были особенно искусными фехтовальщиками. В России фехтование, было признано видом спорта, в конце семнадцатого века при Петре. Его называли «рапирная наука» и оно было обязательной дисциплиной в военных дворянских учебных заведениях.

Начиная с середины восемнадцатого века, фехтование преподавали во всех учебных заведениях России военной направленности. Первый чемпионат России по фехтованию состоялся в 1860 году, но чтобы получить звание чемпиона, следовало два года подряд одержать первенство. В соревнованиях принимали участие, в основном, офицеры и те, кто обучался этой науке в частных школах. Сейчас существуют несколько видов фехтования: спортивное, спортивно-прикладное, сценическое. В прошлом веке, в самом его начале, стали открываться специальные курсы, которые обучали преподавателей фехтования.

А в 1960 году Советский Союз стал одним из лидеров мирового фехтования. Согласно статистическим данным, в конце двадцатого века в России этим видом спорта занимались около восьми тысяч человек. Сейчас проводятся такие соревнования, как: чемпионат Российской Федерации, соревнования на Кубок России, кроме того, первенства среди юных спортсменов. Ежегодно Федерация фехтования России организует три больших турнира международного значения, которые входят в систему Кубка мира ФИЕ. Такие как: «Рапира Санкт-Петербурга» (мужской турнир по рапире); «Сабля Москвы» (мужской турнир по сабле) и Кубок России (женский турнир по рапире).

Оружие для фехтования.

Сабля спортивная.

Иначе говоря, эспадрон. Это оружие применяют для спортивного фехтования. Саблей наносят колющие и рубящие удары. Клинок сабли выполнен из стали, в сечении он имеет форму трапеции. Длина спортивного эспадрона составляет 105 см, а вес – не более 0,5 кг. Клинок у сабли длиной 88 см, шириной – 5 мм. Очень твердый клинок запрещен к применению. Гарда спортивной сабли имеет длину 15 см, ширину – 14 см. А длина рукояти эспадрона – не должна превышать 15 см плюс гайка, составляющая 15 мм.

Шпага спортивная

Спортивная шпага представляет собой клинок, имеющий трехгранное сечение и эфес. Клинок имеет один или три дола, которые делают его более легким, но жесткости он при этом не теряет, то есть не гнется при ударах и уколах. На конце клинка имеется устройство, фиксирующее уколы. Спортивная шпага в длину составляет 110 см, вес ее – 770 гр. Существуют определенные стандарты, регламентирующие размеры шпаг для соревнований: длина клинка – 90 см, прогиб клинка – максимум 10 мм, гарда в диаметре составляет 35 мм.

Рапира спортивная

Спортивная рапира относится к колющему оружию. Ее клинок имеет прямоугольное сечение, к концу он утончается. На конце клинка – элекроконтактное приспособление, которое фиксирует точность укола на соревнованиях. Для рапиры вполне допустимы изгибы при уколах, в отличие от сабли. Гарда рапиры небольших размеров, имеет форму полусферы, диаметром 12 см, глубиной 5,5 см. Требования к размерам спортивной рапиры следующие: вес – около 500гр., длина клинка – 90 см, длина рукояти – 22 см, длина рапиры не должна быть не более 110 см. Спортивная рапира в собранном виде по стандартам имеет длину не более 1,1 метра и вес не более 0,5 кг.

Для детского фехтования существуют «детские рапиры», они имеют небольшой вес и меньшую длину. Кроме того, ее производят из синтетического материала, она имеет утолщенный конец и мягкий наконечник. Длина ее клинка – не более 85 см, гарда и рукоятка вместе – не более 20 см, вес – не более 350 гр.

Правила соревнований по фехтованию.

Какие уколы считаются нанесенными.

В соревнованиях рапиристов засчитываются те уколы, которые достигли поражающей поверхности: полностью туловище спереди и вся спина до пояса. Эти уколы называются нанесенными. Если укол нанесен на руки или ноги, попал на маску, то это не считается нанесенным уколом. Более того, бой после этого прекращается.

В соревнованиях саблистов засчитываются уколы, которые нанесены острием сабли, а также удары клинком. В отличие от рапиристов, у саблистов поражаемой поверхностью являются все части тела, располагаемые над условной горизонтальной линией, если ее провести через условные углы, которые образует тело и бедра спортсменов при боевой стойке. Если удары или уколы при фехтовании на саблях нанесены вне этой поверхности, то они не считаются нанесенными, однако, при этом бой не прекращается.

В соревнованиях шпажистов засчитываются все уколы, в любую часть тела противника, если они нанесены острием шпаги.

Поле боя и костюм для фехтования.

Поле для соревнований по фехтованию должно иметь определенные размеры: по ширине от 1,5 до 2 метров, а по длине 1,4 метра. Перед тем, как вступить в бой, фехтовальщики находятся на расстоянии два метра от середины поля. При пересечении одним из спортсменов во время боя заднюю границу поля, ему фиксируется штрафной укол. Комплект одежды для фехтования состоит из фехтовального костюма, гетр, перчаток и маски.

Фехтовальные бои.

Руководство фехтовальными боями осуществляет судья, в распоряжении которого находится электрофиксатор. Судья решает, нанесен укол или нет, опираясь на правила для каждого вида оружия. Команды фехтовальщикам отдаются на французском языке, который признан официальным в ФИЕ.

