Какой город был основан немецкими рыцарями. Рыцари Тевтонского ордена: история создания ордена, облачение рыцарей, описание, вера, символика, походы, победы и поражения

Тевтонский рыцарский орден, или Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской, возник в феврале 1191 года. Воины-монахи, принявшие обет целомудрия, послушания и бедности очень быстро превратились в реальную силу, с которой считались все в Европе. Эта организация сочетала в себе дух и боевые традиции тамплиеров с благотворительной деятельностью госпитальеров, одновременно являясь проводником захватнической политики на Востоке, проводимой Западной Европой. Статья посвящена истории Тевтонского ордена: зарождению, развитию, гибели и наследию, прошедшему сквозь века.

Положение христиан на Святой земле во времена Третьего Крестового похода

Крестовые походы на Святую землю стали благодатной почвой для появления первых духовных рыцарских орденов. Они стали воплощением средневекового религиозного духа, настроений европейского общества, жаждущего защитить христианские святыни и единоверцев от агрессии ислама. С одной стороны, это была вынужденная необходимость в консолидации всех резервов, а с другой - этим умело воспользовалась Римско-католическая церковь для упрочения собственного влияния.

История Тевтонского ордена берет свое начало во времена Третьего крестового похода (1189-1192-й). Ситуация для христиан на тот момент была крайне сложной: их выдавили из Иерусалима. Только город Тир в княжестве Антиохия выстоял. Правивший там Конрад Монтферратский успешно сдерживал натиск мусульман, но его силы таяли. Ситуацию изменило прибывшее из Европы подкрепление, состав которого был весьма пестрым: воины, паломники, торговцы, ремесленники и множество непонятного люда, следовавшего за любым войском во времена средневековья.

Первое появление немецкоязычного рыцарского братства на Святой земле

На южной стороне полуострова, омываемого заливом Хайфа, в те времена расположился портовый город Акра. Благодаря своей прекрасной защите порт имел возможность производить выгрузку и загрузку грузов практически в любую погоду. Этот лакомый кусочек не мог остаться без внимания смиренных «воинов Господа». Барон Ги де Луизиньян предпринял отчаянную попытку осадить город, даже несмотря на то, что гарнизон оборонявшихся превышал его силы в несколько раз.

Однако самым большим испытанием и бедой во времена всех средневековых войн было отсутствие медицины. Антисанитария, огромная концентрация людей в одном месте были прекрасными условиями для развития различных болезней, таких как тиф. Рыцари Тевтонского ордена, госпитальеры, тамплиеры как могли боролись с этой напастью. Богадельни стали единственным местом, где оказывалась помощь силами паломников, пытавшихся таким образом попасть в рай за свои деяния. Среди них были представители торговых кругов Бремена и Любека. Их первоначальной задачей было создание немецкоязычного рыцарского братства для оказания помощи больным и пострадавшим.

В перспективе рассматривалась возможность построения некой военной организации для защиты и поддержки своих торговых операций. Это делалось для того, чтобы больше не зависеть от ордена тамплиеров, имевшего огромное влияние в данном регионе.

Сын утонувшего императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы благосклонно отнесся к этой идее и на первых порах поддержал создаваемые богадельни. Этим и объясняется то, что у рыцарей Тевтонского ордена были прекрасные отношения со Священной Римской империей. Очень часто они даже выступали как посредники между ее правителями и главами Римско-католической церкви. Имея такую всестороннюю поддержку, созданное в 1198 году Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской делало все возможное, чтобы оправдать высокое доверие.

Вскоре, как и их коллеги, организация рыцарей Тевтонского ордена обзавелась крупными земельными владениями не только на Святой земле, но главным образом в Европе. Именно там были сосредоточены главные, наиболее боеспособные силы братства.

Структура Тевтонского ордена

Провинции (комтурии) ордена находились на территории Ливонии, Апулии, Тевтонии, Австрии, Пруссии, Армении и Романии. В хрониках упоминается семь крупных провинций, но имелись и более мелкие владения.

Каждая должность и титул в ордене были выборными. Даже глава ордена Великий Гроссмайстер избирался и был обязан совещаться с 5 гроссгебитерами (Великими Повелителями). Каждый из этих 5 постоянных советников отвечал за определенное направление в ордене:

  1. Великий комтур (правая рука главы ордена и его интендант).
  2. Верховный маршал.
  3. Верховный госпитальер (управлял всеми больницами организации).
  4. Квартирмейстер.
  5. Казначей.

