Рассказ воспитателя про насекомых 2 младшая. Проект по экологии «Наши маленькие соседи

Елена Быкова
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Насекомые»

Тема: «Насекомые»

Тип проекта: творческо-познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители,

воспитатель Быкова Е. М.

ПАСПОРТ ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

«НАСЕКОМЫЕ»

Актуальность: Формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться. Сформировать у детей представления о насекомых, их пользе и вреде, развивать творческие способности.

Цель: Формирование представлений о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.

Гипотеза: Формирование общего представления и видения окружающего мира, эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.

Задачи проекта:

1. Активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.

2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

3. Расширять знания об окружающем мире, о пользе насекомых в природе.

4. Развивать творческие способности детей.

5. Развивать речь детей,активизировать словарный запас.

6. Стимулировать творческую активность детей.

7. Вовлекать родителей в педагогический процесс группы.

Проектная идея: Расширить познавательный интерес у детей. Дети готовы охранять и защищать насекомых.

Ожидаемый результат:

Расширить познавательный интерес у детей;

Сформировать положительно-эмоциональное и осознанное;

Отношение к насекомым и их среде обитания;

Готовность охранять и защищать насекомых.

1 этап:

1. Сбор загадок и стихотворений о насекомых.

2. Подбор литературных произведений о насекомых.

3. Подбор иллюстрированного материала по теме.

2 этап:

1. Работа с родителями

Консультации для родителей:

- «Если ребенок боится насекомых»

- «Первая помощь при укусах насекомых»

2. Наблюдения на прогулках за насекомыми.

3 этап:

1. Д\и «Кого не стало?», «Четвертый лишний»

2. Художественное творчество (рисование) «Жучки в траве»

3. Лепка «Гусеница»

4. Лепка «Божья коровка на листочке»

5. Ручной труд «Пчелки»

4 этап: презентация

1. Выставка детских работ.

2. Выставка аппликационных работ (рисунков) руками родителей на тему: «Мир насекомых»

Справочная и художественная литература:

1) Лыкова И. А. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Карапуз-дидактика, 2007

2) С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Мозаика-синтез, 2005

3) Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. «Дидактическая игра как средство развития дошкольников 3-7 лет» Методическое пособие, М: ТЦ «Сфера», 2013

4) Наборы открыток «Бабочки», «Жуки», «У водоема»

5) К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище»

6) В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Зеленый пруд»

7) Мультфильмы «Под грибом», «Муравьишка-хвастунишка», «Как муравьишка домой спешил» по сказкам В. Г. Сутеева.

8) Н. Сладков «Пестрые крылья» изд. «Детская литература», Москва, 1972

9) В. Танасийчук «Шестиногие соседи» изд. «Детская литература», 1973

10) В. Д. Берестов «Как найти дорогу».

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:

№ Мероприятия//Ответственный//Срок

1. Рассматривание иллюстраций насекомых//воспитатель//1 день

2. Худ. -эстет. Развитие-рисование «Жучки в

3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха-

цокотуха»

4. Пальчиковая игра «Бабочка»

1. Беседа «Какую пользу приносят насекомые?»//воспитатель//2 день

2. Пальчиковая игра «Насекомые»

3. С/р игра «В гости к бабочке пришли»

4. Чтение В. Бианки «Как муравьишка

домой спешил»

5. Рассматривание открыток «У водоема»

1. Позн. развитие- Беседа «Признаки насекомых»//воспитатель//3 день

2. Физ. развитие П/и «Поймай комара»

3. НОД Лепка «Гусеница»

4. Просмотр мультфильма «Под грибом»

5. Чтение К. Чуковский «Тараканище»

1. Позн. развитие-Ситуативная беседа «Бабочка намочила крылья»//воспитатель//4 день

2. Пальчиковая игра «Бабочка»

3. Отгадывание загадок о насекомых

4. Рассматривание открыток «Бабочки»

5. Чтение В. Бианки «Зеленый пруд»

1. Проблемная ситуация «Если насекомые исчезнут?»//воспитатель//5 день

2. НОД Лепка «Божья коровка на листочке»

3. Выкладывание бабочки из счетных

4. Чтение В. Д. Берестов «Как найти дорогу»

1. Речевое развитие-Дыхательное упр-е «Чья бабочка дальше улетит?»//воспитатель//6 день

2. Игры с прищепками «Сделай бабочку»

3. Чтение стихотворений о насекомых

4. Ручной труд «Пчелки» (бросовый матер.)

