Антоний киево печерский начал свои подвиги с того что. Преподобный Антоний Печерский, основатель Киево-Печерской Лавры (†1073)

На высоком берегу Днепра сияют золотые купола Киево-Печерской Лавры. Почти тысячу лет разносится над водой звон её колоколов, обращая к вечности людские помыслы и наполняя души теплом Божьей Благодати. Эта древняя обитель стала памятником её создателю, имя которого — преподобный Антоний Печерский. В начале XI века привёл его Господь в эти места, благословив на иноческое житие и основание одной из главных твердынь русского православия.

Путь к принятию монашества

О том, где провёл свои ранние годы Антоний Печерский, житие его упоминает лишь очень кратко. Известно, что появился на свет будущий подвижник в 983 году в Любече — небольшом посёлке неподалёку от Чернигова, а при святом крещении был наречён Антипой. Вот, пожалуй, и всё, что известно о его детстве. История не сохранила даже имён родителей, подаривших миру одного из самых ярких столпов православной церкви.

С ранних лет, почувствовав в себе необоримое желание послужить Богу, он отправился пешком в далёкую Палестину, чтобы своими глазами увидеть места, где прошли годы земного служения Иисуса Христа. Исполнив это своё намерение, на обратном пути Антипа побывал ещё в одном духовном центре христианства — на святом Афоне. Здесь он не только вознёс молитвы перед чудотворными образами, хранившимися в древних храмах, но и, по благословению принял с именем Антоний.

Возвращение на родину

Житие Антония Печерского во дни святого князя Владимира - Крестителя Руси - проходило главным образом среди афонских монахов. В течение нескольких лет пожил он в стенах обители, укрепляясь в вере и постигая Божественное учение под руководством мудрых наставников. Но Господу было угодно, чтобы, преуспев в науках, вернулся Антоний на родину, принеся на днепровские берега свет Христовой истины. Эту Свою волю изъявил Он игумену Афонского монастыря, а тот, благословив инока, отправил его в обратный путь в пределы новопосвящённых русских земель, для насаждения и там монашества. Так закончил период своих странствий святой Антоний Печерский.

Житие его повествует о том, как в 1028 году, вернувшись в Киев, для подвигов аскетической жизни он избирает пещеру, выкопанную на Берестовой горе пресвитером Илларионом, будущим Киевским митрополитом. На берегах Днепра в те годы уже было несколько монастырей, построенных греками, но жизнь ни в одном из них не отвечала тем высоким духовным требованиям, которые предъявляла душа Антония. Уединившись в пещере, он предавался посту и молитвам, довольствуясь через день лишь чёрствым хлебом и глотком воды.

На Руси издревле почитались подвижники, отрешившиеся от земных благ ради служения Богу, поэтому слава об аскетической жизни отшельника, подвязавшегося на Берестовой горе, быстро облетела не только Киев, но и многие другие города. Сотни людей, стремящихся получить наставление, благословение, или мудрый совет в тяжёлой жизненной ситуации, стали приходить к его пещере, и никому не отказывал преподобный Антоний Печерский.

Приход многочисленной братии

Вскоре появились и те, кто желал поселиться с ним и вместе исполнять подвиг монашеского служения. Первым с такой просьбой обратился иерей по имени Никон. Вслед за ним пришёл из Курска будущий святой сподвижник Антония — преподобный Феодосий. Он также с юных лет возгорелся любовью ко Господу и увидел своё предназначение в служении Ему всей своей жизнью.

Антоний и Феодосий Печерские, а с ними и иерей Никон, стали первыми насельниками будущей обители. Именно с них началась знаменитая на весь мир Лавра. Житие преподобного Антония Печерского рассказывает, что когда к ним присоединилось ещё около десятка последователей, то он покинул уже обжитую пещеру и, удалившись на соседнюю гору, выкопал новую, где и поселился в уединении. Но повторилось всё, что было прежде — возле него вновь стали селиться иноки. Так было положено начало Ближним и Дальним пещерам Лавры, которые можно увидеть и в наши дни.

Слава о великом подвижнике

Оставшийся на прежнем месте преподобный Феодосий вскоре был избран настоятелем обители, жизнь в которой он организовал в соответствии с уставом цареградского Студийского монастыря. Это были строгие правила, предусматривавшие общность всего имущества, и жизнь, проводимую в непрестанных молитвах и трудах. Каждый инок нёс послушание, назначенное ему игуменом, решавшим, что именно ему по силам. Непременным условием жизни в монастыре были ежедневные исповеди, на которых насельники открывали свои души и поверяли наставнику самые сокровенные мысли.

Когда к власти в Киеве пришёл князь Изяслав — внук крестителя Руси святого князя Владимира, слава преподобного Антония уже разнеслась по всей земле русской. Ещё более укрепилась она, когда Изяслав со всей своей дружиной пришёл к пещерам просить у него благословения себе и своему воинству. Житие преподобных Антония и Феодосия Печерских сообщает о том, что после этого значительно увеличилось число желающих принять монашество. Большинство этих христолюбцев было пострижено на Берестовой горе и стало достойным продолжением начатого ими дела.

Конфликт с князем Изяславом

Но не только радость духовного общения несли инокам приходящие к ним миряне. Были результатом их приходов и скорби, неотъемлемые от нашей земной жизни. Краткое житие Антония Печерского приводит такой печальный пример. Однажды явились к нему двое киевлян — сын знатного боярина по имени Варлаам и княжий евнух Ефрем. Оба они пожелали стать иноками и вскоре были пострижены. Однако такое богоугодное дело имело самые неожиданные и прискорбные последствия для всей братии.

Когда отец Варлаама узнал о пострижении сына, то, не испытывая ни малейшего сочувствия к его поступку, явился к пещерам со своей многочисленной челядью. Растолкав братию самым неподобающим образом, он силой увёз домой отрока, посмевшего предпринять столь важный в жизни шаг без его, отцовского благословения. Антоний и с горечью переживали случившееся. Но какова была их скорбь, когда сам великий князь Изяслав исполнился гневом, узнав о пострижении своего любимого евнуха!

Вынужденный уход из пещер

Киевский властитель в пылу гнева угрожал схватить и заточить в темницу преподобных иноков, если те не убедят Варлаама и Ефрема отречься от своего монашества и продолжить прежнюю мирскую жизнь. Изяслав грозился также разогнать всю братию монастыря, а сами пещеры зарыть. Нет сомнения, что на столь яростный гнев князь был побуждаем самим «врагом рода человеческого».

Антоний Печерский, житие свое строивший исключительно на исполнении Божьих заповедей и не преклонявший главы перед земными владыками, вынужден был покинуть пещеры и вместе с преподобным Феодосием и всей братией отправиться на поиски нового места для житья. Только заступничество княжны послужило смягчению сердца владыки и дало возможность монахам вернуться на прежнее место.

Постройка первого здания будущей Лавры

Однако преподобный не держал в своём сердце зла на тех, кто причинил ему страдания. Видя в том лишь происки лукавого, он ещё шире открывал своё сердце для всех чад Божиих. И Господь не оставил его. Вскоре собрались в пещерах все, кто покинул их, ища спасение от княжеского гнева. Возобновилась прерванная столь досадным обстоятельством благочестивая монашеская жизнь.

Когда численность братии изрядно увеличилась, то на горе была построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы — первое здание будущей Лавры. В этот период появляются свидетельства о чудотворениях, которые совершал Антоний Печерский. Житие святого наполнено примерами того, как он исцелял приходивших к нему недужных и предсказывал многие события будущего, скрытые от взоров простых людей. Этот дар Божий ставит его в один ряд с великими святыми, подвязавшимися некогда в знойных пустынях Египта. Каждый, кто внимательно прочитает житие преподобного Антония Печерского, без сомнения, согласится с этим утверждением.