Управление определенной провинцией осуществлял Ланд-комтур. Он также обязан был совещаться, но уже с капитулом. Даже командир гарнизона крепости (кастелян) принимал то или иное решение с оглядкой на мнение находившихся под его началом воинов.

Если верить летописям, то рыцари-тевтонцы не отличались дисциплиной. У тех же тамплиеров порядки были куда жестче. Тем не менее на первых порах организация довольно эффективно справлялась с поставленными перед ней задачами.

Состав организации

Члены рыцарского братства делились на категории, каждая из которых имела определенные функции. На самой вершине, как и полагалось в те времена, находились братья-рыцари. Это потомки знатных родов, составлявшие элиту войск ордена. Чуть ниже по статусу в этой структуре были братья-священники, организовывавшие церемониальную, идеологическую составляющую служения в ордене. Кроме этого, они еще занимались различными науками и были, пожалуй, самыми образованными членами сообщества.

Простолюдинов, занимавшихся как военной, так и церковной службой, именовали прочими братьями.

Рыцари Тевтонского ордена привлекали в свои ряды и мирян, не связанных торжественными обетами, но тем не менее приносящих немалую пользу. Они были представлены двумя основными категориями: полубратья и фамилиары. Фамилиары - это щедрые спонсоры из числа наиболее богатых слоев населения. А полубратья привлекались к различной хозяйственной деятельности.

Посвящение в рыцари Тевтонского ордена

Существовал определенный отбор для всех кандидатов, желающих примкнуть к движению «освободителей» Гроба Господнего. Он происходил на основе беседы, в ходе которой уточнялись важные детали биографии. Перед тем как начать расспросы, капитул предупреждал о жизни, полной тягот. Это служение высшей идее до конца жизни.

Только после этого необходимо было убедиться в том, что новоприбывший не состоял до этого в другом ордене, не имеет супруги и долгов. Сам не является ничьим кредитором, а если является, то простил или уже уладил этот щекотливый вопрос. Псы-рыцари Тевтонского ордена не терпят стяжательства.

Наличие тяжелой болезни являлось существенным препятствием. Кроме этого, необходимо было иметь полную личную свободу. Все тайное рано или поздно становится явным. Если вскрывались неприятные факты обмана, то, даже несмотря на свои заслуги, такой член братства изгонялся.

При посвящении в рыцари Тевтонского ордена давалась священная клятва о соблюдении целомудрия, послушания и бедности до самой смерти. Отныне пост, молитвы, ратные дела, тяжелый физический труд должны были укротить тело и дух на пути к обретению места в раю. Несмотря на такие жесткие условия, все больше и больше людей желало стать частью «воинства Христа», огнем и мечом нести его слово в земли язычников.

Религиозный фанатизм в неокрепших умах толпы, не желающих думать и жить самостоятельно, во все времена умело подогревают различного рода проповедники. В эпоху Средневековья романтический ореол, окружавший грабителей, насильников и убийц, а по совместительству еще и «защитников христианской веры», был настолько ослепляющим, что многие юноши из наиболее знатных и уважаемых родов того времени, не колеблясь, выбирали стезю воина-монаха.

Девственный рыцарь Тевтонского ордена мог найти утешение только в молитвах и в надежде, что рано или поздно его душа устремится в рай.

Внешний вид и символика

На белом фоне - один из самых ярких и узнаваемых символов ордена. Так в массовой культуре принято изображать тевтонца. Однако подобное одеяние имели право носить далеко не все члены этого сообщества. Для каждой иерархической ступени регламент четко определял символику. Она находила свое отражение в гербах, одеяниях.

Герб главы ордена подчеркивал его вассальную преданность германскому императору. На черный крест с желтой каймой накладывался другой крест желтого цвета со щитом и орлом. Вопрос геральдики других иерархов вызывает множество споров и разногласий. Зато точно известно, что у руководства более мелких административных единиц имелись специальные жезлы, указывающие на их главенство и право проводить суды.

Только рыцари-братья имели право носить белые плащи с черными крестами. В отношении всех остальных категорий рыцарей Тевтонского ордена облачение составляли серые плащи с Т-образным крестом. Это распространялось и на командиров наемников.

Аскетизм

Еще Бернард Клервоский, духовный лидер и один из идейных вдохновителей крестовых походов, провел четкую черту между рыцарями-монахами и мирскими. По его словам, традиционное рыцарство было на стороне Дьявола. Пышные турниры, роскошь - все это отдаляло их от Господа. Истинный воин-христианин - грязный, с длиной бородой и волосами, презирающий мирскую суету, сосредоточенный на выполнении священного долга. Укладываясь спать, братья не снимали одежду, сапоги. Поэтому ничего удивительного в том нет, что тиф и рыцари Тевтонского ордена всегда шагали рука об руку.

