Рассказ беседа детям о музыкальных инструментах. Беседа для учащихся младших классов "Знакомство с музыкальными инструментами"

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

Составлен старшим воспитателем ГБДОУ д/с № 14

Лобатовой Верой Евгеньевной

Санкт-Петербург 2012

Основные задачи цикла:


  1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.

  2. Знакомство с народными музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.

  3. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.

  4. Прививать интерес к музыкальным играм.

  5. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Принципы отбора материала и его структурирования:


  1. Тематический - наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

  2. Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психо­физиологических особенностей детей.

  3. Принцип Цикличности - повторяемость тем в разных возрастных группах.

  4. Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.

  5. Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Беседа 1.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление об историческом прошлом ударных музыкальных инструментов.

  2. Помочь понять, что название «ударные» идет от способа звукоизвлечения.

  3. Дать понятие «ритм» (от ритма в природе до музыкального ритма).

  4. При прослушивании звучания ударного музыкального инструмента, помочь увидеть особенности его «голоса», характера возможных движений (танцев).

  1. При сравнении ударных находить сходства и различия.

  1. Познакомить с литаврами: историческим прошлым, внешним видом, особенностями звукоизвлечения.

Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Да, да, такие как вы. Обратили ли вы внимание, что исполнение музыки называют игрой? ... Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты. Какими же они были? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Хорошо быть хозяином диковинного инструмента, который звучит по твоему желанию. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал себе инструмент поменьше, чтобы брать его с собой.

Задание детям:


  1. Натянуть кусок ткани и сделать примитивный ударный инструмент.

  2. Рассмотрев коллаж «Музыкального инструмента первобытного человека», дети должны определить, что общего у представленных инструментов (чтобы они зазвучали в них нужно ударить).
Вывод:

Поэтому эти музыкальные инструменты называют ударными . Их особенность - передают ритм. Ритму подчинено все живое в природе. А древние люди, в отличие от нас, жили в тесной связи с природой.

Задание детям - Просмотреть видеоклип «Настольная игра на барабанах без музыки» (6). Дать возможность обменяться впечатлениями. Обсудить услышанное по вопросам:


  • что необычного в этой музыке?

  • какие звуки услышали?

  • какие использовались музыкальные инструменты?

  • какие движения могут быть под эту музыку?

  • дети исполняют танец-импровизацию под звуки тамтамов.
- Все ударные музыкальные инструменты делятся на мембранные и самозвучащие. Мембрана - это «кожица», «перепонка», она натянута на жесткий корпус инструмента. Именно мембрана издает звук.

Задание детям:

Из представленных музыкальных инструментов (бубен, барабан, литавра) выбрать и назвать знакомые, показать, как извлекается звук, отстучать ритм. Выявить общее из всех инструментов, попытаться объяснить, почему все ударные круглой формы (чтобы кожа была равномерно натянута).

Прослушать отрывок из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Обсудить услышанное: какой музыкальный инструмент звучал, особенности мелодии...

Вывод: Барабан может быть использован как военный музыкальный инструмент. Попросить детей рассказать, что они знают об этом. Ю. Литов «Барабанщик» - с ритмическим аккомпанементом на барабане.

■ Дети сравнивают бубен и барабан. Они - музыкальные инструменты. После просмотра видеофрагмента «Танец атуров с бубном» (5), обсуждают, что увидели необычного, особенного.

Вывод: разное звукоизвлечение: у бубна - локтем, коленом, ладонью и т.д.

Познакомить детей с литаврами... Выявить отличия от других ударных инструментов: звук долгий и гулкий, определенной высоты, что зависит от натяжения мембраны. Послушать звучание в записи. (10) Обсудить услышанное.

Звучать может любой инструмент, по которому стукнули. Все, что было под рукой в доме, а особенно деревянного могло оказаться музыкальным инструментом.

Творческое задание детям: Играет детский оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, маракасы...). Мелодия по выбору детей. После выступления обсуждение, какими инструментами пользовались, особенности их звучания и звукоизвлечения (рассказывают дети).