Уход в Чернигов

Прошли годы, и вновь попустил Господь проникнуть скорбям в чистое сердце Антония. Снова лукавый избрал своим орудием киевского князя Изяслава. На этот раз он помрачил его разум клеветой, состоящей в том, что якобы Антоний был душевно расположен к его врагу Всеславу Борисовичу — полоцкому князю из рода Рюриковичей, и поддерживал его, когда тот устроил смуту в Киеве. Это обвинение носило политический характер и могло иметь самые тяжёлые последствия.

Помощь неожиданно пришла из Чернигова, где правил в те годы родной брат Изяслава — князь Святослав. Узнав о случившемся, он тайно вывез Антония в свои владения, где тот смог в безопасности продолжить монашеское служение. Для уединённой затворнической жизни им была вырыта пещера в Болдиных горах, также положившая начало созданному там впоследствии монастырю святой Богородицы, о чём сообщает нам житие преподобного Антония Печерского, краткое содержание которого легло в основу данной статьи.

Итог святой жизни

В последние годы своей жизни святой подвижник, за недостатком сил, устранился от управления созданной им обители. Все своё время он посвящал теперь молитве и подготовке к тому великому моменту, когда ему будет суждено предстать перед престолом Всевышнего. Свой земной путь он окончил 7 мая 1073 года. Его мощи по сей день не обретены и, по церковному выражению, «остаются под спудом».

Киево-Печерская Лавра, ставшая главным делом его жизни, явилась образцом для других монастырей, построенных на православной Руси. Она дала миру многих выдающихся деятелей церкви, среди которых были вошедшие в историю архиепископы, проповедники и писатели. Для них и для всех, в чьих сердцах жила Христова истина, учебником служения Богу всегда было многократно изданное житие Антония Печерского. Краткое содержание его лишь в малой степени может дать представление обо всём многообразии свершённых им духовных подвигов.

Святой Антоний принес на Русь Афонскую монашескую традицию, насадил и укоренил ее: его усердием Киевские Печеры стали духовной частицей Афона, оказывая не менее благотворное влияние на русскую жизнь, чем славные обители Византии.

Духовное странничество

Основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский был настолько смиренным человеком и, видимо, так сильно не желал мирской славы, что сведения о его жизни, дошедшие до нас, весьма фрагментарны, и даже ранних житий его не сохранилось. А ведь были и греческие, и русские тексты. Его светское имя - Антипа - упоминается только в одном из списков Повести временных лет - в составе «Летописца Переяславля Суздальского». Все источники сходятся на том, что родился он в городке Любече недалеко от Чернигова в 983 году. Русь будет крещена только через пять лет после появления на свет будущего светильника веры. Где и когда он принял святое Крещение, неизвестно. Но только уже в ранней юности он от кого-то услышал о монашестве. Скорее всего, от кого-то из паломников или купцов. Чистая душа загорелась Божественным пламенем, он нашел или выкопал пещеру и стал там подвизаться, как мог. И, видимо, мечтал увидеть своими глазами заморских иноков на местах славных подвигов. Поэтому, как только возникла возможность, юноша отправился в путешествие. Разумеется, в Константинополь. Потому что самые невероятные вещи рассказывали именно об этом городе. Но по пути в Константинополь он, конечно же, видел и другие земли, города, в том числе греческие, и побывал в разных обителях.

«Это был период, когда влечение к монашеству на Востоке достигло вершины своего предела, когда Византийская империя представляла собой сплошной монастырь. Наблюдалось стихийное стремление к монашеству. Этому покровительствовали императоры, в особенности монахолюбивая македонская династия. Постригались сами императоры (так в ХI веке приняли монашество семь из пятнадцати византийских царей). Постригались члены их дома, вельможи, иерархи. К монашеству стремились все классы, часто постригались целые семьи. Профессор архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует, что «можно говорить о целых династиях святых и семьях преподобных». Всякий, кто имел возможность, считал чуть не главной своей обязанностью создать новый монастырь. Вместе с тем, это была счастливая пора старчества и развития умного делания, тесно с ним связанного. Это была пора Симеона Благоговейного и Симеона Нового Богослова и многих других святых, как и они, современников преподобного Антония Печерского».

Конечно, и в Константинополе, и в других местах юный путешественник много слышал о Святой горе Афон.

Афонский инок

«На Афоне еще были теплы предания о преподобном Афанасии Афонском, незадолго до этого преставившегося (+1000 г). Здесь, на Афоне, можно было наблюдать все внешние виды монашеского подвига - житие киновиальное и отшельническое. Что касается внутреннего состояния современного Антонию монашества, значение его было очень велико, ибо оно служило коррективом, исправлявшим все частные и общие недостатки своей эпохи. Профессор И. Соколов, отмечая значение византийского монашества, говорит, что жизнью своей они являли пример того, как должен жить христианин, чтобы достигнуть Царства Небесного. Кроме того, к ним обращались все слои общества за наставлениями. Затем монахи выступали как безбоязненные обличители неправды.

Другое дело иноков - стояние за догматы, каноны и церковные постановления, соблюдение которых они считали обязательными для всех, как для царей, так и для простолюдинов. Далее следует миссионерская деятельность. Еще одна заслуга монашества - это учреждение всевозможных школ, начиная от народных вплоть до Богословских академий. Что же касается благотворения, то виды этой деятельности неисчислимы: здесь и приюты для сирот, и богадельни, и странноприимницы и больницы.

Но главным делом монашествующих было молитвенное заступничество, благодаря которому приходило спасение не только в частных, но и в государственных бедствиях. Безчисленны случаи исцелений больных, укреплявшие веру. Таков был дух монашества», который застал Антипа из Любеча на Афоне. Он обошел все монастыри Святой Горы и остановился в одном из них. По одним преданиям, это была Лавра св. Афанасия, по другим Ксилургу. В Эсфигмене до сих пор показывают пещеру над морем, где подвизался наш святой. В этом же монастыре позднее была составлена и служба преподобному Антонию. Местные источники рассказывают, что «юноша умолял игумена возложить на него ангельский образ. Прозирая в нем духовным оком избранный сосуд благодати, игумен Феоктист не отказал ему в просьбе и постриг с именем Антоний, наставив в заветах совершенного иночества. Новопостриженный инок во всем благоугождал Богу, подвизаясь на пути добродетели; но особенно преподобный Антоний преуспевал в покорности и послушании, так что все радовались, глядя на его жизнь. Преподобный Антоний пробыл на Святой Горе, на месте своего пострижения, немалое время, достигая больших степеней совершенства, и уже сам стал наставником, когда игумен получил внушение от Бога отпустить преподобного на Родину. Призвав его к себе, игумен сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю, пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой Горы!»

Приняв это благословение, словно исходящее из уст Божиих, преподобный Антоний отправился в землю Русскую и прибыл в город Киев".