Впрочем, практически вся «культурная» Европа еще долго, даже после крестовых походов, пренебрегала правилами элементарной гигиены. И как наказание - многосменные вспышки чумы и оспы, уничтожавшие большую часть ее населения.

Имея огромное влияние в обществе, Бернард Клервоский (к его мнению прислушивалось даже папство) без особого труда протолкнул свои идеи, которые еще долго будоражили умы. Описывая быт рыцаря Тевтонского ордена 13 века, следует упомянуть, что, несмотря на высокий ранг в иерархии организации, любой ее член имел право иметь только определенный набор личных вещей. К ним относились: пара рубах и две пары сапог, тюфяк, сюрко, нож. Замков на сундуки не вешали. Носить любой мех было запрещено.

Запрещалось носить свои гербы и кичиться своим происхождением во время охоты, турниров. Единственным разрешенным развлечением являлась резьба по дереву.

Предусматривались различные наказания за нарушение порядков. Одним из таких являлась «снятие мантии и трапеза на полу». Провинившийся рыцарь не имел права садиться за общий стол с другими братьями до тех пор, пока не снимут взыскание. К такому наказанию чаще всего прибегали за серьезные нарушения в походе. Например, нарушение строя.

Доспехи

Основу защитного снаряжения рыцаря Тевтонского ордена в полный рост составляла кольчуга с длинными рукавами. К ней прикреплялся кольчужный капюшон. Под ней носили стеганый гамбизон или кафтан. Голову поверх кольчуги укрывал стеганый чепец. Наверх перечисленного обмундирования надевался панцирь. Немецкие и итальянские кузнецы уделяли самое пристальное внимание вопросу модернизации доспехов (их английские и французские коллеги такой прыти не проявляли). Результатом явилось значительное усиление пластинчатого доспеха. Его нагрудные, наспинные части соединялись в плечах, имея шнуровку по бокам.

Если примерно до середины 14-го века нагрудник был сравнительно небольшого размера, рассчитанный на защиту грудной клетки, то впоследствии эту оплошность исправили. Живот теперь также был прикрыт.

Эксперименты со сталью, нехватка квалифицированных кадров, сочетание немецких и итальянских стилей в оружейном деле привели к тому, что основным материалом для изготовления такого снаряжения стала «белая» сталь.

Защиту ног обычно составляли кольчужные чулки, стальные наколенники. Они надевались на набедренники. Кроме этого, имелись поножи, выполненные из одной пластины. Шпоры рыцарей были шипованными и золоченными.

Вооружение

Форма и вооружение рыцарей Тевтонского ордена отличались прекрасной эффективностью. Наблюдалось влияние не только лучших традиций Запада, но и Востока. Если коснуться темы стрелкового оружия того времени, то, судя по сохранившимся документам, подробно описывающим характеристики и тип взводимого механизма, напрашиваются некоторые выводы:

  • выделялись обычные, стрелковые и композитные арбалеты;
  • с энтузиазмом осваивалось огнестрельное оружие;
  • часть этого вида вооружения орден имел возможность изготавливать самостоятельно.

Мечи считались более благородным оружием, а вот арбалеты некоторые из глав католической церкви предавали анафеме. Правда, мало кто на это обращал внимание. На войне все средства хороши.

Наиболее излюбленным средством ближнего боя считались боевые топоры и молоты. После пребывания в Палестине там была заимствована форма лезвия топора. Им можно было легко пробить броню. Меч такими характеристиками похвастаться не мог.

Боевые традиции

Рыцари Тевтонского ордена выгодно отличались от рыцарей-мирян своей дисциплиной. Устав ордена регламентировал каждую мелочь не только в бою. Обычно рыцаря сопровождали несколько его оруженосцев с походными лошадьми, которые не участвовали в боевых действиях. Боевой конь использовался только в бою, но даже при наличии нескольких запасных животных воины чаще всего преодолевали большие расстояния пешком. Садиться на коня или надевать броню без приказа категорически запрещалось.

В военных вопросах тевтонцы были прагматичны. Традиционное рыцарство на полях сражений легко могло затеять свару за право первым пойти в атаку, дабы покрыть имя славой. Даже находясь в бою, они могли с легкостью поломать строй или самовольно подать сигнал. А это уже прямая дорога к поражению. У тевтонцев такие проступки карались смертной казнью.

