Урок вежливости в начальной школе. Классный час "урок вежливости" Вежливый урок

Анастасия Кириллова
Разработка занятия «Урок вежливости»

Цель занятия:

Углубить знания детей о вежливости;

Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости.

Задачи занятия:

Прививать детям этические нормы поведения;

Сплочение коллектива.

Ход урока

Здравствуйте ребята, очень рада вас всех видеть. Я предлагаю в начале поиграть в одну игру. (Игра «Комплименты»)

Вступительная часть

Сегодня мы с вами будем говорить об очень важной теме – о вежливости. Вежливость основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались людьми на протяжении многих лет. В последствии эти правила называют этикетом. Но, к сожалению, люди стали об этих правилах забывать. Поэтому сегодня давайте вспомним, что значит быть вежливым.

Основная часть

Какого человека вы считаете вежливым? (ответы) Главное, вежливый человек знает вежливые слова. Вот сейчас я посмотрю насколько хорошо вы знаете вежливые слова. Сейчас каждый ряд по очереди будет называть одно вежливое слово. За каждое названное слово я буду ряду давать по жетончику, чур, не повторяться! В конце игры мы увидим, какой из рядов самый вежливый. Главным образом я буду смотреть на ваше поведение. Ведь вежливость заключается еще и в умении слушать другого человека.

Молодцы, вы все очень вежливые и воспитанные.

А только ли слова должны быть вежливыми? Нет. Еще и поступки! Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки.

Я как-то стояла в очереди в магазине и наблюдала такую картину. Стояли две девушки, только одна размахивала туда-сюда своей сумкой и громко разговаривала по телефону. Вторая же тихонько стояла и спокойно ждала своей очереди. Очередь была длинная, и та, что с большой сумкой начала ходить туда-сюда возле кассы и кричать, чтобы позвали еще одного продавца. А та, что тише себя вела, просто молча подошла на другую кассу, куда уже пришел другой продавец.

Кого из девушек можно было назвать вежливой?

Какие ошибки допустила девушка с сумкой?

Как нужно было поступить?

Мы должны всегда помнить, что мы все живём, учимся не в одиночестве. Мы находимся в постоянном окружении людей. Дома – это твоя семья, в школе – твои одноклассники, во дворе – твои друзья. И к каждому из них нужно относится уважительно.

Ребята, а вы знаете, что от того, как у тебя складываются отношения с другими людьми, во многом зависит не только твое настроение, но и здоровье. Твое и твоих родных и близких. Наше настроение напрямую связано со здоровьем. Помните я говорила о том, что главная составляющая нашего здоровья – хорошее настроение? Сегодня все доктора знают и часто говорят о том, что оптимисты реже болеют, а даже если заболеют, то восстанавливаются гораздо быстрее. Поэтому нужно совершать хорошие и вежливые поступки, чтобы это хорошее к тебе возвращалось.

Давайте встанем из-за парт и немного разомнемся. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить руками блох,

И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай.

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям -

Лисицам и медведям,

Знакомым просто уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

(С. Маршак)

Есть ученики, которые хотят показать себя обходительными и вежливыми: почтительно здороваются с учителями, извиняются, если причинят кому-либо беспокойство, но случается и так, что дома, в общении с родными, они бывает резким, невнимательным и грубым. Для таких людей нормы этикета – только маска, которую они надевают, чтобы выглядеть воспитанными. Но важно БЫТЬ, а не казаться воспитанным и культурным человеком.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: а зачем нам быть вежливыми? (ответы)

Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А сейчас я предлагаю дополнить наши цветы вежливости. Для этого мне нужны по добровольцу от каждой команды. Сейчас я им буду зачитывать ситуации, а они будут рассказывать, как правильно поступать в данной ситуации. Каждому я буду задавать вопрос по очереди.

1. Ты идёшь со своим другом по улице. Вам навстречу идёт человек – тебе незнакомый, но твой друг с ним здоровается. Твои действия – как ты поступаешь в этом случае?

2. Ты заходишь в кабинет, где кроме твоего классного руководителя, находятся ещё два педагога. Тебе нужно обратиться к классному руководителю. Твои действия?

3. Ты заходишь в свой классный кабинет 14 февраля – день Святого Валентина, и в присутствии всех ребят вручаешь небольшие презенты трём товарищам.

4. Перемена. Каждый из одноклассников занимается, чем хочет. Кто-то общается, кто-то шутит, смеётся, бегает. Но одна девочка сидит за партой, положив голову на руки. Возможно, она плачет или спит?