Вывод: Ударные музыкальные инструменты довольно простые, но, например, деревянные расписные ложки - это не только ударный инструмент, но и произведение декоративно-прикладного искусства; а трещотка - деревянный старинный народный инструмент. Ее древние назначение - защита жилища и человека от злых духов.
Беседа 2.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментов.

  2. Помочь понять, что название «духовые» идет от способа звукоизвлечения.

  3. При прослушивании звучания духового музыкального инструмента помочь увидеть особенность его «голоса», чувства, которые он вызывает...

  4. При сравнении духовых находить сходства и различия.

  5. Развивать умение подбирать мелодию к двустишью.
Примерное содержание беседы и заданий детям.

Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.

Задание детям.


  • Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.

  • Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).

  • Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.
Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.

Слушание В. Агафонников «Дудка».

Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка (7), обсудить услышанное.

Задание детям:

Творческое задание детям:

Сочинить мелодию к словам:

Пастушок, Пастушок,

Заиграй скорей в рожок.

(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)

Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.

Дети слушают звучание свирели (8), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.

Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождается ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)

Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские, филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Творческое задание детям:

Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).

Беседа 3.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление о струнных музыкальных инструментах: историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия.

  2. Познакомить с домрой, ее необычной судьбой.

  3. Помочь понять смысл понятия «народные» музыкальные инструменты.

  4. Развивать умение чувствовать связь музыки и изобразительного искусства.

Примерное содержание беседы и заданий детям:

Дети стреляют из детского лука - что услышали?

Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. А ведь это и была первая струна. Кто-то услышал в этом звуке музыку и попробовал натянуть жилу - тетиву, чтобы получить не оружие, а музыкальный инструмент.

Задание детям:

Сравнить звучание длинной и короткой тетивы. Вывод: чем короче - тем тоньше звук; а значит, одна струна - 1 звук. Хочешь много звуков - натягивай много струн. Так появились струнные музыкальные инструменты. Они бываю щипковые и смычковые. На них играют двумя способами...

Задание детям.

Рассмотреть, сравнить по внешнему виду и звучанию гусли, балалайку, домру. Назвать знакомые инструменты.

Рассказ о домре. Инструмент с очень странной судьбой. Раньше он был очень распространен в России, но потом исчез... и родился заново.

Просмотреть видеофрагмент (11).

Святки - народный зимний праздник, связанный с приходом Нового года....Молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам и колядовали:

Сею - вею, подсеваю С Новым годом поздравляю!...

Но во время царствования Алексея Михайловича такие праздники были запрещены. Он повелел: « домры... и всякие гудебные... сосуды отнимать и, изломав.... Жечь». Так домра исчезла. А спустя много лет русский композитор В. В. Андреев возродил домру...., но уже в оркестре народных инструментов.

Но на месте домры появилась...(показ иллюстрации или инструмента). « Сцена на улице» Е. Честнякова, картины В. Васнецова «Гусляры».

В древних русских летописях и былинах упоминается славянский народный инструмент - гусли. Название его произошло от древнеславянского слова «гусла», значит «гудеть». Звук их действительно звонкий, струны долго гудят. Инструмент этот делали разной формы и играли на нем по-разному. (Показ иллюстраций разного вида гуслей - шлемовидные, крыловидные, трапециевидные).

Задание детям.

После просмотра видео отрывка из сказки «Садко» (где Садко играет на гуслях). Или Н. Римский-Корсаков «Заиграли мои гусельки» (песня Садко из оперы «Садко»). Определить особенности «голоса» гуслей, характер мелодии, способы звукоизвлечения:

Как во славном Ново-Городе,

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских.

Задание детям.

Посмотреть выступление балалаечников (8,9); или В. Агафонников «Балалайка». Определить особенности «голоса» балалайки, характера мелодии, эмоциональных чувств, которые она вызывает, движений, которые хочется под нее исполнять.

Балалайку очень любили - на ней играли по всей России. «Характер» у балалайки легкий. О ней сложили много песен и стихов.

Вечор Васенька по улице прошел,

Он и наигры наигрывает,

В балалаечку набрякивает -

Балалайка выговаривает

Задание детям.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились на занятиях.