Их боевое построение производилось в три линии. Резерв размещался в третьей линии. На передний край выходили тяжелые рыцари. За ними в форме вытянутого четырехугольника выстраивались обычно всадники и вспомогательные силы. Замыкала построение орденская пехота.

В таком распределении сил имелся определенный смысл: тяжелый клин нарушал боевые порядки неприятеля, а идущие следом менее боеспособные отряды добивали пошатнувшегося врага рыцарства.

Грюнвальдская битва

Больше всего Тевтонский орден досаждал полякам и литвинам. Именно они являлись его главными врагами. Даже имея численное превосходство, Ягайло и Витовт понимали, что победа в этом сражении достанется тому, чей моральный дух окажется крепче. Поэтому они не торопились, даже несмотря на недовольные шепотки своих наиболее ярых воинов, ввязываться в бой.

Перед тем как явиться на поле брани, тевтонцы преодолели под дождем огромное расстояние и расположились на открытом пространстве под прикрытием своей артиллерии, изнывали от жары. А их противники укрылись в тени леса и, даже несмотря обвинения в трусости, не торопились выходить.

Битва началась с боевого клича «Литва», и конница литвинов уничтожила пушки. Грамотное построение позволило добраться до тевтонцев с минимальными потерями. Это посеяло панику в рядах немецкой пехоты, а затем и гибель, но уже от собственной кавалерии - Великий магистр Ульрих фон Юнгинген в пылу сражения никого не щадил. Легкая кавалерия литвинов свою задачу выполнила: пушки были уничтожены, а тяжелая конница тевтонцев включилась в рубку раньше положенного срока. Но и на стороне объединенных сил были потери. Татарская конница бежала без оглядки.

В жестокой рубке схлестнулись поляки и рыцарство. Литвины тем временем заманивали крестоносцев в леса, где их уже поджидала засада. Все это время поляки и воины из Смоленска мужественно противостояли лучшей армии Европы того времени. Возвращение литвинов подняло боевой дух поляков. А далее в бой был введен резерв обеих сторон. Даже крестьяне литвинов и поляков устремились на выручку в этот тяжелый час. Великий Гроссмайстер также участвовал в этом жестоком, беспощадном рубище, где и нашел свою гибель.

Предки поляков, белорусов, русских, украинцев, татар, чехов и многих других народов остановили верных псов Ватикана. В наши дни можно увидеть только фото рыцаря Тевтонского ордена или побывать на ежегодном фестивале Грюнвальдской битвы - еще одной общей победы, объединившей судьбы разных народов.

Тевтонский орден, как и другие духовно-рыцарские ордены, был создан для борьбы против мусульман и язычников. К концу XII века, когда возник Тевтонский орден, язычниками в Восточной Европе были балтские и угро-финские племена на территории современных Литвы, Латвии, Эсто-нии, Финляндии, Калининградской области России, частично Польши и Беларуси.

Прусский крестовый поход (в Прибалтику)

Восстановление ордена

Тевтонский орден был восстановлен в 1834 году. В первой половине XX века, под давлением нацистов орден был фактически ликвидирован. После Второй мировой войны Тевтонский орден был восстановлен и действует по сегодняшний день.

Вся власть в Тевтонском ордене принадлежала «братьям» — сотням наиболее могущественных и знаме-нитых рыцарей.

Столица ордена

Хотя тевтонские ры-цари почти с самого време-ни основания ордена актив-но действовали в Европе, их официальная резиденция ещё долго оставалась в Палести-не. Это был замок Монфор, построенный в конце 1220-х годов на севере современно-го Государства Израиль. Но в 1271 году Монфор был взят султа-ном Египта и Сирии Бейбарсом, и резиденция тевтонцев была перене-сена в Венецию. С 1309 года столи-цей тевтонских рыцарей стал город-крепость Мариенбург (современный польский город Мальборк).

Картинки (фото, рисунки)

  • Тевтонцы
  • Ян Матейко. Крестоносцы и монахи
  • Ян Матейко. Польское рыцарство
  • Слева направо: король Польши Казимир III Великий, королева Польши Ядвига, король Польши Владислав II Ягайло. Рисунок Яна Матейко
  • Ян Матейко. Польские и литовские воины
  • Ян Матейко. Воины Польши и ВКЛ
  • Ян Матейко. Магнаты
  • Средневековая Восточная Европа
  • Восхождение Ягайло на польский трон (1387). Фрагмент росписи собора в Кракове. XV век
  • Битва крестоносцев с литвинами. Фрагмент картины XVI века
  • Кревская уния 1385 года
  • Памятник Андрею Полоцкому в Полоцке

Название «Тевтонский орден» россиян прежде всего заставляет вспомнить о событиях 1242 года, когда немецкие рыцари, столкнувшись с дружиной князя Александра Невского и потерпев поражение, ушли на дно Чудского озера под тяжестью собственных доспехов.