5. Рассматривание открыток «Жуки»

Презентация: Выставка детских работ.

Выставка аппликаций руками родителей

«Мир насекомых»

Публикации по теме:

Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Здоровейка» Тип проекта: По числу участников: групповой; По времени проведения: краткосрочный (1 месяц); Срок реализации: ноябрь- декабрь 2016 год;.

Краткосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Чудо-дерево» Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление.

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Елочка - живая иголочка» Тип проекта: познавательный, творческий Участники проекта: Дети.

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Мои любимые питомцы» Краткосрочный проект во второй младшей группе «Мои любимые питомцы» Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность:.

Тип проекта: краткосрочный, творческий. Цель проекта: Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать.

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Наши папы защитники Отечества» Цель: Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах, как защитниках «малой» и «большой» Родины. Воспитания уважения.

Проект для детей 3-4 лет: «Почему насекомые наши друзья?»

Вид проекта : творческий
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: 1 неделя
Актуальность:
Лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми.
Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их.
Цель : Формирование представления о насекомых, их пользе или вреде.
Задачи:
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (муравей, муха, паук, жук, гусеница, пчела),о их роли в природе и жизни человека.
Активизировать мыслительную поисковую деятельность детей.
Развивать творческие способности детей.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
Прививать бережное отношение к живому миру.
Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ.
Планируемый результат:
У детей сформированы элементарные представления о насекомых(умеют называть и различать муравья, жука, муху, пчелу, гусеницу, паука, знают их отличительные особенности), имеют знания о роли насекомых в природе и жизни человека.

Этапы реализации:

Аналитический (выявление знаний детей о насекомых через беседы)
- Подготовительный (Подбор литературы, иллюстрационного материала, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы, взаимодействие с семьей)
- Практический (Реализация проекта)
- Заключительный (Физкультурное развлечение «На полянке»)

На первом этапе я определила уровень знания детей о насекомых с помощью бесед «Знаете ли вы кто такие насекомые?», вопросов о пользе насекомых, а так же из разговора с родителями я поняла, что знания детей по данной теме скудны. И в соответствии с этим составила план работы над проектом.
На втором этапе сделала подборку методической литературы для себя и художественной литературы для детей: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и др., изготовила дидактическую игру: «Собери гусеницу»,атрибуты к подвижным играм, подобрала иллюстративный материал, подобрала консультации для работы с родителями. Весь практический этап посвящен деятельности с детьми, а так же родителями. Все виды деятелности распределила по дням.
Заключительный этап провела в форме физкультурного развлечения на полянке, где дети закрепили знания, полученные во время проведения проекта.
Фотоматериалы
Наблюдение за насекомыми

Беседа о пользе насекомых


Чтение художественных произведений


Рассматривание иллюстраций


Подборка художественной литературы


НОД лепка. Тема «Гусеница»



НОД рисование
Тема «Гусеница»



НОД аппликация с элементами рисования
Тема «Жук»



Рисование на песке
Тема «Веселый паучок»


Пальчиковая гимнастика «Насекомые»


Дидактическая игра «Собери гусеницу»


Подвижная игра «Паучок»


Игра малой подвижности «Найди пчелку в группе»


Дидактическая игра с песком «Соедини по точкам и скажи, кто получился?»


Физкультурное развлечение «На полянке»


Консультация для родителей «Что нужно знать о насекомых?»
Папка –передвижка «Опасные насекомые»