5. На перемене ты стоишь в кругу одноклассников. Подходит учитель и говорит, что ты как самый лучший из класса, должен помочь перенести книги и журналы, и тогда тебя наградят грамотой. Все ребята отвернулись. Твои действия?

6. Тебе необходимо забрать сестрёнку из детского сада. Подходишь к садику, и видишь двух женщин, которые ругаются в проходе и не дают тебе пройти. Время ограничено. Твои действия?

7. Твой друг знакомит тебя со своим другом и приглашает пойти погулять. Вам не понравился новый знакомый. Но в то же время хочется прогуляться со своим другом. Как поступишь?

8. Ты иногда помогаешь своей соседке – старенькой бабушке – купить продуктов. Твои друзья всё время над тобой посмеиваются. Твои действия?

9. Ты увидел, как у впереди идущей женщины выпал из сумки кошелек. Что ты будешь делать?

Молодцы, вы хорошо поработали! А теперь я хочу вам прочитать историю про одного мальчика.

"Волшебное слово" - В. А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

С тобой что-то случилось?

А вам-то что? - покосился на него Павлик.

Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому.

Убежишь?

Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. прямо тряпкой, тряпкой.

Павлик засопел от обиды.

Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. -Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

Что же, не берёт тебя брат?

А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово.

Павлик раскрыл рот.

Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза.

А какое слово?

Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово. "

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

Лена, дай мне одну краску. пожалуйста.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

Какую тебе?

Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

Дай мне кусочек пирожка. пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

Горяченького. горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

"Помогло! Опять помогло!"

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Ребята, а что же помогло Павлику? (Павлик использовал вежливое слово, и оно помогло ему в общении со своими родными и близкими)

Если вы, обращаясь к любому человеку, используете «волшебные» слова, то с людьми происходят чудеса – они становятся добрее, приветливее и, наверное, не откажут в просьбе.

Заключительная часть

Дорогие ребята! Я советую вам быть всегда вежливыми, приветливыми, дарить людям радость, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. Спасибо вам за работу!

Методическая разработка классного часа

«Урок вежливости»

Методическая характеристика темы

Цели:

Развивающая:

    расширить знания воспитанниц о культуре поведения.

Познавательная:

    знакомство воспитанниц с правилами поведения в общественных местах.

Воспитательная:

    формирование положительного отношения к правилам поведения.

Задача классного часа :

    формирование у воспитанниц этической культуры.

Время занятия : 35 минут

Оборудование : мультимедийная презентация.

Ход проведения классного часа

«Урок вежливости»

На доске цитаты:

«Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как вежливость». (Сервантес).

«В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости…, остроумие становится в нем шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью» (Д. Локк).

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». (Ж.-Ж. Руссо).

Вступительное слово классного руководителя. Вежливость - это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек - учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Сообщение воспитанницы об истории происхождения слова «вежливость».

Классный руководитель. Вежливость можно заменить словом «этикет». Давайте с вами вспомним:

- откуда и когда произошло слово «этикет»?

- когда зародился этикет?

- какие виды этикета существуют?

- Без чего невозможен этикет (без каких понятий?)

Ответы воспитанниц.

Классный руководитель. Истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, дома и т.д.? Увы! Не все и не всегда! Кому из нас не приходилось сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства? Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то малокультурный невоспитанный человек. Именно про таких людей Д. Локк говорил: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, остроумие становится в нем шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью».

- А какого человека можно назвать воспитанным?

Ответы воспитанниц.

Классный руководитель. Воспитанному человеку, как правило, присущи хорошие манеры.

- А что такое манеры?Ответы воспитанниц.

Манеры - это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека. К хорошим манерам относится: соблюдение правил культурного общения, вежливость, учтивость, пунктуальность, точность, высказывание уважения и благодарности другим людям, придержать дверь перед выходящим человеком - все это хорошие манеры.

Задание: на доске нарисован человечек. Предлагается каждой из воспитанниц «подарить» ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики воспитанного человека).

Воспитанницы выполняют задание, дают комментарии.

Классный руководитель. Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, уважает окружающих, помогает им и словом, и делом, соблюдает общепринятые нормы поведения, мы считаем культурным, воспитанным, вежливым. Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Вопрос: Какие же вежливые слова рождает тепло души?