На самом деле Ледовое побоище — это лишь небольшой фрагмент из обширной истории рыцарского ордена, в течение трёх веков существовавшего как полноценное европейское государство.

Госпиталь под стенами Акры

История Тевтонского ордена началась в 1189 году, когда германский император Фридрих Барбаросса со своей армией принял участие в Третьем крестовом походе.

В конце августа 1189 года армия германского императора осадила сирийскую крепость Акра — древнейший город, основанный приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры.

В период осады купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской».

13 июля 1191 года после почти двухлетней осады Акра была взята, и полевой госпиталь перебрался в город, существуя уже на правах госпитального монастыря.

Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. В 1193 году всё тот же Ги де Лузиньян возлагает на госпиталь охрану и оборону одного из укреплений Акры в случае вражеского нападения.

«Помогать — Защищать — Исцелять»

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской.

Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Задачами ордена провозглашаются:

  • защита немецких рыцарей;
  • лечение раненых и больных крестоносцев;
  • борьба с врагами Католической церкви.

Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять».

С этого момента орден очень быстро обзаводится собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности становятся основными.

Членство в ордене, представляющем собой военно-религиозное сообщество, становится чрезвычайно престижным среди европейских феодалов. И хотя резиденция главы ордена (гроссмайстера) располагается в Акре, его владения стремительно растут и в Европе — за счёт земель, подаренных монархами, а также владений феодалов, становящихся членами ордена.

Тевтонский орден, членами которого должны были быть рыцари немецкой крови, что, правда, не всегда соблюдалось, очень быстро набрал силу, встав в один ряд с созданными ранее орденами тамплиеров и госпитальеров.

Уставы ордена разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими.

В отличие от рыцарей, которые сначала должны были доказать своё благородное происхождение, священники освобождались от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и участии в войнах в качестве медиков.

Рыцари жили вместе, спали в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели ограниченную сумму денег. Они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми.

Глава ордена, как и другие его руководители, был избираем, а его права ограничены рыцарями — членами ордена.

Завоевание Пруссии

Четвёртый гроссмайстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца был человеком с недюжинным аналитическим умом. За несколько десятилетий до окончательного краха государства крестоносцев на Ближнем Востоке он понял, что будущего у Тевтонского ордена в этих краях нет, и стал предпринимать усилия по переносу основной его деятельности в Европу.

Несколько попыток закрепиться в Европе не увенчались успехом, но упрямый гроссмайстер был настойчив и довёл задуманное до конца.

В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого .

Тевтонские рыцари, начав войну против прусских язычников в 1232 году, использовали следующую тактику — они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побеждённые использовались в качестве союзников в последующих войнах.

На занятых землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

Прусская знать, оказавшись под властью рыцарей и становясь их союзниками, постепенно принимала христианство. Постепенно происходило и онемечивание прусских племён — немецкий язык, без которого невозможна было успешная карьера в государстве Тевтонского ордена, вытеснял прусские наречия.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден, поглощавший и включавший в свой состав аналогичные более мелкие образования, превратился в целое государство.

Натиск на Восток

На рубеже 1230-х - 1240-х годов Тевтонский орден предпринимает попытку расширить границы своих владений на Восток за счёт покорения ослабленных русских земель, только что переживших нашествие Батыя. Рыцари ордена намерены привести местное население, исповедующее православие, под духовную власть Рима.

С 1240 по 1242 годы рыцари Тевтонского ордена вели территориальную экспансию на псковских и новгородских землях, захватив Изборск и Псков. Эти территориальные поползновения завершились битвой на Чудском озере 5 апреля 1242 года, результаты которой всем хорошо известны.

Несмотря на эту неудачу, влияние ордена продолжало расти. Тевтонский орден вёл отчаянную борьбу за территории с Великим княжеством Литовским, контролировавшим в XIII-XIV веках и большую часть русских земель. В XIV веке орден совершил более сотни походов в Литву, стремясь подчинить её своему влиянию.

Подобная активность Тевтонского ордена в Европе объясняется тем, что его деятельность на Ближнем Востоке завершилась в мае 1291 года, после захвата Акры армией султана Египта.

В 1386 году литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона, что привело к созданию личной унии — объединения двух государств (Польши и Великого княжества Литовского) под властью одной короны. Впоследствии личная уния приведёт и к созданию полноценного объединённого государства — Речи Посполитой.