У фехтовальщика есть право на атаку противника, если тот не пытается нанести укол. После того, как противник отбил атаку, он получает право на ответный укол. Больше всего на дуэль по правилам похожи соревнования на шпагах. Победителем считается того, кто опередит противника на четверть секунды с нанесением укола. Если уколы нанесли оба фехтовальщика, но пауза между ними меньше четверти секунды, то уколы засчитываются обоим. А вот если бои идут на рапирах и саблях, то судья, прежде чем вынести решение, проводит анализ схватки, в отличие от боев на шпагах, там ориентир идет только на показание электрофиксатора.

Чтобы фиксировать уколы, спортсмены на соревнования надевают токопроводящую куртку. Как уже говорилось выше, рапира и шпага на конце имеют наконечник, из которого идут проводки по желобу клинка к розетке внутри гарды. Перед тем, как начать бой, фехтовальщик соединяет свое оружие к шнуру, находящемуся под курткой. А этот шнур, в свою очередь, соединен, посредством катушки с аппаратом, который считывает уколы. Если укол зафиксирован, на нем загорается индикатор или подается звуковой сигнал. В конце 20 века появились новые аппараты – без катушек.

В соревнованиях на рапирах, нанесенные уколы сигнализируются красной лампой со стороны одного противника и зеленой со стороны другого. Если укол не засчитывается, то загорается белая лампа.

Если соревнования по фехтованию идут на шпагах, то используются лампы только красного и зеленого цвета. То есть судья смотрит, где скорее зажглась лампа. Если это происходит одновременно, то обоим участникам засчитываются уколы. Чтобы уколы, которые случайно попадают в пол, не считывались аппаратом, пол покрывают специальной металлической дорожкой.

Личные соревнования по фехтованию проходят по следующей схеме:

1) тур отборочных групп. В этом туре бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. Победители заносятся в таблицу следующего тура.

2) тур прямого выбывания. В этом туре бой идет до пятнадцати уколов. Общее время боя – девять минут. Бой разделен на три периода по три минуты, между которыми предоставляется отдых одну минуту.

3) финал, в котором остаются от 4-х до 8-ми фехтовальщиков.

Командные соревнования фехтовальщиков проводятся в виде эстафеты. Каждый из спортсменов одной команды выходит на бой с каждым спортсменом другой команды. Проводится всего девять схваток. Каждый бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. А второй бой каждая пара фехтовальщиков начинает со счета предыдущего боя.

Бои ведутся до тех пор, пока один из участников не станет победителем. Если же они показывают одинаковые результаты, то им дается еще одна минута, в течение которой выигрывает тот, кто нанес укол.

Кроме того, читайте на сайте:

день рождения

Мне сегодня 33... С утра плохое настроение и желание стереть в порошок окружающих... Некоторая доля спиртного помогла улучшить состояние... Последние несколько лет такое настроение в день рождения - …

С XIV века, когда началась открытая экспансия турок в Восточную Европу, все большей популярностью у европейцев этого региона стала пользоваться сабля. Она быстро нашла свое место в арсеналах Европы и занимала доминирующее положение на протжении XV-XVII веков в военном деле Сербии, Албании, Хорватии, Молдавии, Украины, России, Венгрии, Польши.

Сабля была действительно универсальным оружием, одинаково пригодным и для конного, и для пешего боя. Изначально клинки сабель делались массивными, чтобы их вес способствовал разрубанию доспехов, а для придания им больших режущих свойств часто на кончиках клинков с тыльной стороны делалось утолщение — «елмань» или «перо», что усиливало инерцию сабли при рубке.

Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов:

  • длинные или венгерские для защиты
  • короткие или обыкновенные

Венгерские удары

Венгерский способ отличался тем, что кончик клинка при оборонительной позиции был направлен к земле, а не вверх. Эта традиция изначально обуславливалась небольшими размерами защитной гарды, оставляющей кисть руки открытой для поражения. Поэтому под рубящие удары противника подставляли клинок, держа руку выше точки соприкосновения оружия, чтобы сабля, соскальзывая вниз, не могла задеть кисть.

Внутренние удары

Для сабельного и шпажного боя старых школ были характерны так называемые «внутренние» удары, идущие снизу в сторону подбородка и горла. Отразить их было чрезвычайно сложно, и часто, чтобы избежать поражения, приходилось спасаться прыжком назад или в сторону.

По мере облегчения вооружения уменьшался и вес сабли. Манипулировать ей стало значительно проще, появилась возможность наносить кистевые удары, особенно характерные для венгерской школы. Эффективны они тем, что для их проведения достаточно простого поворота кисти. Для противника это движение оставалось неуловимым, и такой удар часто достигал цели. Сила его была меньше силы локтевого удара, но серьезно поранить противника им было вполне возможно.

Другие разновидности сабли

В XVIII и XIX веках сабля по-прежнему оставалась на вооружении в кавалерии. В пехоте использовались ее укороченные варианты: полусабли и тесаки, техника боя на которых практически ничем не отличалась от сабельной. Тяжелая и средняя кавалерия — кирасиры и драгуны — были вооружены палашами, манера боя на них имела некоторые отличия от боя на саблях. Разница обуславливалась большим весом палаша, что исключало активное применеине кистевых ударов, а его прямой и более длинный клинок был удобен для нанесеня уколов.

Фектование на лошади

При фехтовании верхом надо было постоянно помнить о том, что во время схватки опасности подвергается не только всадник, но и его конь. Поэтому всадников обучали блокировать удары, направленные на животное, в основном, в область головы и шеи.

Видео: Фехтование на Саблях от Первого Лица