Ответить на вопрос: Почему все эти музыкальные инструменты можно назвать народными? (За то, что народ их своими признал. Разговаривает с ними на «ты», как между своими водится, а не на «вы», как вежливость требует. Жизни народной не сторонится, в делах и забавах народных участвует; рукам музыкантов послушный; говором народным не брезгует, запросто с народом общается.)

Творческое задание детям.

Перед детьми 3 музыкальных инструмента: гусли, свирель, барабан. Необходимо примерить голоса инструментов к трем картинкам:


  • Водяные струи водопада звучали голосом....(гуслей). Потоки звуков играют, как потоки воды, солнечными бликами...; а голос гуслей звонкий, ясный, говорит, будто веселые искорки сыплются.

  • С тихого летнего луча ветер принес нежный голос... (свирели);

  • Звуки (барабана) вели войска а битву.
Звуки музыки не похожи на настоящие звуки водопада, лужайки, битвы. Но разве эти звуки обманули нас, сказали неправду? Нет, они правдивы. Они не просто рисовали картину, они рассказывали. Про задумчивость и покой природы, про вечное и изменчивое

В музыке есть такие краски, такие звучания, которые и вы, и я, и еще многие другие люди понимают одинаково. И это все сила музыки!
Беседа 4

Основные задачи:


  1. Закрепить представления о народных духовых, струнных, ударных музыкальных инструментах: особенности их звучания, звукоизвлечения, внешнего вида, исторического прошлого.

  2. Вызвать желание играть в музыкальные игры.

  3. Воспитывать стойкий интерес к музыке.
Примерное содержание.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились.

Вывод - что хотя они все такие разные, но все же удивительно похожие. Ну, прямо одна большая семья. Что же общего между ними? (Выслушиваются предположения детей). Общее то, что все они музыкальные инструменты. Все они называются хорошим мастеровым словом инструмент, потому что они.... (с их помощью человек делает музыкальную работу - мастерит звуки.)

Игра «Музыкальный магазинчик»:

Над входом висит «Музыкальный квадрат». Только тот, кто его разгадает, может войти: в квадрате спрятаны, среди остальных букв, названия музыкальных инструментов. Читать надо по вертикали и горизонтали.

Дети придумывают название «музыкальным монетам», рисуют их. Определяют, сколько будет стоить каждый музыкальный инструмент. Выбирают продавца (3) и покупателей. Продавец должен уметь представить музыкальный инструмент, чтобы покупатель захотел его купить.

Чтобы купить некоторые музыкальные инструменты (они спрятаны в красивых коробках), нужно узнать их: 1) по звучанию, обосновывая свой ответ. 2) по загадке. 3) по описанию.

Вывод:

Насколько игра увлекла детей, можно судить о результативности данного цикла бесед.
Использованная литература:


  1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: Программа «Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 240с. (Тропинки).

  2. Кленов А. Там, где музыка живет. 3-е изд., испр. - М.: Педагоки-Пресс, 1994.-152с. :ил.

  3. Левашева Г.Я. Рассказы из музыкальной шкатулки. Научно-художественная книга. Изд. 2-е, испр-е и доп. Рис. Н. Кошелькова. Л., Дет. Лит., 1975г, 144с.

  4. Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен: Дет. Энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта / Худ. О. Контарева. - Калининград: ГИПП Янтарный сказ, 1995 - 144с.

  5. Чукаш И. Дудочка и барабан. Изд. Дет. Литер., 1983г.

Валентина Юрьевна Иванцова
Цикл бесед о музыке «Как я знакомлю детей с музыкой». Беседа первая «Где живет музыка?»

Беседа первая «Где живет музыка?» - "Музыка и шум"

Мы живем в мире, который наполнен разными звуками! Звуки мы слышим

на улице, в транспорте, в доме. Какие звуки вы обычно слышите дома? Правильно! Это голоса ваших родных, скрип дивана или стула, звуки из телевизора. Множеством звуков встречает нас природа. Каких? (шелестит листва, воет ветер, стрекочет кузнечик, стучит дятел по стволу дерева, звон капель дождя, раскаты грома, журчанье воды, звон капели и т. д.) Вот видите, как много звуков мы с вами вспомнили! Мы не всегда можем определить происхождение звука, они сливаются и это уже не просто отдельные звуки, самый настоящий шум! Давайте прислушаемся… (слушание звуков детского сада и включить тихую музыку) И все-таки, в этом море звуков наше ухо легко выделяет особые звуки - музыкальные!