Воспитанницы перечисляют вежливые слова.
1. Здравствуйте!
2. Будьте добры.
3. Спасибо.
4. Будьте любезны.
5. Извините.
6. Доброе утро!
7. Благодарю.
8. Спокойной ночи!
9. Пожалуйста.
10. Добрый день!
11. До свидания!
12. Добрый вечер!
13. Скажите, который час?
14. Извините за беспокойство.

Классный руководитель. Для того чтобы каждый из нас был вежливым, необходимо соблюдать следующие правила:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
7. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

8. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

9. Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова.

Классный руководитель. Задание 1 . Вы отправляетесь в театр или музей, но так как данные места расположены далеко, вы вынуждены воспользоваться общественным транспортом. Перечислите правила поведения в общественном транспорте.

Воспитанницы делают выводы, чего нельзя делать в общественном транспорте:

    бросать бумагу на пол, ибо транспорт – это не общественная урна;

    громко чихать и кашлять;

    заглядывать в газету, которую читает другой пассажир;

    вытягивать ноги в проход;

    в переполненном транспорте ставить сумки на сидячие места;

    громко разговаривать.

Классный руководитель. Задание 2. Итак, вы в общественном месте. Назовите правила поведения в театре, в музее, в кино, на концерте.
Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке.

При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.

Правила поведения в музеях и на выставках.

При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника.

Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

Классный руководитель. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

Задание 3. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
№ 1

Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный. Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный. Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.


Урок 1 «Зачем быть вежливым» Урок 1 «Зачем быть вежливым» Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.


Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Извините! Добрый день! Извините! Простите! Добрый вечер! Простите! Добрый вечер! До свидания! До свидания! До скорой встречи!


Из словаря Ожегова С.И. Из словаря Ожегова С.И. Здравствуйте Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья). Пожалуйста Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность. Извините Извините – попросить прощение. Спасибо – Спасибо – выражение благодарности. До свидания До свидания – приветствие при прощании.


Узелки на память Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина должен первым произнести приветствие. А женщина должна первой протянуть руку Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина должен первым произнести приветствие. А женщина должна первой протянуть руку Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке. Войдя в дом, или в кабинет к кому- нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки. Войдя в дом, или в кабинет к кому- нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки.


Узелки на память В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним. В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.


Узелки на память В транспорте вежливый мужчина обязательно уступит место женщине. В транспорте вежливый мужчина обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой. Тем более пожилой. В гостях, на собрании или в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина.


Урок 2 «Как вести себя с мамой, папой, бабушкой и дедушкой» Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям хорошо. Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям хорошо.


Азбука вежливости Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту своё время. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту своё время. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Всегда уступай своё место в транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны. Всегда уступай своё место в транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.


Урок 3 «Дом, в котором ты живёшь» Урок 3 «Дом, в котором ты живёшь» Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близкие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом. Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близкие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом.


Правила вежливого поведения Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке. Не следует разговаривать с набитым ртом. Не следует разговаривать с набитым ртом. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть.


Правила вежливого поведения Суп едят ложкой правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Суп едят ложкой правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.


Правила вежливого поведения откусывать от целого куска. откусывать от целого куска. После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично) После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично) Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой. Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято


Игра Словарь вежливых слов Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО. Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО. Зазеленеет старый пень, Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Зазеленеет старый пень, Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО. Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ. Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ. И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».

А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.

В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.

Этикет для детей. Уроки вежливости

При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:

  1. Озвучить правило, норму поведения
  2. Показать на практике или в игре
  3. Поддержать ребенка в исполнении
  4. Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
  5. Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса

Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.

8 способов обучения детей вежливости

1. Игра.

Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».

Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.

Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).

Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.

В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй ).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну…(извините) .

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет ).

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания ).

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста ).

Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю) .
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь !

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны ),
Будьте…(добры ).

Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо )!

Основные правила поведения за столом:

  • Вымыть руки перед едой
  • Пользоваться салфеткой
  • Не разговаривать, пережевывая
  • Не ковыряться руками в тарелке
  • Начинать кушать вместе со всеми
  • Не шататься на стуле
  • Благодарить за вкусную еду
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Просить передать то, что не можешь достать
  • Обслуживать соседа по столу

В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!

2. Чтение книг.

Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится . Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.

Из современных изданий популярна энциклопедия для и « » Татьяны Шорыгиной.

Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:

  • Не заламывать углы
  • Не рвать страницы
  • Возвращать книги на место
  • Не рисовать
  • Анализировать прочитанное
  • Делиться прочитанным с другими членами семьи
  • Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу

3. Песочная терапия.

Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:

  • Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
  • Я поиграю сам, а потом дам тебе
  • Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
  • Пожалуйста, перестань делать….
  • Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
  • Давай вместе строить тоннель
  • Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить...
  • Присоединяйся, вместе веселее!


4. Фольклор.

Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:

Этикет в пословицах и поговорках

  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать - умей и смолчать.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
  • Напои, накорми, а после расспроси.

Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.

5. Сказки .

Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:

  • Ходить в гости с пустыми руками неприлично
  • Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
  • Хвастаться нехорошо
  • Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
  • Предлагать помощь нуждающемуся

6. Мамины истории.

Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:

  • Вежливо отвечает на звонок
  • Просит о помощи, когда не может справиться сам
  • Благодарит за оказанную услугу
  • Придерживает дверь, если следом кто-то идет
  • Пропускает сестричку вперед
  • Уступает место пожилому человеку
  • Говорит искренние комплименты вслух
  • Спрашивает, который час
  • Хранит доверенную тайну
  • Уходя, прощается
  • Пишет письмо
  • Дарит открытку другу на день рождения


7. Обсуждения.

Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.

8. Личный пример .

А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!

И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.

Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:

Вежливого вам окружения!

С теплотой и любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Урок вежливости «Как стать волшебником»

(Сценарий внеклассного мероприятия

по речевому этикету в 5 классе)

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям и необходимости соблюдать правила вежливости, прививать учащимся правила воспитанности и чувства ответственности за свое поведение в обществе, воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.

Оборудование: таблички с «вежливыми» словами «здравствуй», «спасибо», «пожалуйста», «извините» и др., импровизированная волшебная палочка, ситуативные картинки и рисунки на тему вежливого поведения.

В роли ведущих выступают старшеклассники.

Ход внеклассного мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, ребята!

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Вы уже, конечно, задумывались над тем, кем вы хотите стать?

(ответы пятиклассников)

Ведущий 2: Вас впереди ждёт очень много славных дел: вы станете врачами, юристами, программистами, инженерами, художниками, бизнесменами, политиками… Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми.

Ведущий 1: А какого человека мы назовём хорошим? Какими качествами он должен обладать? (ответы пятиклассников: умным, честным, справедливым, мужественным, надёжным, добрым, отзывчивым и, конечно же, вежливым)

Ведущий 2: Именно о вежливости мы сегодня и поведём речь. Наш небольшой урок вежливости называется «Как стать волшебником». Поднимите руку, кто из вас хотел бы хоть на минуту превратиться в волшебника! (пятиклассники поднимают руки)

Ведущий 1: Молодцы! А что необходимо волшебнику, чтобы творить свои добрые чудеса? (ответы пятиклассников: волшебная палочка и волшебные слова, ведущий показывает волшебную палочку) А волшебным словам мы будем сегодня учиться. Помните, в сказке о Золушке один из персонажей говорил: «Я не волшебник, я только учусь!» Попробуем и мы с вами научиться быть волшебниками.

Ведущий 2: Стать добрым волшебником ну-ка попробуй! Здесь хитрости вовсе не нужно особой Понять и исполнить желанье другого – Одно удовольствие, честное слово!

Ведущий 1: Какая же хитрость нужна доброму волшебнику? (ответы пятиклассников: волшебные слова) Много на свете есть простых, добрых умных, полезных слов, но не все из них превращаются в волшебные. Волшебными становятся только те, без которых просто невозможно обойтись.

Ведущий 2: Какие волшебные слова вы знаете? Давайте вспомним их все вместе.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(пятиклассники хором: спасибо , ведущий вешает на доску плакат с этим словом). Ведущий 1: Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(прости, пожалуйста) .
Ведущий 2: Зазеленеет старый пень
Когда услышит …(добрый день) .
Ведущий 1: Если больше есть не в силах
Скажем маме мы …(спасибо) .

Ведущий 2: Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
Ведущий 1: В России, Франции и в Дании
На прощанье говорим …(до свидания) .

Ведущий 2: А какие ещё волшебные слова вы знаете? (ответы пятиклассников, ведущие вешают на доску плакаты с этими словами: Будьте добры. Будьте любезны. Извините. Простите! Доброе утро! Благодарю. Спокойной ночи! Добрый день! Добрый вечер! Скажите, который час? Извините за беспокойство )

Ведущий 1: Именно эти слова часто употребляют в своей речи воспитанные, вежливые люди. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливый человек – воспитанный, соблюдающий правила поведения, принятые в обществе.

Ведущий 2: Слово «вежливость» образовалось от старинного слова «вежа», которое еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Быть вежливым – значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают.