Роковой Грюнвальд

Для Тевтонского ордена, претендовавшего на литовские земли, польско-литовская уния был весьма серьёзной угрозой.

В 1409 году между орденом и новым государственным объединением вспыхнула война, причиной которой были старые обиды. Польша и Литва, пользуясь восстанием в Жемойтской земле, ранее принадлежавшей Княжеству Литовскому, решили попытаться отвоевать территории, ранее захваченные рыцарями ордена.

Апофеозом этой войны стала Грюнвальдская битва, произошедшая 15 июля 1410 года. Это сражение, ставшее одним из крупнейших и важнейших в истории средневековой Европы, закончилось разгромом войска Тевтонского ордена. Важную роль в этой битве сыграли полки русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского, проявившие в критические минуты мужество и стойкость.

Поражение для Тевтонского ордена оказалось сокрушительным: из 25-тысячного войска 8000 были убиты, около 14 000 попали в плен. Среди убитых оказалось практически всё военное руководство ордена, а также его рыцарская элита.

И хотя война в целом завершилась в 1411 году на относительно мягких для Тевтонского ордена условиях, его могущество было подорвано. Уничтожение его непобедимой армии практически свело на нет его влияние.

«Магистр-расстрига»

Огромные материальные потери, необходимость выплаты контрибуции и выкупа пленных рыцарей заставляли Тевтонский орден вводить новые налоги на подконтрольных территориях, что вызвало возмущение населения. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов с территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включении Пруссии в состав Польши. Король согласился, что стало причиной начала Тринадцатилетней войны, известной также как «Война городов». Итогом этой войны стало превращение западной части бывших владений ордена в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть владений ордена стала вассалом польского монарха.

Закат великой истории Тевтонского ордена растянулся ещё на несколько десятилетий и был весьма плачевным для хранителей его традиций. Последний гроссмайстер, или Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн , разочаровавшийся в его идеалах, в 1525 году перешёл из католицизма в лютеранство, сложил с себя полномочия главы ордена, объявив о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену.

Это решение было принято с одобрения короля Польши, вассалом которого являлся магистр ордена.

На прежних территориях было образовано герцогство Пруссия во главе с «магистром-расстригой». Это герцогство стало первым государством Европы, религией которого стал протестантизм, несмотря на то, что оно оставалась в вассальной зависимости от католической Польши.

Сёстры вместо братьев

Утративший своё влияние Тевтонский орден тем не менее сохранил под контролем некоторые территории и официально просуществовал до 1809 года, когда был распущен в период наполеоновских войн.

Орден был возрождён в 1834 году в Австрии при поддержке императора Франца I . О военных и политических амбициях речь больше не шла — Тевтонский орден вернулся к помощи больным и благотворительной деятельности.

Военные же традиции ордена бережно хранили в Пруссии, где даже был учреждён орден «Железный крест», напрямую восходящий к символике тевтонцев.

После прихода в Германии к власти нацистов началось восхваление военной истории ордена, в первую очередь его попыток покорения земель на востоке Европы. При этом на священников настоящего Тевтонского ордена, сосредоточенных на благотворительности, начались гонения.

После окончания Второй мировой войны благотворительная деятельность ордена была продолжена. Его нынешняя резиденция располагается в Вене. В резиденции собраны уникальные исторические архивы по деятельности Тевтонского ордена, оказавшего огромное влияние на историю Европы.

Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена, составляют не братья, а сёстры.


Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром, впоследствии гофмейстером, стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы явились представителями немецкой национальности в состав Ордена ионитов. Но папа Иннокентий III, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом VI, готовившем новый крестовый поход, утверждает в 1198 году Тевтонский орден.

Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»

Основой для внутренней организации и основой для устава тевтонцев действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев можно назвать, что он, в основном, состоял из немецкий рыцарей, тогда как в других монашеских орденах наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Но тевтонские рыцари очень быстро оставили свои обязанности в Палестине. В первые же месяцы своего существования они подхватывают папский клич: «Drand nach Often» Но только к середине XIII века тевтонцы окончательно перебираются в Восточную Европу.

Тевтонцы не отличались хорошей дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты. В святой Земле Тевтонский орден зарекомендовал себя в искусстве боя не с лучшей стороны. Впрочем, можно говорить о какой-либо репутации, если в том же 1198 году основные силы тевтонцев были перебазированы в Германию и приняли активное участие в насаждении католичества в Восточной Европе.