Искусство звука - это музыка. Своими особыми средствами музыкальные звуки передают впечатления от окружающего нас мира. Так, громкие, низкие звуки могут вызвать ощущение страха, тьмы, чего-то огромного и злого. И, наоборот, звуки могут рассказать о летней жаре, о ярком, ласковом солнышке, доброй мамочке…(отрывки – музыкальные примеры). Так где же живет музыка? А музыка живет среди людей, вместе с ними!Эти музыкальные звуки "сплетаются" в красивую мелодию, которую сочиняет человек. Людей, которые создают музыку называют композиторами.

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет-

Песню споем, потанцуем мы вместе с тобою!

Беседа для учащихся младших классов
« Знакомство с музыкальными инструментами ».

Что с музыкой сравнится по звучанию?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчание?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятение –

Любовь иль грусть, веселье иль печаль –

В любом, природой данном настроении

Вдруг начинает музыка звучать

В душе; звучит на струнах подсознания,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет,

Передавая радость иль страданье,

Сама душа, казалось бы поет!

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в гости к учащимся детской школы искусств. Они такие же как и вы, но отличаются тем, что каждый из них в стенах нашей школы обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте. Мы с вами познакомимся с различными музыкальными инструментами, послушаем как они звучат и услышим как играют на них наши ребята.

Фортепиано (или пианино) - это струнно-клавишный инструмент, получивший важное значение в музыкальной практике благодаря огромному звуковому диапазону и универсальным техническим возможностям. Изобретение фортепиано относится к началу 18 века и связано с именем итальянского мастера Бартоломео Кристофори. Заимствовав ряд особенностей клавесина и клавикорда (это предшественники фортепиано), он применил новый способ звукоизвлечения. При нажатии клавиши, специальная механика приводит в действие молоточек, который ударяет по струне. В момент опускания клавиши, особые глушители - демпферы - прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости, т. е. на фортепиано можно было играть и громко, и тихо (forte и piano), отсюда и название инструмента. У фортепиано есть родственный инструмент - большой красивый важный рояль, который стоит на трех изящных ножках. Рояль «живет» в концертном зале и исполняют на нем только концертные произведения. Клавиатуры фортепиано и рояля одинаковые, но звучит рояль более насыщенно и ярко. Для полного и красивого звука открывают специальную крышку. А теперь, ребята, послушаем как звучит этот замечательный инструмент. В исполнении учащихся детской школы искусств звучат произведения для фортепиано:

И. Бургмюллер « Изящный цветок »

П. Чайковский « Баба Яга » из « Детского альбома »

М. Мордасов « Давным-давно »

А теперь мы поговорим о русских народных инструментах.

Домра. Многие из вас, ребята, наверно видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутым на них тремя - четырьмя струнами.

Домра входит в состав оркестра русских народных инструментов. А сто лет назад никто не знал как выглядит домра. Ни одного инструменте не существовало в России, и даже рисунков, изображающих этот инструмент не сохранилось: в 17 веке ее казнили, как преступницу.

В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ, они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки, не всегда безобидные и над христианской религией. Это вызывало гнев властей, как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла.

Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек. Звучат концертные номера на домре в исполнении учащихся и преподавателей школы:

Э. Колмановский « Алеша »

Н. Олейников "Маленькое рондо"

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках она была самым распространенным музыкальным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный, треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Немногим более ста лет назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал дать простонародному « мужицкому инструменту » новую жизнь. По его указанию инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции. Андреев не только ввел балалайку в состав русского народного оркестра, но и выступал с сольными оркестрами.

Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, колледжах и консерваториях. (Звучат концертные номера на балалайке).