Ведущий 1: На Руси первые письменные правила вежливости были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. Где ни остано витесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего. Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем. Больного посещайте, мертвого приходите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

Ведущий 2: А знаете ли вы историю происхождения каких-либо добрых, вежливых слов? (ответы пятиклассников)

Ученик 1: В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» «Спаси Бог» превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Ученик 2: Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста!»

Ученик 3: Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «Извините!»

Ученик 4: «Здравствуйте» – слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова – пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» – быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – значит, будь здоров!

Правило запомни, а знаешь – повтори:

Старшим это слово первым говори!

Ведущий 1: Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Ведущий 2: Сейчас мы решим речевые ситуации и выясним, насколько вы вежливы. Ответьте на вопрос: как нужно здороваться

    с пожилым человеком,

    с мужчиной,

    с женщиной, с равным себе?

(ответы пятиклассников) Ведущий подводит итог: предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно.

Ведущий 1: Опишите речевые ситуации, изображённые на рисунках. Как бы вы поступили в данном случае?

Ведущий 2: Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: – Извините, я ошибку признаю. На урок пришел учитель, положил на стол журнал,
Следом Витя: – Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров, покажите нам на карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя, – я к уроку не готов.
Спор давно ведется в классе, вежлив Витя или нет,
Разберитесь в споре этом и пришлите нам ответ.
– Какой ответ можно дать? (ответы пятиклассников) Ведущий подводит итог: нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливостью

Ведущий 1: Правила вежливости нужно не только знать, но и выполнять. Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Рука вверх – вежливо! Рука без движения – невежливо!

– Поздороваться при встрече...– Толкнуть, но не извиниться...– Перебивать во время разговора...– Уметь соблюдать на уроке тишину...– Уметь выслушать друга…– Пропустить вперед девочек...– Сказать, уходя: «До свидания!»…– Громко разговаривать...– Помочь поднять упавшую вещь...– Обозвать обидным словом соседа... – Сказать в столовой: «Приятного аппетита»…

Ведущий 2: Какие правила вежливости вы знаете? Сформулируйте их в в стихотворной форме (пятиклассники читают стихи)

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.Ежели вы вежливы и к совести не глухи
Вы место без протеста уступите старухе.И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,Не будете с товарищем трещать, как две сороки.И ежели вы вежливы, поможете вы мамеИ помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.И ежели вы вежливы, то вы в библиотекеНекрасова и Гоголя возьмете не навеки.И ежели вы вежливы, вы книжечку вернетеВ опрятном, не измазанном и целом переплете.И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётейИ с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.И ежели вы вежливы тому, кто послабее,Вы будете защитником пред сильным не робея. (С.Я.Маршак.)
Вова разбил драгоценную вазу, Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но Вова нашёлся: взглянул им в глаза И робко, и тихо «Простите» сказал. И мама молчит. Улыбается даже: – Мы купим другую, есть лучше в продаже... «Простите…» – казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое волшебное слово! Пошёл я гулять, и в саду по привычке Я дёрнул девчонку за обе косички. На крик прибежала девчонкина мать, Меня изловчилась за ухо поймать. Попробовать что ли? И в землю куда-то «Простите меня» я шепнул виновато. «Ступай!» – улыбнулась мамаша слегка, И ухо моё отпустила рука. «Простите…» Ура! Убедился я снова, Какое оно волшебное слово! (В.Юсупов)
Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, С добрым утром!- я кричу. Добрый день! – кричу я вслед Всем идущим на обед! «Добрый вечер!» – так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. (О. Дриз)

Ведущий 1: Вспомните, как называется наш урок? (ответы пятиклассников) Наш небольшой урок вежливости называется «Как стать волшебником». Что же необходимо всем нам, чтобы мир стал добрее и наполнился волшебством? (ответы пятиклассников) Да, мы должны знать и употреблять в своей речи словесные формулы вежливости.

Ведущий 2: Вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках. Мы с вами находимся в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в магазине, в школе, на улице, в театре. Существует много правил, но главное в них – заботиться о близких, всегда быть воспитанными доброжелательными к людям, уметь дружить.

Использованная литература:

    Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы в школе. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2010

    Данилов С.В.Праздник длиною в жизнь. С.П-б.: КАРО, 2001.

    Иващенко З.Ю. Уроки вежливости. – М. Пестиж, 2011

    Косова Г.В. Школа вежливости. – Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2008.

    Лупоядова Л.Ю. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008.