В 1184 году в Прибалтику прибывает августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии. В том же году римским папой становится Иннокентий III, который проводил политику своего предшественника, и при котором папская власть достигла наивысшего могущества.

Тевтонский орден стремился найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял он сам. Взоры братьев рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев противились туземцы, с другой - пришедшие до крестоносцев и считавшие эту территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен Христиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то Христиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь Христиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с Христианом договор, по которому признал себя его вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ Христиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.

Отряды «псов-рыцарей» были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным, только магистра ордена теперь называл гофмейстер тевтонцев, а не римский папа). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 году Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Из-за поднявшегося восстания положение Тевтонского ордена было шатким.

Но в 1249 году спор ордена с архиепископской властью был полностью решен в пользу Ордена папой Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из членов Тевтонского ордена. Папа ревностно поддерживал Орден, склоняя рыцарей поступить в братство «Храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254 году был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владением ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управление вызвали общее восстание в 1260-1261 годах под руководством литовского князя Миндовга. Положение вновь стало критическим.

Тщетно папы Климент IV и Урбан IV взывали о помощи Ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы одолеть воскресшее в Пруссии «чудовище прежнего идолослужения».

Но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа Гасбурского спасло Тевтонский орден от окончательного падения. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены. Таким образом, Тевтонский орден с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границы Литвы на востоке и до Мазовии на юге. Было основано много замков и городов – Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндва, Митава и т.д.

Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земли, частью в городах; города получили право самоуправления. Также прибыло большое количество германских дворян. Местное население было обращено в крепостное состояние, обращение с ним было очень жестоким и его поставили вне закона. Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет – с 1230 по 1285 годы. К началу XIV века Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию, даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена.

XIV век был временем наибольшего процветания ордена, завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 году гофмейстер Зихфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в тоже время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. После секуляризации Тевтонского ордена (его гофмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 году секуляризовал Орден и получил его от польского короля во в ленное владение в качестве герезогства). Многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав Ордена и осели в городе Мерингейме, который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.



Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов. 6 февраля 1191 Папа Римский Климент III одобрил основание Ордена. 21 декабря 1196 Орден попал под покровительство Папы Целестина III под названием "Госпиталь св. Марии немцев в Иерусалиме".

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи. Официальное название ордена - "Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме" (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem).

В 13 в. Тевтонский орден воевал с мусульманами в Палестине. При поддержке папы Римского и императора "Священной Римской империи" Орден приобрeл ряд земель в Малой Азии, Южной Европе и особенно много в Германии. В 1211 Орден был приглашeн в Венгрию защищать Трансильванию от половцев. В 1224 - 1225 из-за стремления создать своe отдельное государство на территории Венгрии Орден был выгнан венгерским королeм Эндре II. По соглашениям 1226-1230 с мазовским князем Конрадом Орден получил в своe владение Кульмскую (Хелменьскую) и Добжинскую (Добрыньскую) земли и право расширять своe: влияние на соседние земли. Право управлять захваченными литовскими и прусскими землями подтвердили в 1234 папа Римский Григорий IX и в 1226, 1245, 1337 императоры Фридрих II и Людвиг IV. В 1230 первые части Ордена, 100 рыцарей под командыванием магистра Германна фон Балка, построили на Кульмской земле замок Нешаву и начали нападать на пруссов. С 4-го десятилетия 13 в. Орден был главным организатором и исполнителем Крестовых походов в Восточную Прибалтику, объявленных папой Римским. В 1237 после битвы при Сауле к ордену был присоеденeн орден Меченосцев, реорганизованный в Ливонский орден. До 1283 Орден при помощи немецких, польских и др. феодалов захватил земли пруссов, йотвингов, западных литовцев и занял территории до Немана. Прусские восстания 1242 - 1249, 1260 - 1274 были подавлены. На захваченных территориях в 13 в. образовалось немецкое теократическое феодальное государство. Столицей Ордена была Акра, пока еe в 1291 не перенесли в Венецию. Столицей и резиденцией гроссмейстера в 1309 - 1466 являлся город Мариенбург. 2/3 земель были разбиты на комтурии, 1/3 находились под властью епископов кульмского, памедского, сембского и вармского. В 1231 - 1242 было построено 40 каменных замков. Около замков (Эльбинга, Кeнигсберга, Кульма, Торна) образовывались немецкие города - члены Ганзы.