Берестовский отшельник

Возможно, прибыв в Киев, афонский инок несколько недоумевал, размышляя над благословением Господним, поскольку монастыри, которые он там видел, были весьма далеки от обителей Афона. Тогда он решил вернуться к своему святогорскому образу жизни и около 1012-1013 года поселился возле села Берестовец в так называемых варяжских пещерах. Когда-то это место было притоном северных разбойников, промышлявших на Днепре. Гора была почти не посещаемой и, наверное, среди местных жителей имела плохую репутацию. Но для безмолвия это было идеально. И преподобный поселился в этом месте. Однако подвизался он там недолго. После кончины святого князя Владимира начались междоусобные разборки с кровопролитиями среди его сыновей, эти треволнения, видимо, погнали жителей в безлюдные места, и святой Антоний, спасая свое уединение, вернулся на Афон. Но через несколько лет князь Ярослав Мудрый, победив зачинщика междоусобицы Святополка Окаянного, стал княжить в Киеве. «И опять игумену Эсфигмена было откровение от Бога. «Пошли, - сказал Господь, - Антония снова в землю Русскую, ибо он Мне нужен там». Игумен, призвав преподобного, открыл ему: «Антоний! По воле Божией иди опять в землю Русскую, и пусть будет с тобой благословение Святой Горы!» Вместе с этим игумен предсказал преподобному, что в земле Русской он явится отцом многих черноризцев; затем, благословив Антония, игумен отпустил его с напутствием: «Иди с миром!»

С этим благословением преподобный Антоний опять пришел в Киев в 30-х годах ХI века. Он сразу решил вернуться в Берестовец, и невдалеке от своей пещеры нашел еще одну, которая ему очень понравилась. «Помолившись Богу со слезами, он сказал: «Господи! Да будет на сем месте благословение святой Афонской горы и молитва моего отца, меня постригавшего; утверди, Боже, мое вселение здесь!»

И здесь он водворился, продолжая афонский подвиг строгой жизни, вкушая только хлеб и воду, а иногда ничего не ел всю неделю; во бдении же пребывал день и ночь, и руками своими прилежно копал землю, распространяя пещеру". Потом выяснилось, что пещеру эту выкопал местный пресвитер Иларион, который любил уединяться в этом месте. Разумеется, вскоре к Антонию стали проситься любители иноческой жизни.

Создание отшельнической общины

Авторы житий преподобного Антония несколько расходятся в сведениях о том, в каком порядке приходили к святому первые послушники. По одной версии, первоначально появился преподобный Никон, затем Феодосий, а по другой, сначала - преподобный Моисей Угрин, а после него уже упомянутый пресвитер Иларион, будущий митрополит Киевский. В принципе, это не так уж важно. Главное - дух, который воцарился в этой нарождающейся обители. Вот как пишет об этом преподобный Нестор-летописец: «Нечто дивное, умилительное, радостное представляла из себя братия святой Печерской обители. Все они между собой пребывали в любви. Если кто-либо впадал в искушение, его утешали с кротостью (св. Феодосий плакал, когда наставлял), с любовью принимали на себя его грех и вместе несли епитимию"; "сокрушались о всяком, кто имел намерение оставить обитель из-за каких-нибудь тяжелых, по его вине возникших неприятностей; ухаживали за ним, как мать ухаживает за ребенком, стараясь, чтобы он забыл свою вину, и, если уходил, посылали неоднократно, прося с любовью возвратиться. Все шли к игумену, кланялись и умоляли игумена. и была великая радость, когда приходил обратно".

Конечно, подобное устроение пришлось дьяволу не по вкусу. И, поскольку изнутри тогда это братство было подорвать сложно, он постарался сделать это извне. Когда умер святой благоверный князь Ярослав Мудрый, киевский престол занял его сын Изяслав. Он вместе с дружиной пришел к преподобному Антонию, прося у него наставлений и молитв. С тех пор берестовская общинка стала приобретать известность. И на этой волне в братство попросились евнух князя Ефрем и сын боярина Иоанна Варлаам. Святой Антоний принял обоих. Когда боярин и князь узнали об этом, то князь повелел схватить святого Никона, который постригал новых братьев, а прочим грозил разгоном и тюрьмой. Антоний решил оставить пещеры и уйти с братией в другое место. Спасла их княгиня, которая вспомнила, как ее отец выгнал иноков из польской земли и кончилось это для него плохо. Она упросила князя вернуть их обратно. Князь отправил гонцов, монахи вернулись, и все пошло по-прежнему.

Когда около преподобного Антония собралось около12 человек, решили выкопать большую пещеру, чтобы устроить там церковь и новые кельи. После этого святой Антоний, поставил братии игуменом Варлаама, а сам удалился в затвор в келии той же пещеры, избегая всякой молвы. Потом для большего уединения переселился на другой, соседний, холм, ближе к нынешней великой лавре, и там начал копать себе другую пещеру, а игумен Варлаам с братией по его благословению остались в прежней. Если кто-то из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием; так стал образовываться монастырь Ближних, или Антониевых, пещер. Живя уединенно в пещере, подвижник продолжал руководить братией и не только молился о них, но и ухаживал за больными, причем результатом его ухода всегда было исцеление. Преподобный Антоний подавал больным вместо благословения траву, которой питался, и к ним возвращалось здоровье. Продолжателем этого способа лечения стал впоследствии Агапит Печерский, врач-бессребреник.

Монастырь же на старом месте постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал. Тогда пришли игумен и братия к преподобному и просили благословения поставить небольшую церковь на холме вне пещеры, и святой Антоний благословил их.

Потом князь Изяслав решил построить новый монастырь и просил преподобного Варлаама быть там игуменом. Отказывать князю не стали, а вместо Варлаама братия избрала преподобного Феодосия.

Печерский монастырь

Вскоре число братий увеличилось до ста человек, и довольно остро стал вопрос об устроении большей обители. Для этого обратились к князю Изяславу, и он подарил инокам гору, на которой и создали новый монастырь. Иноки переселились из пещер на поверхность, хотя именно в это время монастырь и стал называться Печерским, поскольку прежде они жили в пещерах. «После этого решил преподобный Феодосий оградить монастырь оградой мысленной, то есть уставом, определяющим жизнь иночествующих не только в затворе, но и в монастыре. Он начал искать подходящий монастырский устав. И в данном случае ему помогали молитва и благословение преподобного Антония; нашелся один инок Студийского монастыря, по имени Михаил, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. К нему-то и обратился преподобный игумен об уставе отцов Студийских: как поются у них песнопения, что и когда читают, как держать поклоны, спрашивал о стоянии в церкви и сидении на трапезе, о роде пищи и днях поста. Подробно узнав обо всем от Михаила, преподобный Феодосий установил все это и в своем монастыре. А от Печерского монастыря Студийский устав переняли и все другие русские монастыри». Это был первый общежитийный устав на русской земле. Есть также сведения о том, что устав переписывал для преподобного Феодосия уже упоминавшийся инок Ефрем, будущий святитель Переяславский.

Печерский монастырь стал играть очень важную роль в жизни Киевской Руси. Петр Иванов пишет об этом так:«Чистота веры, которую творили печерские праведники, была любовь. Торжество этой великой истины Христовой мы созерцаем, прежде всего, в житии самой братии. А затем и в Киеве и во всей Русской земле, которую озаряли и преображали лучи Печерского солнца. Невозможно понять древний Киев, не выяснив глубокой связи между ним и жизнью монастыря. Характер князей (но, разумеется, не одних князей) после Ярослава Мудрого (умер в 1054 г.) в течение около ста лет складывался под влиянием святости в Печерах. Люди не только настраивались благочестиво, но испытывали скорбь от своего уклонения от правды Христовой. И это вело их к великому покаянию. Менялись пути истории, и, вместо жалкой судьбы, жители Русской земли стяжали себе путь Господень".