Приложение 1

План реализации проекта «Почему насекомые наши друзья?»
Понедельник:
1 половина дня: Беседа «Кто такие насекомые?» Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха», рассматривание иллюстраций к сказке.
Прогулка: наблюдение за гусеницей, п/и «Комарики».
2 половина дня: д/и «Соедини по точкам и скажи, кто получился?».
Вторник:
1 половина дня: беседа о пользе насекомых, лепка «Гусеница».
Прогулка: п/и «Паучок».
2 половина дня: пальчиковая гимнастика «Паучок», работа в книжном уголке «Рассматривание иллюстраций о насекомых».
Среда:
1 половина дня: Пальчиковая игра «Насекомые», конструирование «Построим муравейник»
Прогулка: наблюдение за муравьями, п/и «Комарики»
2 половина дня: Чтение худ.литературы «Как муравьишка домой спешил» В.Бианки, д/и «Собери гусеницу».
Четверг:
1 половина дня: Аппликация с элементами рисования «Жук», отгадывание загадок о насекомых.
Прогулка: Рисование на песке «Насекомые», Разучивание «Песенка жука»
2 половина дня: игра малой подвижности «Найди пчелку в группе», чтение сказки К.Чуковского «Тараканище»
Пятница
1 половина дня: Рисование «Гусеница», ситуативная беседа «Почему насекомые наши друзья?»
Прогулка: наблюдение за насекомыми на участке
2 половина дня: Физкультурное развлечение «На полянке»

Приложение 2

Физкультурное развлечение «На полянке»
Программное содержание:
Закрепить представления детей о многообразии насекомых,
Учить детей бережно относиться к насекомым, любоваться их красотой.
Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе
отгадывания загадок
Активировать познавательный интерес к природе.
Развивать воображение, пластику.
Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в
лесу, на лугу, у водоёма.
Закреплять умения изображать насекомых по замыслу детей.
Материал: спортивные атрибуты, магниты насекомых, карточки с изображением насекомых, цветные мелки.
ХОД:
Воспитатель:
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но, вчера приснилось мне,
Что в гостях я побывала
На неведомой земле.
И с тех пор, мне нет покоя –
Землю ту хочу узнать,
И прошу я вас, ребята,
Всё о ней мне рассказать.
Воспитатель: Земля это леса, моря, горы,реки, луга и поля.Лес – это дом, где много разных деревьев, животных, птиц, растений, насекомых. Они нужны друг другу!
В-ль:! Вот и расскажите нам о жителях земли. Только никого не забудьте.
Дети называют, какие звери живут в лесу, каких лесных птиц они знают.
В-ль.: Сейчас мы с вами отправимся на полянку. А что это за горка такая, возвышенность? (Показывает на муравейник)
Дети: Это муравейник. Там живут муравьи. А ещё в лесу живут жуки, пауки, комары (прикрепляют на картину магниты с насекомыми).
В-ль: Молодцы! Скажите как, одним словом можно назвать их всех!
Дети: Насекомые…
Воспитатель:Кто такие насекомые?
Дети: Это животные, у них 6 ног, есть брюшко, голова, умеют маскироваться. Могут прыгать, летать, ползать, ходить Насекомых много на лугу.
Воспитатель.: А хотите на некоторое время превратиться в разных насекомых. Хотите?
Дети: Хотим!
В-ль: Все мои дети стали насекомыми, и все такие разные, кто вы, ребята?

П/и «Паучок»

Дети отгадывают загадки.

Загадки:
1. У этих жучков красные платьица в чёрный горох.
На растении оно обитает и вредных тлей уничтожает.божья коровка
2. Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает.пчела
3. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.бабочка
4. Наткёт, напрядёт, сидит и добычу ждёт.паук
5. В лесу у пня суета, беготня
Народ рабочий, весь день хлопочет.муравей
6. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит. комар.

С.м. прилетел жук и просит спеть ему песенку про жука(песня «Жук)) Воспитатель: А сейчас приглашаю всех насекомых-ребят на спортивные состязания.
Дети делятся на две команды «муравьишки»-----«гусенички»
Спортивная эстафета с мячом, гимнастической палкой.
Итог (танец летка-енка)

Используемая литература
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
3. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез,
4. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.
5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
6. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
8. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
9. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
10. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5

Екатерина Брюховских
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Насекомые»

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Насекомые»

Подготовила: Брюховских Екатерина, воспитатель МАДОУ "Детский сад №28" г. Верхняя Пышма.

Актуальность:

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, их строении, способах передвижения;

Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители

По времени проведения: краткосрочный

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;

Знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

Находить сходства и различия;

Владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Реализация проекта осуществляется в пять этапов:

1 этап – постановка проблемы.

На этом этапе мы с детьми бедуем на данную тему. Воспитатель пытается определить уровень знаний по теме. Обязательно задаю детям вопрос: ребята, вы хотите узнать по больше о насекомых? Где мы можем найти информацию? Кто нам в этом сможет помочь? Предлагаю детям создать альбом про насекомых.