С 1283 под предлогом распространения христианства Орден стал нападать на Литву. Он стремился захватить Жемайтию и земли у Немана, чтобы соединить Пруссию и Ливонию. Опорными пунктами агрессии Ордена были расположенные у Немана замки Рагнит, Христмемель, Байербург, Мариенбург и Юргенбург. Велeна, Каунас и Гродно были центрами литовской защиты. До начала 14 в. обе стороны организовывали небольшие нападения друг на друга. Крупнейшими битвами были Медининкская битва (1320) и оборона Пиленай (1336). Опустошeнные литовские земли становились т.н. дикрой. Орден также нападал на Польшу. В 1308 - 1309 было захвачено Восточное Поморье с Данцигом, 1329 - Добжинские земли, 1332 - Куявия. В 1328 Ливонский орден передал Тевтонскому Мемель и его окрестности. В 1343 по Калишскому договору орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. В 1346 Орден приобрeл у Дании Северную Эстонию и передал еe Ливонскому ордену.

Наибольшей силы Орден достиг в середине 14 в. во время правления Винриха фон Книпроде (1351 - 1382). Орден совершил около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 из Ливонии. В 1362 его войско разрушило Каунасский замок, а в 1365 впервые напало на столицу Литвы Вильнюс. В 1348 состоялась большая битва у Стревы. В 1360 - 1380 крупные походы на Литву совершались каждый год. Литовское войско совершило в 1345 - 1377 около 40 ответных походов, один из них закончился битвой у Рудавы (1370). После смерти Альгирдаса (1377) Орден разжигал войну между его наследником Йогайлой и Кестутисом с его сыном Витаутасом (Витовт) за княжеский трон. Поддерживая то Витаутаса, то Йогайлу, особенно сильно нападал Орден на Литву в 1383 - 1394, в 1390 вторгся в Вильнюс. За мир с Орденом в 1382 Йогайла и в 1384 Витаутас отказались от Западной Литвы и Занеманья. Орден ещe больше усилился, заняв в 1398 остров Готланд (до 1411) и в 1402 - 1455 Новую Марку. Против агрессии Ордена Литва и Польша в 1385 заключили Кревский договор, который менял соотношение сил в регионе не в пользу Ордена. После крещения в 1387 Литвы (Аукштайтии) Орден потерял формальную основу для нападения на Литву. По Салинскому договору 1398 Витаутас отдал Ордену земли до Невежиса. В 1401 восставшие жемайтийцы выгнали со своих земель немецких рыцарей, и Орден снова начал нападать на Литву. В 1403 папа Римский Банифаций IX запретил Ордену воевать с Литвой. C 1404 по Рационжскому договору Орден вместе с Польшей и Литвой управлял Жемайтией. В 1409 жемайтийцы восстали. Восстание послужило поводом для новой решающей войны (1409 - 1410) с Литвой и Польшей. Орден проиграл т.н. Великую войну в Грюнвальдской битве; Торуньский мир и Мельнский мир обязали Орден вернуть Литве Жемайтию и часть земель йотвингов (Занеманье).

Неудачные войны (с Литвой и Польшей в 1414, 1422, с Польшей и Чехией в 1431 - 1433) спровоцировали политический и экономический кризис, обострились противоречия между членами Ордена с одной стороны, светскими феодалами и горожанами, недовольными возроставшими налогами и хотевшими учавствовать в управлении государством, с другой. В 1440 был образован Прусский союз - организация светских рыцарей и горожан, боровшаяся против власти Ордена. В феврале 1454 союз организовал восстание и объявил, что все прусские земли будут находится отныне под покровительством польского короля Казимира. Из-за этого началась Тринадцатилетняя война Ордена с Польшей. В итоге Орден лишился Восточного Поморья с Данцигом, Кульмской земели, Мириенбурга, Эльбинга, Вармии - они отошли к Польше. В 1466 столица была перенесена в Кeнигсберг. В этой войне Литва объявила нейтралитет и упустила шанс освободить остальные литовские и прусские земли. В 1470 гроссмейстер Генрих фон Рихтенберг признал себя вассалом польского короля. Стремление Ордена освободиться от польского сюзеренитета потерпели поражение (из-за этого произошла война 1521 - 1522).

В 20-30-х 16 в. во время начавшеяся реформации в Германии гроссмейстер Альбрехт Гогенцоллерн со множеством братьев перешe:л из католичества в лютеранство. Он секуляризовал Тевтонский орден, объявив его территорию своим наследственным княжеством, которое получило название Пруссия. 10 апреля 1525 Альбрехт признал своим вассалом польского короля Сигизмунда Старого. Тевтонский орден прекратил своe существование как самостоятельное государство. В ходе Ливонской войны прекратил существование и Ливонский орден.

Валерия Уэрд (Valerya Werd)