Еще один русский народный инструмент - баян - этоклавишно-духовой инструмент, получивший массовую популярность в России в 90-х годах 19 века. В настоящее время получил распространение так называемый готово-выборный баян, сочетающий в левой части наряду с готовыми басами и аккордами, выборную клавиатуру, переход на которую осуществляется при помощи переключателя.

"Только взял боец трехрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы вверх и вниз.

Позабытый, деревенский

Вдруг завел глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой."

Это "Василий Теркин" Твардовского. А сколько еще стихов, да еще и песен, и шуточных, и лирических, посвящено гармошке. Без этого инструмента и его родственных - баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в клубе, ни свадьбы...

Аккордеон тоже клавишный духовой инструмент. Подобно баяну, также обладает богатыми тембровыми и динамическими возможностями. Правая фортепианная клавиатура - характерный признак аккордеона. В отличие от баяна, тембр аккордеона более густой, распевный. И баян, и аккордеон используют как сольный и как аккомпанирующий инструмент, их включают в состав различных ансамблей. А теперь, ребята, послушайте игру наших юных музыкантов на баяне и аккордеоне. Звучат концертные номера в исполнении учащихся:

А. Тихончук "Полька" (аккордеон)

Я. Френкель "Вальс-расставание" из к/ф-ма "Женщины" (баян)

Еще один красивый, и очень популярный в наше время музыкальный инструмент - это гитара . История гитары восходит к глубокой древности. Этот инструмент появился около 4-х тысячелетий назад. Родина гитары неизвестна. Предками гитары считаются и египетская кифара, и древнегреческая китара (китарра), и дошедшая до нас лютня. До 16 века гитара была трех- и четырехструнной, играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). В 16 веке, уже в Испании, появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила именно в Испании, где она и стала подлинно народным инструментом. Во второй половине 17 века появляется шестиструнная гитара, опять же в Испании.

Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. Музыкальные возможности гитары оказались настолько велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Всему миру известны имена испанских и итальянских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора, Д. Агуадо, Ф. Карулли, М. Джулиани, М. Каркасси, а также русских - Соколовского, Макарова. И сейчас мы с вами послушаем в исполнении учащихся и их педагога очень необычный ансамбль - будут звучать две домры и гитара, и гитара в данном ансамбле исполняет не сольную партию, а будет играть партию аккомпанемента. (Звучит украинская нар. песня «Королек»).

А теперь, дорогие ребята, давайте вместе проверим как вы усвоили наш «урок». Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь узнать о каком музыкальном инструменте идет речь.

У какого инструмента есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно, это звонкий наш … (рояль).

Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка! Кто я, отгадай-ка! Озорная... (балалайка).

Он по виду - брат баяну, где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану, всем знаком... (аккордеон).

Она как забытая царица, что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси,

Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках

Складных песен звонкую сатиру

В старых сказках, баснях и стихах. (Домра).

У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет - если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем

Звенит струна, поет она, и песня всем ее слышна.

Он никогда не станет старым, тот инструмент зовем...(гитарой).

Список литературы:

1. Ю Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь», Санкт- Петербург - Москва «Музыка», 1998 год.

2. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах», Москва «Терра», 1996 год.

Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.


струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой) не станет старым.

Тот инструмент зовем...
(Гитарой)

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он Литературав и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
пляшет, и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
поет -

Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)

Звенит струна, поет она,
И песня струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)

Не кошено, не ро ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)

Не кошено, не,

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию серию небольших бесед о музыкальных инструментах. Это можно использовать в течение занятия в разделе «слушание музыки».

Актуальность этого материала обусловлена тем, что дети слушают множество музыкальных примеров, но нет возможности прослушать звучание некоторых музыкальных инструментов. Также, я подготовила небольшие видео сюжеты о каждом музыкальном инструменте.

Цели моего проекта:

Активизировать познавательный интерес детей к музыкальным инструментам;

Развить музыкальную культуру дошкольников;

Расширить знания учащихся о музыкальных инструментах;

Развивать тембровый слух дошкольников;

Воспитывать интерес к музыкальной культуре в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Просмотр видео-сюжета: Валерий Ковтун «Кумпарсита».