Когда в 1068 году к преподобному пришли князья Ярославичи за благословением на битву с половцами, святой Антоний предсказал им поражение, что и произошло на реке Альте. Князья бежали, а в Киеве произошло восстание, из-за которого князю Изяславу пришлось покинуть столицу, и в ней стал княжить полоцкий князь Всеслав Брячиславич. В мае 1069 г. Изяслав вернулся на Киевский престол и почему-то разгневался на преподобного «за Всеслава». Ведь печерский отшельник всех принимал с любовью - и друзей, и врагов. (По версии патерикового жития это произошло потому, что святой в то время ухаживал за больным Исаакием, а дьявол не хотел, чтобы тот выздоровел). Отгнева князя в1069 году подвижник вынужден был укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича. Там он поселился на горе Болдыне и вскоре к нему потихоньку начала стекаться братия. Так возник Болдинский пещерный монастырь. Преподобный вернулся в Киев, очевидно, только после марта 1073 года, когда там стал княжить Святослав.

Последним делом святого Антония было чудесное построение храма Успенья Пресвятой Богородицы. Здесь начались сплошные чудеса. Житие повествует об этом так:«Преподобный Антоний совещался с преподобным игуменом Феодосием, молясь в то же время с усердием Небесному Зодчему о благословении на строительство. Когда преподобный Антоний подвизался в такой молитве, произошло дивное чудо: не отлучаясь от Печерского монастыря, как некогда святитель Николай от Мир, он вместе со своим другом преподобным Феодосием явился в Константинополь, представ перед этим Царице Небесной, Пресвятой Богородице. Получив от Нее золото, он дал его в Константинополе мастерам-каменщикам, чтобы они по повелению Царицы Небесной шли в землю Русскую для построения Печерской церкви. Мастеровые пришли из Греции и возвестили об этом чуде. Когда каменщики-строители начали спрашивать преподобного о месте, на котором он желает воздвигнуть храм, то он три дня молился, чтобы Господь Сам указал место, достойное для жилища Царицы Небесной. Когда собрались для избрания такого места, то, по внушению Божию, приехал князь Святослав и подарил под церковь принадлежавшее ему поле, примыкавшее к пещере. Но этого мало. Сам Царь славы, Господь Иисус Христос, явился преподобному Антонию, когда он стоял на молитве первую ночь. «Антоний! - сказал Господь. - Ты обрел благодать предо Мною». Услышав это, преподобный испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте - суша; в другую же ночь он испросил у Господа везде сушу, а на место, угодное Ему для храма, - росу. На третий день преподобный отец благословил это место и велел размерить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя и полученным от варяга Шимона, - в тридцать поясов в длину и двадцать в ширину, как повелено было Шимону свыше. При этом, по молитве святого Антония, с неба сошел огонь, который не только сжег деревья, но самую землю ископал. Так чудесно было приготовлено место, где теперь сияет святая чудотворная, небеси подобная Печерская церковь".

После этого святой Антоний стал готовиться к смерти. Он попрощался с братией, благословив всех и испросив у Господа преуспеяния для своей обители, и мирно преставился в 1073 году.

Об официальной канонизации преподобного ничего не известно, его почитание началось еще при жизни и продолжалось после кончины. Уже в ХI веке ему была составлена служба и написано житие. «В Повести временных лет (10-е годы XII в.) в составе «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» (под 1051 годом), а также в Киево-Печерском Патерике (30-е годы XIII века) сохранились существенные следы жития святого Антония (Патерик содержит прямые ссылки на житие) или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее первых подвижниках, созданной в последней четверти XI века, но впоследствии (между серединой XIII и серединой XVI века) утраченной (названное житие не следует смешивать с житием подвижника, которое вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова, следы жития преподобного Антония содержались в Начальном своде, созданном в Печерском монастыре в 90-х годах XI века, откуда и были заимствованы в Повесть временных лет.

Использованная литература:

1. Киево-Печерский Патерик, Киев «Лыбидь», 1991г

2. Афонский патерик, М., Афонское подворье, 1994 г.

3. Петр Иванов «Тайна святых» М., Паломник, 1993 г

4. И. М. Концевич «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси» Издательский совет Московского Патриархата 1993 год

5. Житие преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской Лавры и первоначальника иноков российских.

http://www.saints.ru/a/antoniy_pechersk.htm

6. Православная энциклопедия, том 2

Преподобный Антоний родился в городе Любече .
С юных лет проникнутый страхом Божиим, он желал облечься в иноческий образ.
Когда человеколюбивый Бог вложил ему в сердце намерение идти в Греческую страну и там постричься, Антоний тотчас же привел его в исполнение, путешествуя по примеру Господа, странствовавшего и трудившегося ради нашего спасения. Достигнув Царьграда , преподобный Антоний отсюда направился во святую гору Афонскую ; обходя ее монастыри, он удивлялся жизни в них святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, подражая в подвигах бесплотным ангелам.

И сильнее прежнего возгорелась в сердце Антония любовь ко Христу. Желая уподобиться по жизни помянутым отцам, он пошел в одну из обителей Афона и умолял игумена возложить на него ангельский образ иноческого чина. Прозирая в будущую подвижническую жизнь преподобного, игумен не отказал ему в просьбе и постриг его , наставив в заветах совершенного иночества. Новопостриженный инок во всем благоугождал Богу, подвизаясь на пути добродетели; но особенно преподобный Антоний преуспевал в покорности и послушании, так что все радовались, глядя на его жизнь. Преподобный Антоний пробыл на святой горе, на месте своего пострижения, уже не малое время, являясь наставником ко спасению для многих и сам достигая больших степеней совершенства, когда игумен получил внушение от Бога отпустить преподобного в русскую землю. Призвав его к себе, игумен сказал:

Антоний! Иди обратно в русскую землю, - пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение святой горы!

Приняв это благословение, как за исходящее из уст Божиих, преподобный Антоний отправился в землю русскую. Придя в город Киев , он раздумывал, - где бы ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые начали основываться иноками-греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси; впрочем, эти обители не содержали чина и устава совершенного общежития. По смотрению Божию, ни одна из обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства. Поэтому он начал ходить по окрестностям Киева, - по лесам и горам, и так достиг даже Берестова. Найдя здесь пещеру, когда-то вырытую варягами , преподобный Антоний, сотворив молитву, поселился в ней, проводя жизнь в великом воздержании.

По преставлении благоверного князя Владимира власть захватил безбожный и окаянный Святополк , севший на великокняжеском престоле в Киеве. Желая истребить с лица земли своих братьев , он убил Бориса и Глеба, принявших, таким образом, мученическую кончину . Видя такое кровопролитие, преподобный Антоний снова удалился на святую гору.

Но вот благоверный князь Ярослав, победив Святополка, сел в Киеве . Ярослав любил Берестово с его церковью во имя святых Апостолов; при ней был пресвитер, именем Иларион, муж благочестивый, великий постник и сведущий в божественном Писании. (Спустя много лет, Ярослав, любивший окружать себя духовным чином , по изволению Божию и согласию собранных им епископов, избрал Илариона митрополитом, в которого он и был поставлен в Киевском храме святой Софии ). Пресвитер Иларион удалялся временами из Берестова на Днепр, на холм, покрытый вековым лесом, где ныне находятся дальние или Феодосиевы пещеры монастыря; в этом холме Иларион ископал себе пещеру сажени в две, где и молился в тайне Богу, воспевая псалмы и творя поклоны.

Преподобный же Антоний в это время находился на святой горе, в монастыре своего пострижения, и опять игумену было откровение от Бога:
- Пошли, - сказал Господь, - Антония снова в землю русскую, ибо он Мне нужен там.
Игумен, призвав преподобного, открыл ему:- Антоний! По воле Божией иди опять в землю русскую и да будет с тобою благословение святой горы!
Вместе с этим игумен предсказал преподобному, что в земле русской он явится отцом многих черноризцев; благословив, затем, Антония, игумен отпустил его с напутствием:
- Иди с миром!