2 этап – проектирование.

На этом этапе дети выбирают себе насекомое, про которое они будут искать информацию совместно с родителями.

Работа с родителями: объясняю родителям, что необходимо найти, про какое насекомое, как оформить.

3 этап - поиск информации.

Планирование совместной - образовательной деятельности:

Посмотреть на иллюстрациях, какие бывают насекомые.

Наблюдения за насекомыми на участке.

Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.

Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.

Выполнение аппликации.

Сотрудничество с родителями:

Предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;

Посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Комплексно – тематическое планирование по теме проекта.

Физическое развитие . Артикуляционная гимнастика: «Пчелки», «Зудит комар» .

Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комарика», «Угадай, кто летит» и др.

Пальчиковая гимнастика: «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»

Физкультурная минутка: «Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку»

Дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы»

Познавательное развитие. Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»

Дидактические игры: «Найди такую же бабочку» «Найди по описанию», «Где живут насекомые» «Что изменилось»

НОД «Шестиногие малыши»

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»

Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка»

Загадки о насекомых.

Составление описательного рассказа: «Бабочка – красавица», «Трудолюбивая пчелка».

Знакомство с потешками: «Божья коровка черная головка» и др.

Подборка детских произведений для домашнего чтения: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»,

Социально- коммуникативное развитие Словесные игры: «Зеленая лужайка» (упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.

Дидактические игры: «Найди одинаковых бабочек», «Что лишнее на картинке?» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Прогулка по зелёному лугу» и др.

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Божья коровка»

Кружок нетрадиционного рисования «Создаем образы насекомых нетрадиционным способом»

Индивидуальная работа - раскрашивание насекомых (печатные раскраски);

Аппликация «Бабочка»

4 этап. Продукт: альбом «Насекомые».

5 этап. Презентация. Развлечение для детей «Именины Мухи-Цокотухи».

Анализ хода работы:

В ходе реализации проекта «Путешествие в мир насекомых» предполагаемые результаты были достигнуты:

Пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;

На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;

Дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;

Родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

Паспорт проекта Тип проекта: поисково-исследовательский По времени: долгосрочный(4 месяца) По количеству участников: групповой Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор физкультуры).


Актуальность проблемы Актуальность проблемы Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была разной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес. Были и такие ребята, которые предложили поймать бабочек в сачок, жуков посадить в банку. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.


Аннотация проекта Аннотация проекта Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

















2 ЭТАП Устройство клумбы и посадка цветов для привлечения бабочек и пчел, благоустройство участка. Организация выставки детских книг по теме «Насекомые». Чтение художественной литературы. Наблюдения за бабочками, муравьями, клопами- солдатиками, шмелями, стрекозами, божьими коровками, кузнечиками, какие цветы нравятся пчелам больше всего. Изготовление макета «На лесной полянке». Рисование насекомых гуашью. Лепка из пластилина насекомых способом размазывания пластилина по бумаге. Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну насекомых». Создание музея насекомых. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» для родителей и детей младшей группы. Просмотр сказки «Стрекоза и муравей» у детей подготовительной группы. Выпуск стенгазеты «Берегите насекомых». Изготовление с родителями запрещающих знаков. Развлечение с родителями КВН «Знатоки насекомых».




































3 ЭТАП Выпуск стенгазеты «Берегите насекомых» Изготовление с родителями запрещающих знаков поведения в природе КВН «Знатоки насекомых» с участием родителей и привлечением узких специалистов (инструктора ФИЗО Галановой О.В. и музыкального руководителя Жуковой И.И.) Анализ результативности работы Обработка и оформление результатов проекта Презентация проекта

Экологический проект во второй младшей группе №2 "Насекомые "

Вид проекта : Групповой, долгосрочный с 01.06.2014 – 31.08.2014

Интеграция видов деятельности : Поисково-познавательный, коммуникативный, художественно-эстетический, трудовой, оздоровительный, экологический.

Участники : воспитатели, дети II младшей группы №2.

Цель проекта : развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Актуальность темы: Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

Знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;

Находить сходства и различия;

Владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

Разучивание стихов о насекомых

Пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»

Загадывание загадок.

Сотрудничество с семьёй:

Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

Оформление альбома родителями вместе с детьми о любимом насекомом, (наполнить альбом рисунками, фотографиями, рассказами, стихами, загадками).

Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом, альбомы, книги, картотека игр, коллективная аппликация «На лугу», выставка рисунков «Бабочки-красавицы», выставка работ из пластилина «Гусеницы"

План реализации проекта

Июнь

1.«Шестиногие малыши»- познавательное занятие. Познакомить детей с разнообразными насекомыми, выделив их отличительные признаки, учить придерживаться сюжетной линии в рассказывании, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.

2.«Бабочка-красавица»- рисование. Учить детей получать изображения, применяя монотипию, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисование, воспитывать аккуратность в работе с красками.

3.«Как привить любовь к природе» консультация для родителей.

Познакомить родителей с информацией.

4.«Дюймовочка»- чтение рассказа Г. Х. Андерсена. Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно слушать жанровое произведение.

5. Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимо насекомом оформить альбом и ли газету, используя рисунки, фотографии. Содействие сотрудничеству детей и родителей.

Июль

1.«Где зимуют насекомые?» - познавательное занятие. Продолжать знакомить детей с насекомыми, развивать кругозор детей, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.

2.«К нам жук влетел » - музыкальная игра. Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о способах передвижения насекомых.

3.«Гусеницы» - лепка. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина,

воспитывать аккуратность в работе.

4.«Муха - Цокотуха» - чтение сказки Чуковского. Познакомить детей со сказкой. Учить выделять главную мысль, учить внимательно слушать жанровое произведение.

5.«Медведь и пчёлы», «Бабочки и кузнечики» - подвижные игры Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в правильном произношение звука [ж], закреплять знания о способах передвижения насекомых.

6.«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья. Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.

Август

1.«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.

2.«На лугу» - коллективная аппликация. Развивать чувство композиции, учить сочетать различные приемы выполнения аппликации, воспитывать аккуратность.

3.Чтение стихов о насекомых. Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.

4.Подведение итогов творческого домашнего задания для детей и родителей: о любимо насекомом. Содействие сотрудничеству детей и родителей.

Стихи о насекомых

Бабочка

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется –

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

Бабочка

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

Бабочка

Живёт, собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок!

Божья коровка

Точка, точка,

Два крючочка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

Божья коровка

У божьей коровки крылышки тонкие,

Надкрылки красные в чёрных крапинках.

На кончик травинки она заполозает, -

Надкрылки подняв, вертолётом взлетает.

Комары

На лужайке у горы

Под зелёной липой

Потеряли комары

Маленькую скрипку.

На лужайке у горы

У тропы-петлички

Ищут, ищут комары

Скрипку-невеличку.

«Светлячок, сюда иди,

Посвети под липкой.

Без тебя нам не найти

Маленькую скрипку!»

Светлячок то там, то тут

Светится, как спичка,

Ищут, ищут – не найдут

Скрипку-невеличку.

Распищались комары

Зло и недовольно

И, наверно, с той поры

Всех кусают больно!

Комариха

Дождь прошел.

Свежо и тихо.

Распищалась комариха: -

Радостно на свете жить,

Но кого бы укусить?

Кузнечики

Вечером в траве их встретим,

Слышен стрекот там и тут:

Это мамы малым детям

Колыбельную поют.

Кузнечик

С утра кузнечикскачет по травинкам,

скачет по листочкам,

Будто весь огромный мир

обскакать он хочет.

В полдень выспится, забравшись

в прохладный тенёчек,

И всю ночь ему не спится. -

До утра стрекочет.

Кузнечик

Кузнечик прыгнул и исчез

С травой зеленой слился весь.

«Попробуйте на грядке

Со мной сыграйте в прятки».

Муравьи

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник-дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Муравей

Муравьишка маленький,

Маленький - удаленький,

Ты работаешь всегда,

Но блуждаешь иногда.

Опоздал ты

В свой домишко,

Только ты ведь

Не трусишка -

Под грибочком ночевал...

Утром с бабочкой играл,

И так резво веселился -

Чуть с грибочка не свалился.

Муха

Летним днём мешает муха

Спать: куснёт то в нос, то в ухо.

Люди с мухами не ладят. -

То на мусор муха сядет,

То усядется на хлеб,-

Не почистив свои лапки,-

То на пряник сядет сладкий.

Спасаясь от такой назойливой соседки,

Вставляют люди летом в окна сетки.