Кто-нибудь знает, как называется этот музыкальный инструмент?

Из чего состоит этот музыкальный инструмент? На какие другие музыкальные инструменты он похож?

У нас в России еще в старину был известен такой музыкальный инструмент, как гармошка. И уже потом, когда гармошку усовершенствовали, появился аккордеон. А еще есть похожий музыкальный инструмент – баян.

А вот посмотрите как изменился аккордеон с момента своего появления.

Просмотр слайд-шоу.

Предварительный просмотр:

АРФА (история инструмента)

Здравствуйте, уважаемый музыкальный инструмент! (показываю модель арфы) Как ваше имя?

Меня зовут арфа!

Сколько вам лет?

Пожалуй, пять, а то и десять тысяч лет…

Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная, как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.
Голос у Арфы негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, он убаюкивает, он утешает.

Но кто-то же первым сделал вас?

Ну, если вы так настаиваете. . . Какой-то первобытный охотник, пустив стрелу, вдруг услышал, как запела тетива лука. Натянул на дугу лука несколько жил. Получился многострунный щипковый инструмент. А где много струн - там я. Арфа

И последний вопрос: где вы сейчас работаете?
- В симфоническом оркестре, это моя основная работа. Не скрою, люблю красоваться в большом коллективе. Но я не отказываюсь выступать на концертной эстраде и одна. Очень охотно соглашаюсь играть в ансамбле - если нужно кому-то аккомпанировать. . .

Предварительный просмотр:

Показываю модель инструмента.

Вы знаете, как называется этот музыкальный инструмент?

Этот музыкальный инструмент называется скрипка. Ее называют королевой оркестра, потому что она обладает очень красивым и нежным звуком.

Впервые скрипка появилась в Италии.

Посмотрите, как выглядит скрипка спереди и сзади.

А это вид спереди и сбоку. Обратите внимание, какая она тоненькая.

А это знаменитая скрипка скрипичного мастера Антонио Страдивари. Посмотрите, какой у нее необычный рисунок.

А это скрипки в современной мастерской. Для изготовления скрипки используют специально обработанную древесину ели, липы, груши, клена, сосны, эбенового дерева, иногда используют древесину самшита или палисандрового дерева.

Хранить этот музыкальный инструмент и переносить нужно в специальном футляре.

Окончательный вариант игры на скрипке, когда инструмент лежит на плече музыканта, определился 200 лет назад.

А это вам показывают, как располагаются при игре на скрипке пальцы левой руки.

А еще скрипка всегда привлекала художников. Ее не просто изображали, а украшали и сам инструмент, использовали для разнообразия оформления.

В конце 20 века была изготовлена самая большая скрипка. Конечно, она не звучит в концертах.

Примерно 30 лет назад появилась новая модель скрипки – электронная скрипка. Электронные скрипки имеют самую разную форму и размеры.

А испанский художник придумал вот такую модель скрипки – из пистолетов. Но это только модель. Исполнить музыкальное произведение на ней не получится.

А вот необычный квартет: на одном электронном инструменте играют сразу четыре музыканта.

Рыдает скрипка, плачет среди ночи,

Так жалобно и тоненько поет.

Историю любви поведать хочет,

В мир сладких грез возвышенных зовет.

Предварительный просмотр:

Фортепиано.

Показываю детям модель музыкального инструмента.

Что вы можете об этом сказать? Что это такое? Как называется? Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?

Как вы считаете, ребята, а сколько лет может быть с момента создания ф-но?

А почему этот инструмент известен почти всем? Что же в нем такого особенного?

Фортепиано - клавишный струнный музыкальный инструмент - рояль (горизонтальный) и пианино (вертикальный). Название произошло от итал. forte - «громко» и piano - «тихо».

Появился этот инструмент примерно 300 лет назад.

А вам интересно, как устроен этот инструмент? (можно открыть и показать).

Главная деталь в этом инструменте – это клавиши. Они помогают извлекать музыкальные звуки. Клавиши на фортепиано черные и белые.