С этим благословением преподобный Антоний опять пришел в Киев. Взойдя на холм, где Иларион ископал помянутую небольшую пещеру, преподобный Антоний возлюбил это место. Помолившись Богу со слезами. он сказал:

Господи! Да будет на сем месте благословение святой Афонской горы и - молитва моего отца, меня постригшего; утверди, Боже, мое вселение здесь!

После этого он избрал пещеру местом своего обитания. И жил здесь преподобный в непрестанной молитве, вкушая сухой хлеб и удовлетворяя жажду умеренным количество воды, да и то через день, иногда же через два; а иногда он не вкушал ничего всю неделю, пребывая день и ночь в молитвенном бдении и усердно руками своими копая большую пещеру.

Узнав о поселении преподобного в пещере, некоторые христолюбцы приходили к нему сюда, принося потребное для поддержания тела и испрашивая себе благословения; находились и такие пришельцы, которые выражали желание жить с преподобным; из числа последних был и блаженный Никон .

Блаженный игумен Варлаам и братия, приняв благословение преподобного Антония, остались на жительство в прежней пещере. Когда же число братии возросло настолько, что пещера не могла вместить всех во время соборного моления, то задумали поставить малый храм вне пещеры. Игумен и братия пришли к преподобному Антонию в его новую пещеру и сказали ему:

Отче! братия умножаются, и мы уже не можем помещаться во время соборной молитвы в пещере: повелением Господним и Пресвятой Богородицы, а также твоею святою молитвой благослови, поэтому, поставить малую церковь вне пещеры.

Преподобный дал свое благословение. Они же, поклонившись ему до земли, удалились и начали постройку над пещерою малого храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.

После совершения малой надпещерной церкви, князь Изяслав, во святом крещении Димитрий, создал каменный храм в честь святого, христианское имя которого носил, то есть в честь великомученика Димитрия, при храме он устроил монастырь. На игуменство для этого монастыря князь Изяслав взял блаженного Варлаама - игумена братии, живущей в пещере: надеясь на богатство, он хотел свой монастырь возвысить пред монастырем печерским. Но хотя и существуют многие монастыри, поставленные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые поставляются молитвами святых, слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими слезами возрастил обитель, несравнимую с другими. Впрочем, блаженный Варлаам был взят в монастырь святого великомученика Димитрия еще в то время, когда Печерский монастырь только что устроялся. По удалении игумена и после общего совещания, братия, находившиеся в пещере, решили идти к преподобному Антонию.

Отче, - сказали ему иноки, - поставь нам игумена.
- Кого же вы хотите? - спросил преподобный.
- Кого хочет Бог, Пресвятая Богородица и ты, честный отче, - отвечали пришедшие.
- Тот из вас, - решил преподобный Антоний, - который отличается послушанием, кротостью и смирением, пусть и будет вам игуменом .

Тогда братия начали просить преподобного Антония, чтобы он благословил на игуменство преподобного Феодосия, как единонравного ему и во всех благих делах искусного; и благословил его преподобный Антоний на игуменство. Братия же вся, в числе двенадцати человек, поклонились преподобному Антонию до лица земли, радуясь, что получили такого наставника.

Сделавшись игуменом, преподобный Феодосий с усиленным тщанием начал заботиться об обители, присоединяя к этим заботам великое пощение и слезные молитвы; великое содействие оказывали ему молитвы и благословение начальника его, преподобного отца нашего Антония, наедине безмолвствующего. И Господь начал умножать черноризцев, так что вскоре под водительством преподобного Феодосия оказалось до ста человек. Преподобный Феодосий, видя такое умножение братии, пришел, после совета с нею, к намерению поставить монастырь. И снова все пошли к преподобному Антонию и сказали ему:
- Отче! братия всё более и более возрастают в числе, - мы хотим поставить монастырь.

Преподобный Антоний сильно обрадовался.
- Благословен Бог, - воскликнул он, - за всё! молитва же Пресвятой Богородицы и отцов святой горы да будет с вами и да содействует вам.

Затем он послал одного из братии сказать князю Изяславу:
- Князь христолюбивый! Бог умножает братию, а место, где мы поселились, тесно: просим тебя, - благоволи отдать нам гору, которая над пещерою.

Князь Изяслав чрезвычайно обрадовался, услышав это; он послал боярина своего, чтобы он отдал инокам во владение гору над пещерою. Преподобный Феодосий и братия заложили на ней большую деревянную церковь и, отстроив ее, украсили иконами; они поставили также келлии, а самый монастырь оградили столбами, и переселились сюда из пещеры. С этого времени монастырь, зачавшийся от благословения святой горы, стал именоваться Печерским, ибо черноризцы жили прежде в пещере .

После этого преподобный игумен Феодосий решил утвердить свой монастырь и мысленным ограждением, то есть уставом, определяющим жизнь иночествующих не в затворе, но в монастыре: он начал искать подходящий для указанной цели монастырский устав. И в данном случае ему поспешествовали молитва и благословение преподобного отца нашего Антония: по его именно благословению и молитве Господь устроил так, что как раз в это время нашелся одни честный инок Студийского монастыря, по имени Михал, пришедший из Греции с митрополитом Георгием . У него был устав Студийской обители . Списав этот устав, конечно, в переводе с греческого, преподобный Феодосий, решив его ввести в своей обители, уставил весь «ряд церковный» - как совершать богослужебное пение и чтение, и поклоны за ними; как стоять в церкви и проводить время за трапезой; что вкушать за нею и в какие именно дни. От Печерского монастыря Студийский устав переняли и все другие монастыри; благодаря этому, Печерская обитель имеет преимущество первенства и чести пред всеми другими русскими монастырями.

Во дни игуменства преподобного Феодосия, направлявшего посредством нового устава и с помощью молитв и благословения преподобного отца нашего Антония жизнь Печерской обители по пути добродетели, пришел в обитель, будучи семнадцатилетним юношей, и преподобный отец наш Нестор, списатель жития преподобного Феодосия и других: преподобный Феодосий, принимавший с любовью приходящих к нему, охотно принял и его, по совету и благословению преподобного Антония. Допытываясь, почему именно обитель именуется Печерскою, Нестор вкратце, ради назидания верующих, в летописании своем сообщил о подвигах первоначальника монастыря, преподобного Антония .

Но скажем нечто о чудесах, хотя и не всех, а также - о честной кончине святого Антония, заимствовав сведения у блаженного епископа Симона и близкого к нему инока печерского Поликарпа и оставив пока свидетельства летописца о самых подвигах и напастях, перенесенных преподобным.

Преподобный отец наш Антоний, уединившийся в другую пещеру, видя умножение и благочиние избранного стада, воссылал благодарение Богу, преуспевая и сам в добродетели от силы в силу. За это и Господь прославил его, - имя преподобного Антония просияло в земле русской различными чудесами и особенно даром исцеления и пророчества.

Дар чудотворных исцелений преподобный Антоний обнаруживал в таком виде. Старец сам служил болящим и исцелял их своею молитвою; но, прикрывая смирением эти исцеления по го молитве, он с благословением давал больных в качестве лекарства зелень, которою питался; недужные, вкусив ее, делались здоровыми, какою бы болезнью ни были одержимы. Впоследствии блаженный Агапит явился подражателем преподобному Антонию, врачуя болезни таким же образом .

О даре же предведения святого Антония, кроме других примеров, свидетельствуют еще следующее.