Осы

В тельняшках полосатых осы, как матросы.

Владеют, как кинжалом осы свим жалом.

Того, кто им мешает, злые осы жалят. -

Покуда не ужалят, - в покое не оставят.

Как пчёлы, строят гнёзда. К ним не подходи! -

Не тронь гнездо осиное, - сторонкой обойди.

Оса

Началась в лесу гроза,

Всполошилась тут оса.

«Что за беспорядки,

Не терплю осадки».

Загадки о насекомых.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я поймать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка ).

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет (бабочка ).

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза )

Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок )

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей )

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион (Муравьи )

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит ( Комар )

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик )

Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит (Паук )

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер знает в этом толк.

Покупайте, мухи, шёлк! (Паук )

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (Жук )

Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит - воет, сядет - землю роет. (Жук ).

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится, целый день летает,

Всем надоедает? ( Муха )

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком (Пчела )

Лежит кучка поросят, только тронешь - завизжат (пчелы )

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы (Червяк )

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может (Гусеница )

Сивую буренушку и дома не любят, и на базаре не купят (таракан )

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят ( Осы )

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонек.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку...( светлячок )

Божья коровка

Кузнечик

Муравей

Пальчиковые игры про насекомых

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

***

Стрекоза поспать легла

У кувшинках в лепестках,

В сладком клевере - пчела,

Шмель - в кудрявых васильках.

(поочередно сгибаем пальцы)

В колокольчиках - сверчок,

Муравьишка - у сосны,

В паутине паучок

Смотрит радужные сны.

(Кладем руки по щеку)

Пчела

Прилетела к нам вчера

(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)

Полосатая пчела,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)

А за нею - шмель-шмелёк

И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)

Пожжужали, полетали,

(опять бежим по кругу)

От усталости упали.

(медленно опускаемся на ковёр)

Стрекоза

Летит стрекоза,

Как горошины глаза.

(Бежим по кругу, расставив руки. Сомкнутым большим и указательными пальцами показываем глаза стрекозы)

Вверх-вниз,

(сначала бежим на носочках, потом в полуприседе)

взад-вперед,

(меняем направление бега)

Как прозрачный самолёт.

(свободно летаем по ковру)

Пчела и жук

(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)

Жу-жу-жу -

Пчела жужжит

И вокруг цветка кружит.

Жу-жу-жу -

В цветке том жук:

Хря, пчела, жужжишь вокруг!

С кем дружит цветок

(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,

(большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек дружит с пчёлами,

(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)

Цветочек дружит с солнышком,

(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми.

(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя)

Труженица пчела

Пчёлка трудится весь день

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт -

(Одну руку вытягивают вперёд, затем - вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,

(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.

(Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться

(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Оса

Оса села на цветок,

(вытянуть указательный палец правой руки)

Пьет она душистый сок.

(и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки)

Комарик

Не кусай, комарик злой!

(Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед -«хоботок»)

Я уже бегу домой.

(мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз - «лапки»)

Жук

Я веселый майский жук.

(сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг.

(указательный палец и мизинец)

Над лужайками кружу,

(развести в стороны - «усы»)

А зовут меня Жу-Жу.

(шевелить пальцами-усами)

Паучок

Паучок ходил по ветке,

(руки скрещены)

А за ним ходили детки.

(пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)

Паучков на землю смыл.

(хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

(действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

("Паучки" ползают на голове)

Улей

Вот маленький улей, там пчелки сидят.

(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном положении)

Спрятались пчелки - И их не видать.

(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся отверстие)

Вот солнце пригрело - И пчелки летят,

(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это солнечные лучи)

Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з…»

Сороконожка

Вот бежит сороконожка (пальцы правой руки щекочут левую ладонь в направлении от кончиков пальцев до основания ладони).

У Алешки по ладошке.

Так щекочут ее ножки,

Что хохочет наш Алешка.

Божья коровка

По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -

На ней красная рубашка.

Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.

Маленькая крошка

(правой рукой погладить «божью коровку») -

На спине горошки.

(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки»)

Светлячок-червячок

Вот старый пенек

(поставить на стол кулак левой руки),

А в нем огонек

(указательным пальцем показать на «пенек») -

Ползет светлячок

(изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки),

Ведь он – червячок.