Любой уважающий себя хозяин большого дома считал необходимым наличие этого инструмента. Почему фортепиано стало таким популярным?

Свой настоящий вид инструмент приобрел 150 лет назад. И всего лишь 100 лет назад эти музыкальные инструменты стали изготавливать фабрики и заводы.

Совсем недавно появились новые - электронные пианино и синтезаторы . Посмотрите, какие интересные модели можно сейчас увидеть. (фото)

Из какого материала сделан инструмент? А как правильно обращаться с этим музыкальным инструментом?

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.

    «Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальном инструменте и его происхождении: скрипка»

    Цель: формирование сенсорных эталонов в процессе игры

    Программное содержание:

    1. Формировать умение:

    – находить геометрическую фигуру по образцу;

    2. Закрепить понятия «один», «много», «мало», «большой», «маленький».

    3. Закрепить знания у детей основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

    4. Упражнять в классификации предметов по одному признаку.

    5. Развивать речь, мышление, память.

    Материал для занятия: геометрические фигуры разные по цвету (красного, желтого, синего, зеленого) и форме (круги, квадраты, треугольники) – для вагонов (стульчиков), билеты, две коробки: маленькая и большая, морковь: 6 маленьких и 5 больших; маска зайца, табличка с изображением поезда.

    Ход занятия

    1. Посадка в поезд.

    – Ребята, любите ли вы путешествовать?
    – Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. А поедем мы в лес.
    – Посмотрите, сколько вагончиков в нашем поезде: много или мало?
    –Только нужно разобраться, где, чье место. Сейчас я вам раздам билеты. На билетах – фигуры (раздаю). Посмотрите внимательно каждый на свой билет и найдите в поезде вагончик точно с такой же фигурой.
    – Юля, найди свое место в поезде (и т.д. по очереди дети рассаживаются на места).
    – Ну вот, все расселись.. Отправляемся в путь. (включаем музыку)

    1. Встреча с зайчиком.

    – Приехали. Выходите. Мы в лесу. Пойдемте гулять по лесу.
    – Смотрите, кто это спрятался? (Зайчик.)
    – Что зайчик любит кушать?
    – Все лето растил зайчик на своем огороде морковь. Посмотрите, сколько моркови выросло на грядках в огороде: много или мало?
    (Много.)
    – Посмотрите на первую грядку и скажите, сколько морковок растет на ней? (1) (спросить 2–3 человек).
    – А теперь давайте посчитаем, сколько морковок выросло на второй грядке (1, 2) (попросить посчитать 3–4 человек).
    – А на последней грядке?
    (Много.)
    – Ребята, посмотрите внимательно на морковки и скажите, одинаковые они или разные. Чем они отличаются?
    – Ребята, зайчику требуется помощь. Одному ему не справится. Дело в том, что морковь зайчик собирает и хранит в ящиках: большие – в большом ящике, маленькие – в маленьком. Давайте поможем зайчику собрать морковь и разложить в ящики.
    (Дети по одному «срывают» морковь, говорят, какая она и кладут её в соответствующий ящик.)

    Дети прощаются с зайчиком.

    1. Дорога к лесной полянке

    Чтобы добраться до лесной полянки, нужно пройти через болото. Посмотрите, какие на болоте цветные кочки. Прыгаем по кочкам, через болото. Каждый выбирает свой цвет (на билете) и должен перебраться на другой берег, чтобы поехать в обратный путь.

    Молодцы, ребята! Отлично справились.

    А теперь садитесь в поезд (дети садятся на свои места ).
    – Давайте попрощаемся с лесом. До свидания, лес!

    6) Итог занятия.

    – Ребята, вам понравилось наше путешествие?
    – На чем мы путешествовали?
    – Каким зверям помогали?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»

    Цель: Способствовать нравственному развитию ребёнка путём формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре общения; формировать интерес к общению со взрослыми...

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о правильном питании.

    Цель: формировать у детей представление о необходимых телу человека веществах и витаминах, рассказать детям о роли витаминов в жизни человека. Познакомить их с понятием «витамины», закрепить знания о...