Три князя Ярославича, - Изяслав, князь киевский, Святослав черниговский, Всеволод переяславский, отправляясь на войну с половцами , пришли к преподобному Антонию, прося благословения. Он же, провидев гнев Божий, имеющий их постигнуть, сказал им:

За ваши грехи вы будете побеждены варварами и обращены в бегство, причем многие из ваших воинов утонут в реке, другие будут взяты в плен, а остальные падут от меча.

Что и сбылось после битвы на реке Альте , когда князья, едва сохранив жизнь, бежали: Изяслав и Всеволод в Киев, Святослав же в Чернигов; половцы же рассеялись по юго-восточным окраинам русской земли, пленяя и губя ее жителей.

Вместе с этим пророчеством князьям преподобный Антоний предсказал Шимону, сыну князя варяжского Африкана, что Шимон, по благодати Божией, в помянутой битве не только избегнет смерти, находясь уже среди трупов, но, спустя много лет, первым будет положен в каменной печерской церкви, о которой преподобный также предвозвестил, что она устроится чудесным образом. Сам Шимон, возвратясь с битвы, поведал преподобному Антонию:

Я лежал, - рассказывал он, - раненый среди убитых, и вот какая-то божественная сила исхитила меня из их среды и исцелила от ран; всех моих близких и воинов я тоже нашел невредимыми. - Подобие же церкви, имущей создаться, которая будет местом моего упокоения, я видел дважды в воздухе один раз при реке Альте, находясь среди убитых, а другой - ранее на море, когда бежал в русскую землю к князю Ярославу от дяди Якуна, изгнавшего меня из варяжского княжества.

Затем Шимон самым делом подтвердил свои слова о явленном ему благоволении Божием к созданию церкви, предсказанной преподобным Антонием. Шимон передал ему пояс и золотой венец с такими словами:

Это я снял с иконы - распятие Христа Спасителя, когда удалялся из моего отечества. Ты предсказал, что я буду погребен здесь; мне же был голос Божий, повелевавший, чтобы этим поясом было измерено основание церкви, где я буду положен и подобие которой мне показано в воздухе; венец же должен быть, по тому же повелению Божию, укреплен над жертвенником.

Так явно обнаружилось, что предсказание преподобного Антония вполне согласовалось с волей Божьей; впоследствии это подтвердила и сама действительность: спустя много лет после сейчас рассказанного Шимон был первым положен в богозданной каменной печерской церкви.

Теперь, снова возвратившись к летописцу, скажем о следующей немалой напасти, перенесенной преподобным Антонием. Князь тьмы - диавол, не вынося света дел добрых, снова попытался чрез князя Изяслава лишить стольный Киев великого светильника, преподобного отца нашего Антония, сияющего в темной пещере, точно под спудом, чудесами и добродетелями.

После победы, одержанной, по предсказанию преподобного Антония, половцами в вышеупомянутой битве, киевские люди понуждали князя Изяслава, чтобы он снова вышел с ними на врагов, рассеявшихся по русской земле. Князь не соглашался на это. Поднялось возмущение, во время которого из темницы был освобожден князь полоцкий Всеслав, находившийся в плену в Киеве . Возмутившиеся люди объявили Всеслава киевским князем, а Изяслав принужден был бежать в Польшу. Через семь месяцев он возвратился оттуда к Киеву с Болеславом Храбрым. Всеслав, вышедший, было, им тоже с войском на встречу, убежал, затем, тайком к Полоцку. Тогда Изяслав вошел в Киев . Он начал, по наущению диавола, гневаться на преподобного Антония, которого кто-то оклеветал пред ним, - что будто бы Антоний любил Всеслава, давал ему советы, что он будто бы даже главный виновник всей смуты, происшедшей в Киеве . Преподобный же Антоний в это время служил в пещере болящему Исаакию затворнику, которого прельстил диавол, явившись в образе Иисуса Христа, и оставил еле живого, вовлекши в пляску с бесами . Это служение преподобного Антония было особенно ненавистно обольстителю, опасавшемуся, как бы Исаакий вскоре не исцелился душою и телом от сатанинского искушения. Поэтому диавол всячески и возбуждал гнев в князе Изяславе, чтобы он изгнал преподобного Антония из киевских пределов. И на некоторое время он достиг этого. Князь черниговский Святослав, узнавши, что брат его Изяслав сильно гневается на преподобного Антония, прислал за святым ночью и тайно взял его к себе в Чернигов. Преподобному Антонию полюбилось одно место близ Чернигова в горах Болдинских: здесь он выкопал себе пещеру и жил в ней; впоследствии на этом месте возник монастырь . Вскоре князь Изяслав, рассмотрев хорошенько и беспристрастно дело, убедился в незлобии святого и узнал козни искусителя. Сожалея о случившемся, он послал в пределы черниговские к преподобному Антонию, умоляя его опять возвратиться в киевскую область к своему богоизбранному стаду.

Преподобный Антоний, кроткий и смиренный сердцем подвижник, склонился на эти просьбы: он возвратился к печерской братии, находившейся в смятении и забвении как овцы без пастыря. Бог не хотел, чтобы такой светильник, светозарное солнце русской земли, преподобный отец наш Антоний положил начало благочинного иноческого жития в ином городе, кроме богоспасаемого стольного Киева: но откуда чрез благоверного князя Владимира воссиял свет православной веры во всю землю русскую, оттуда же Господь благоволил воссиять чрез преподобного Антония и лучу совершенного закона подвижнического.

И после таких напастей не изнемог преподобный отец наш Антоний, но, восходя по ступеням всё больший и больших подвигов, трудился в пещере, пока не одержал полной победы над немощною пред ним силою дьявола. По слову евангельскому он изгонял род обольстителей молитвою и постом , а также и другими трудолюбными подвигами: бдением, стоянием и бесчисленным коленопреклонением на молитве. И до смерти он уже не оставлял своей темной пещеры, хотя жизнь его в ней была непрестанною борьбою с миродержателями тьмы века сего.

Снова поселившись в пещере, преподобный Антоний опять начал проявлять дар чудотворений и даже в более сильной степени. Он стал с великим тщанием заботиться о каменной печерской церкви, о создании которой сам предсказал, получив к тому же свидетельство о благоволении Божием к этому делу от Шимона. Преподобный Антоний совещался с преподобным игуменом Феодосием, молясь в то же время с усердием Вышнему Тектону , да благословит Он Сам Своими пречистыми руками и да содействует созданию дома Пречистой Своей Матери, Владычицы нашей Богородицы, ибо, говорил преподобный словами Давида: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126:1). Когда преподобный Антоний подвизался в такой молитве, произошло дивное чудо: не отлучаясь от Печерского монастыря, как некогда преславный чудотворец святитель Николай от Мир, он вместе с единонравным своим другом преподобным Феодосием явился в Константинополь, представ Царице небесной, Пресвятой Богородице; получив от Нее с преподобным Феодосием золото, он дал его мастерам-каменщикам, чтобы они, по повелению Царицы небесной, шли в землю русскую для построения печерской церкви.

Каменоздатели пришли из Греции и возвестили об этом чуде. Преподобный же отец наш Антоний явил еще иные дивные чудеса, свойственные древним пророкам Гедеону и Илии.

Когда каменщики-строители начали спрашивать преподобного Антония о месте, на котором он желает воздвигнуть храм, повеленный Пресвятою Богородицею, то преподобный отец три дня молился, чтобы Господь, троичный в Лицах, Сам указал знамением с неба место, достойное для жилища Царицы небесной. Когда собрались для избрания такого места, то, по внушению Божию, приехал князь Святослав и подарил под церковь принадлежавшее ему поле, примыкавшее к пещере. Но этого мало. Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос явился преподобному Антонию, когда он стоял на помянутой молитве первую ночь.

Антоний! - сказал Господь, - ты обрел благодать предо Мною.

Услышав это, преподобный Антоний испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте суша; в другую же ночь он испросил у Господа сушу, а на место, угодное Ему для храма, росу . На третий день преподобный отец благословил предуказанное место и велел размерить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя и полученным от Шимона, - в тридцать поясов в длину и двадцать в ширину, как повелено было Шимону свыше. Затем преподобный Антоний низвел молитвою своею огонь , уничтоживший поросль того места, которое, после окружения рвом, стало уже совершенно готовым; здесь и была поставлена чудотворная печерская церковь, «небеси подобная» по выражению сказания о ней [ 6].

Так преподобный отец наш Антоний столь великими чудесами уготовил место для храма своей обители и благословил самое начало его постройки. После этого он начал приуготовлять самого себя к отшествию к Церкви вечной, нерукотворенной в обителях небесных; об этой Церкви святой Апостол Иоанн в Откровении пишет: «Храма же я не видел в нем , ибо Господь Вседержитель его храм» (Откр.21:10,22). Так предсказала и Царица Небесная, во время явления Своего во Влахерне , открывши строителям церкви:

Сей Антоний только благословит вас на дело, ибо он сам отходит в вечный покой; за ним во второе лето последует и Феодосий .

Но в каком приуготовлении к честной кончине нуждался преподобный Антоний, который, проводя добродетельную жизнь в пещере, мог сказать с Апостолом: я каждый день умираю (1 Кор.16:31)? который не ложно применял к себе во все дни слова пророка: (я) спешил не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс.118:50)? Преподобный Антоний готов был в душе своей (к переходу в вечную жизнь) и смущался мыслью не о себе, но за свое богоизбранное стадо, как бы его не оставить в смятении. Так исполнилось на преподобном слово Апостольское: влечет меня то и другое: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (для самого Апостола); а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:23-24).

Видя же, что уже приспело время его отшествия и отложения от тела, преподобный Антоний утешал детей своих обещанием, что, и по отшествии своем, он не оставит того святого места, на котором подвизался, но, заботясь об обители, всегда будет посещать и назирать ее, помогать живущим в ней и притекающим в нее с верою. Но особенно ценно превосходящее всякие наследия следующее благостное обетование преподобного Антония о месте своих подвигов: он обещал молитвами своими ходатайствовать, чтобы, как сам он отходит от тела с покаянием и уверенностью в помиловании, так того же сподобились и остальные, находящиеся здесь и имеющие любовь к нему, - чтобы они тоже умирали в покаянии и были помилованы.

По своем переходе во вторую пещеру преподобный Антоний пробыл в ней лет 14-16; в ней он окончил свое житие временное, переменив его на вечное в 10 день июля месяца, от сотворения мира в 6581 году, от Рождества Христова в 1073, а от рождения своего девятидесятом, в княжение Святослава Ярославича и во дни царя греческого Романа-Диогена . Честные мощи преподобного первоначальника тогда же были положены в той пещере, где он преставился, то есть в пещере под великим монастырем. Но как сам преподобный отец во время жизни своей удалялся от глаз человеческих, тайно молясь в уединении Богу, так и мощам своим он испросил тот же дар, - да будут они удалены от взоров людских: подобало нашему российскому законодателю сподобиться одинаковой участи с израильским. Израильтяне не могли смотреть на лицо Моисея по причине исходящего от него великого сияния с тех пор, как он принес им закон с горы Синая ; так не могли видеть и преподобного отца нашего Антония, в свете дел добрых жившего в пещере, после того, как он принес земле русской закон с горы Афона. Тело израильского законодателя - Моисея было сокрыто от зрения , и тело преподобного Антония, законодавца российского, Бог, дивный во святых Своих, доселе чудотворно возбраняет нам видеть: многие, дерзнувшие раскопать место, где положены честные останки преподобного Антония, наказаны были опалением огня: они испытывали сильные мучения от обжогов до тех пор, пока не раскаивались в своем дерзновении. Но хотя мощи преподобного Антония и удалены от наших взоров, но помощью они всегда с нами и близ всех, усердно призывающих угодника Божия: они неоскудно творят чудеса, помогая всем, с верою притекающим к честному гробу преподобного.

Как свет, сияющий во мраке темного гроба, они с особенною силою отгоняют от людей тьму бесовскую; эта тьма не может объять сего света, но обычно исчезает от блистания его. Избавляют мощи преподобного отца нашего Антония и от различных недугов, ополчающихся не на одно лишь тело, но и на душу. Это вполне постиг святой Иоанн Многострадальный: после трехлетней борьбы с нечистыми страстями, доставившей ему много мучений распалением плотской похоти, он пришел ко гробу преподобного Антония и здесь пробыл в молитве день и ночь. И вот он услышал голос преподобного, обращенный к нему:

Иоанн! Иоанн! Должно тебе затвориться в сей пещере, чтобы, с помощью Божиею, прекратилась брань, побежденная уединением и молчанием.

Иоанн так и сделал. И благодатию Божиею по молитвам преподобного отца нашего Антония был спасен: нечистые страсти телесные, хотя и вооружались на него вместе с нечистыми духами едва не тридцать лет, однако, как видим из жития его, не одержали над ним победы .

Преподобный Антоний не оставил, как обещался, и места своего святого. Заботясь о нем, он, по преставлении своем, подобно тому как и ранее во время жизни, явился вместе с преподобным Феодосием в Константинополе и здесь условился с греческими иконописцами относительно изготовления ими честных икон для печерской церкви; при этом он вручил им довольно золота, как и ранее храмоздателям с тем же преподобным Феодосием. Преподобный Антоний послал иконописцев в Киев в Печерский монастырь к блаженному Никону, бывшему тогда игуменом; это сообщает сказание об украшении печерской церкви .

Не ложен явился преподобный отец наш Антоний и в благостном своем обетовании по своем отшествии содействовать любящим его, в том, чтобы они оканчивали жизнь свою, проведенную на его святом месте, в покаянии и сподобились помилования от Господа. Это слово обетования его чудотворно сбылось самым делом на блаженном Еразме, черноризце Печерском. Оплакивая расточение золота, потраченного им на украшение печерской церкви , он впал в лютый недуг; семь дней лежал он без чувств и уже, по видимому, приблизился к кончине, но никак не мог преставиться; ибо не хотел Господь, чтобы он скончался на том святом месте без покаяния. И вот на восьмой день блаженному Еразму явился преподобный Антоний с преподобным Феодосием и сказал:

Мы молились Богу о тебе, и Он даровал тебе время покаяния.

Еразм тотчас выздоровел, принес покаяние во грехах и помилованный Богом скончался на третий день. Он сподобился, как сообщается в его житии, причисления к лику святых .

Прославим же вседаровитого Человеколюбца за дарование столь великого чудотворца преподобного Антония, первоначальника иночествующим в нашей земле русской. Ни одному человеку невозможно описать всех его деяний, особенно совершенных до преставления, ибо он проводил жизнь в тайне, в безмолвии пещерного уединения; это доступно только Самому Сердцеведцу, знающему безвестное и тайное; Тот, Которого язык есть трость книжника скорописца (Пс.44:2), Тот Сам начертал пространное житие преподобного отца нашего Антония в книгах живота вечного. Нам же, не нашедшим многих книг, утраченных во время многих браней, - собравшим лишь некоторые сведения, следует усердно молить сего чудотворного первоначальника, чтобы и мы, соделавшись участниками его благонадежного обетования, сподобились, по его ходатайству, окончить жизнь в покаянии и помиловании от Бога, - да обрящем имена наши написанными в книге живота вечного вместе с именем преподобного Антония, как имена детей и отца, по благодати и человеколюбию Верховного начальника нашего спасения Господа Иисуса Христа, Которому с Его безначальным Отцом и Единосущным Духом честь, слава, хвала и царство ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.

Жития святых (Четьи-минеи) (Димитрий Ростовский)

  1. Разумеется св. Владимир Равноапостольный, просветитель и креститель Руси; княжил 978-1015 гг. Память его 15 июля.
  2. Любеч, находившийся в Черниговской области, - один из доисторических городов Древней Руси, существовавших еще до прибытия варягов. При Олеге он был среди тех главных городов, где сидели его «великие князи»; затем Любеч утрачивает свое важное политическое значение. В истории Любеч известен 1) сражением Ярослава с Святополком в 1016 г. и 2) большим съездом князей в 1097 г. «на устроенье мира» между ними. В настоящее время Любеч - заштатный город или местечко Черниговской губернии на московской или левой стороне Днепра, в 120 верстах от Киева.
  3. Константинополь.
  4. Афонская гора (Афон) по греч. Агион Орос - Святая гора, - узкий гористый полуостров, вдающийся в Архипелаг (Эгейское море), известен как центр иноческой жизни для греческого Востока. Иночество здесь возникло в древнее время, хотя несколько позже чем в Сирии и Палестине. Для русской церкви почти с самого появления на Руси христианства и по XVII век Афон имел большее значение: здесь постригся отец русского монашества, прп. Антоний; здесь в больших монастырских библиотеках получили наиболее широкое по тому времени религиозное образование наши иноки, ходившие на Афон (напр. прп. Нил Сорский † 1508 г.). Здесь находились специальные переводчики и переписчики, снабжавшие отсюда православную Русь переводными рукописными произведениями церковно-назидательного характера. - Как одно из наиболее чтимых святых мест православного востока, Афон ежегодно посещается тысячами богомольцев исключительно мужского пола (женщинам вход в монастырь возбранен) из России, Балканского полуострова и азиатских владений Турции.

Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков".

Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником (впоследствии святой Митрополит Киевский; память 21 октября). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был , который в 1032 году постриг пришедшего в обитель († 1074; память 3 мая).

Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом , сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Антоний Печерский (983-1073) - основатель Киево-Печерской лавры, занимает особое место в сонме древнерусских святых и почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской Лавры.

Http://files.predanie.ru/mp3/%C6%E8%F2%E8%FF%20%F1%E2%FF%F2%FB%F5%2C%20%F7%F2%E8%EC%FB%F5%20%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%EE%E9%20%F6%E5%F0%EA%EE%E2%FC%FE/070_%CF%F0%EF.%20%C0%ED%F2%EE%ED%E8%FF%20%CF%E5%F7%E5%F0%F1%EA%EE%E3%EE%2C%20%CA%E8%E5%E2%F1%EA%EE%E3%EE%2C%20%ED%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E8%EA%E0%20%E2%F1%E5%F5%20%F0%F3%F1%F1%EA%E8%F5%20%EC%EE%ED%E0%F5%EE%E2%20%281073%29.mp3

Преподобный Антоний (в миру Антипа) родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет Антипа хотел стать иноком. И повзрослев, отправился странствовать. Достигнув Афона, Антипа был поражён красотой и устроением этого святого места. Через два года в одной из Афонских обителей он и принял монашеский постриг с именем Антоний - в честь Антония Великого, признанного родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках.

Существует , согласно которому он принял иноческий постриг с именем Антоний в небольшом древнем монастыре Есфигмен и проходил монашеское послушание как отшельник, под руководством старца игумена Феоктиста.


Однако, вопрос о том, где именно подвизался преподобный Антоний Печерский на Афоне остается открытым. Ряд исследователей ставят под сомнение распространенные с середины XIX века гипотезы о существовании пещер преподобного Антония Печерского как возле Великой Лавры святого Афанасия, так и Есфигменского монастыря. На Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел»).

Юный инок во всём старался угодить Богу. Особенно преуспевал он в кротости и послушании. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, дал ему послушание, чтобы он шел на и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. На прощание игумен сказал: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы. От тебя произойдёт множество иноков».


Когда преподобный Антоний пришел в , здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Антоний начал посещать монастыри в Киевской земле. Но нигде не нашёл он такой правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне.

И вот, на одном из холмов Киевских, на Берестовой горе, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом, будущим митрополитом Киевским. Здесь Антоний и остановился. Это было в 1028 году.

Будущий святой предался отшельническому подвигу в пещере, где стал подвизаться в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе.

Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные стали проситься к нему на жительство. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского (†1074) .

Стремившихся к иночеству Антоний принимал с любовью. Когда около преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устроены церковь и кельи. Как только работы были закончены, Антоний удалился из обители, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама.

Выкопав себе новую пещеру, преподобный Антоний затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближние и Дальние пещеры Лавры .

Через некоторое время пещеры на Берестовой горе стали тесны для умножившейся братии и паломников. И вот Великий Киевский Изяслав упросил иноков построить вместо пещер монастырь.

Как свидетельствует Киево-Печерский патерик, сама Царица Небесная отправила на берега Днепра каменщиков. И послала с ними икону Своего Успения, ставшую главной святыней обители. «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве… Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить» , - молвила Владычица. Так начала образовываться (Печерская, т.е. основанная над пещерами ).


Обитель эта стала первым духовным центром государства Российского и Русской Церкви. Из её стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Особенно известны святые Леонтий и Исайя - епископы Ростовские, Нифонт - епископ Новгородский, преподобный Кукша - просветитель вятичей, Нестор и Летописцы.

Ещё при жизни Антония игуменом образованной им обители был поставлен преподобный Феодосий .


Когда число насельников достигло 100 человек, с благословения Антония братия построила на горе над Дальней пещерой первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы .

Слава монастыря уже в первые десятилетия его существования распространилась по всей Руси. По образцу Печерской обители преподобного Антония начали строиться и другие.

Вскоре после основания монастыря преподобный Антоний ушёл в полный затвор, устранившись от управления монастырем. Он умер 7 мая 1073 году , будучи 90-летним старцем. Перед смертью явилась ему Пресвятая и предсказала близкую кончину. Он просил у Неё, чтобы, как жизнь его всегда была утаённой, так и мощи его никогда не были открыты. Желание преподобного Антония было исполнено: его мощи до сих пор не найдены .

До наших дней сохранилось несколько преданий о его погребении. По одному из них, преподобный Антоний, провидя приближение своей кончины, простился с братией и удалился в пещеру, в которой сам выкопал себе место погребения. Наставник печерских монахов запретил братии следовать за ним. А когда он несколько отдалился, внезапно за ним обвалилась земля. Иноки хотели откопать останки преподобного, но тут из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и сегодня.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия.

Преподобный Антоний был канонизирован в 1133 году .

Память преподобного Антония совершается:

28 сентября / 11 октября - в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Тропарь преподобного Антония, глас 4:

От мирскаго мятежа изшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и, равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси,/ отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ Отечество твое просветил еси/ и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав,/ Христу сия привел еси,/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.

преподобного Антония, глас 8:

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси/ и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Владычню престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.

Ин кондак преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов, глас 8:

В мире яко Ангел, отче, пожил еси,/ в земли пещеру себе соделав,/ в нейже добре подвизався противу невидимаго врага козней,/ и оттуду, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Антоние, отче наш.

Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому

О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благоде­тельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.